Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:40, контрольная работа
Если гигиенические условия в школе не соблюдаются, это отражается на всем: на учебном процессе, на здоровье детей, на воспитании культуры... Средняя общеобразовательная школа является единой, трудовой школой, призванной дать учащимся среднее образование, отвечающее современным требованиям общественного и научно-технического прогресса. В задачи школы входит обеспечение всестороннего гармоничного развития учащихся, их эстетическое и физическое воспитание, готовить их к жизни, активной трудовой и общественной деятельности. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную работу. В соответствии с действующим законодательством учащимся обеспечиваются все условия для сохранения и укрепления здоровья, гигиенического воспитания.
Соответственно такому строению, глаз, когда зрение нормально, видит одну часть рассматриваемого объекта лучше, а все остальные хуже, пропорционально их удалению от точки наилучшего зрения. Глаз старается увидеть одновременно значительную часть своего зрительного поля одинаково хорошо только в том случае, если зрение его несовершенно. Такая попытка неизбежно приводит к сильному напряжению и глаз и психики. В этом легко может убедиться всякий, чье зрение близко к нормальному, если он постарается увидеть ощутимую по размерам зону одновременно всю одинаково хорошо. На близком же расстоянии попытка увидеть таким образом зону даже в полсантиметра диаметром приведет к дискомфорту и болезненным ощущениям. Все, что дает глазам отдых, естественно ведет к восстановлению нормального уровня центральной фиксации. Иногда это представляет собой легчайший и быстрейший путь к улучшению зрения.
Главнейшим фактором нарушения, в том числе и центральной фиксации, является психическое напряжение. Поскольку все аномальные состояния глаз сопровождаются психическим напряжением, то абсолютно всем им должна сопутствовать и потеря центральной фиксации. Не случайно, когда мозг находится в напряжении, глаза обычно в большей или меньшей степени слепнут. В первую очередь при этом слепнет центр зрения.
Если напряжение достаточно велико, то в этот процесс может быть вовлечена вся или большая часть сетчатки. Когда частично или полностью подавлена функция центра зрения, человек больше не может видеть лучше всего ту точку, на которую он смотрит. В таком случае объекты, на которые он не смотрит прямо, видны так же хорошо или даже лучше, поскольку чувствительность сетчатки теперь становится приблизительно равной в каждой ее части или даже лучше в части, которая вне центра. А значит, во всех случаях нарушенного зрения человек не способен видеть лучше всего то, на что он смотрит. Поэтому учитесь поддерживать глаза в расслабленном состоянии как во время отдыха, так и во время зрительной работы. Никакого напряжения ни при каких обстоятельствах, за исключением сознательных движет ний, когда вы делаете упражнения.
Когда вы сможете осознать видение одной части своего зрительного поля лучше, чем всего остального, то сможете и сократить размеры этой видимой лучше всего зоны. Если вы переведете взгляд от низа самой большой буквы на проверочной таблице к ее верху и увидите не рассматриваемую вами часть этой буквы хуже, чем часть, зафиксированную взглядом, то вы скорее всего сумеете сделать то же самое и с буквой следующей строки.
Сам по себе факт, что центральная фиксация невозможна без психического контроля, означает, что центральная фиксация глаза одновременно является и центральной фиксацией психики. В свою очередь это означает здоровое состояние всех органов тела, поскольку вся деятельность физического организма зависит от психики. Не только зрение, но и все иные ощущения получают пользу от использования центральной фиксации
Н. А. Семенова для очищения глаз предлагает
проводить специальную
1.Центральная фиксация состоит в фокусировании глаз на специальном предмете, вдали или вблизи, примерно в течение минуты. Глаза должны быть нормально открыты, но не мигать. Смотреть надо до тех пор, пока не потекут слезы. Расстояние до предмета – не менее 48 см, поза – удобная, расслабленная. Например, можно фиксировать взгляд на вершине пламени свечи, на маленьком черненьком кружочке, приколотом к стене. Чем меньше предмет для фиксации, тем лучше.
2.После нескольких месяцев практики центральной фиксации глаз можно перейти к созерцанию чистой воды. Налейте воду в красивую вазу и созерцайте примерно 10 минут центр отражения, создаваемого обычным светом. Вазу надо расположить так, чтобы фокус отражения был в центре тарелки, созерцать следует эту блестящую поверхность.
Центральную фиксацию на водном отражении, на вершине огня свечи древняя наука йоги рассматривает как успокоительное для глаз. Могущественным предметом центральной фиксации является созерцание различных объектов Природы, таких как вода и небо. К более древним традициям восходит порядок центральной фиксации с водно-световым созерцанием в комнатах с хорошим освещением, с картиной или репродукцией хорошей картины, на которой изображена спокойная гладь воды.
3.Созерцание носа. Сидя расслабленно, держите шею прямо и фиксируйте глазами верхушку носа. Созерцайте 1-2 минуты, затем закройте глаза. Повторите 2-3 раза. Закройте глаза для отдыха.
4.Созерцание бровей. После минутного отдыха с закрытыми глазами фиксируйте глазами точку между бровями. Удерживайте так минуту или две. Закройте глаза для отдыха.
5.Созерцание правого плеча. Держите тело прямо, шею и голову твердо. Фиксируйте глаза на конце вашего правого плеча. Оставайтесь так минуту или две. Закройте глаза для отдыха.
При снижении остроты зрения
При снижении остроты зрения рекомендуете также принимать:
Чтобы у школьников не ухудшалось зрение, нужно улучшить гигиенические условия освещения рабочих мест в школе и дома. Стены в классах и поверхность столов следует окрашивать в светлые тона. Оконные стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, закрывающие доступ света, например, высокие цветы. Обязательно нужно учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо периодически пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.
Учителя должны регулярно напоминать родителям об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе понижение зрительных функций. Тогда как 1 час отдыха значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими, когда орган зрения напрягается меньше. Рекомендуется после двухчасовых непрерывных занятий устраивать 10-20-минутные перерывы.
Однако, как показывают наблюдения.
Многие родители пренебрегают этими
рекомендациями. Порой дети посещают
несколько школ, занятий в кружках,
и т.д., что ведет к чрезмерной
перегрузке всего организма, в том
числе и зрительного
В последнее время одним из частых компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телепередач. Однако, при всем их культурном значении, они должны быть регламентированы с позиции гигиены, т.к. являются дополнительной нагрузкой на ЦНС и, конечно, для глаз школьников. Телепередачи не должны увеличивать накопившееся за день утомление, а максимально способствовать отдыху детей.
Лучше всего расположиться от телевизора не ближе, чем на 3 метра, при этом следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Если школьник носит очки для дали, ему следует их надеть, чтобы излишне не напрягать зрение.
Смотреть телевизор следует в освещенной комнате! Длительность непрерывного просмотра не должна превышать 20-40 минут – в зависимости от возраста ребенка.
Большой вредздоровью ребенка могут нанести компьтерные игры, и чам младше ребенок, тем больше отрицательных влияний на него оказывает компьютер, непоправимый вред наносится всему организму в целом. Во многих странах мира детям до 12-летнего возраста вообще не разрешают пользоваться компьютером.
Систематическое выполнение рекомендаций, данных Вашему ребенку, будет способствовать хорошему самочувствию, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, которое будет положительно влиять на процессы роста и развития как отдельных функций организма, в том числе и зрительных, так и всего организма в целом.
Только при совместных действиях врачей, учителей и родителей можно сохранить или предотвратить раннюю патологию зрения.
Литература
1. Гигиена детей и подростков: учебник\ В.Н. Кардашенко, Е.П. Стромская
и др. М.:Медицина,1988 г.
2. Общая гигиена: учебник\ Г.И. Румянцев, Е.П. Вишневская, Т.А. Козлова.
М.: Медицина, 1985 г.
3. Особенности физиологии детей:уч. пособие под редакцией проф. В.М.
Смирнова. М.: 1993 г.
4. Общая гигиена: учебник\ В.С. Габович.: 1986 г.
5. Психология здоровья: книга \В.И. Белов.М.:1994 г.
6. Энциклопедия здоровья\В.И. Белов. М.:1993 г.
7. Тренируйте зрение: брошюра\Г.Г. Демирчоглян. М.: 1990 г.
Этот комплекс йога рекомендует для поддержания зрения в хорошем состоянии. Как утверждают сами йоги, если делать его ежедневно утром и вечером, начиная с юности, можно сохранить хорошее зрение до глубокой старости и не пользоваться очками.
Перед выполнением комплекса сядьте в удобную позу (хорошо, если вы сможете сесть на пятки на гимнастическом коврике, но можно сесть и на стул). Выпрямите позвоночник. Постарайтесь расслабить все мышца (в том числе и мышцы лица), кроме тех, которые поддерживают сидячее положение тела. Посмотрите прямо перед собой вдаль, если есть окно - посмотрите туда, если нет - посмотрите на стену. Постарайтесь сосредоточить внимание на глазах, но без излишнего напряжения
1 упражнение
Глубоко и медленно вдыхая (желательно, животом), посмотрите в межбровье, задержите глаза в этом положении на несколько секунд. Медленно выдыхая, верните глаза в исходное положение и закройте на несколько секунд. Со временем, постепенно (не раньше, чем через 2-3 недели), задержку в верхнем положении можно увеличить (через полгода до нескольких минут)
2 упражнение
Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время.
3 упражнение
На вдохе медленно поверните глаза вправо ("до упора", но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе, верните глаза в исходное положение. Таким же образом поверните глаза влево.
Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд.
4 упражнение
На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение.
Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд.
Повторить упражнения, начав с левого верхнего угла
5 упражнение
Вдыхая, опустить глаза вниз и затем медленно поворачивать их по часовой стрелке, остановившись в самой верхней точке (на 12-ти часах). Не задерживаясь, начать выдох и продолжить поворот глаз по часовой стрелке вниз (до 6 часов). Для начала достаточно одного круга, постепенно можно довести их количество до трех кругов (через две-три недели) При этом нужно, не задерживаясь после первого круга, сразу начать второй. Закрыть после выполнения упражнения, глаза на несколько секунд.
Затем сделать это упражнение, поворачивая глаза против часовой стрелки.
В завершение
комплекса нужно сделать
Информация о работе Профилактика зрительных нарушений у детей