Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:06, доклад
Напомним, что понятие интеллекта включает в себя спектр когнитивных способностей, позволяющих нам понимать и осознавать то, что с нами происходит: способность к переработке новой информации, способность к абстрактному мышлению, способность к рациональным суждениям, пространственное мышление, речевые функции и т.д. Некоторые из них являются биологически детерминированными и сравнительно независимыми от жизненного опыта - их относят к "подвижному интеллекту", другие являются отражением знаний и опыта, приобретенного человеком в течение жизни - они образуют "кристаллизованный интеллект".
ГООАУ СПО «Мурманский медицинский колледж»
Профилактика старения интеллекта.
Выполнил студент Ковенцай Е.С.
Мурманск
2012
Напомним, что понятие интеллекта включает в себя спектр когнитивных способностей, позволяющих нам понимать и осознавать то, что с нами происходит: способность к переработке новой информации, способность к абстрактному мышлению, способность к рациональным суждениям, пространственное мышление, речевые функции и т.д. Некоторые из них являются биологически детерминированными и сравнительно независимыми от жизненного опыта - их относят к "подвижному интеллекту", другие являются отражением знаний и опыта, приобретенного человеком в течение жизни - они образуют "кристаллизованный интеллект".
Тесты на интеллект позволяют выявить ряд связанных с возрастом изменений, которые чаще всего начинаются после 60 лет. Классическая "модель стареющего интеллекта" включает в себя ухудшение показателей "подвижного интеллекта" при почти полной сохранности "кристаллизованного интеллекта". В частности, об отсутствии дефицита вербальных способностей говорит тот факт, что пожилые люди демонстрируют нормативные показатели по вербальным шкалам теста ВЕКСЛЕРА. Возрастное снижение подвижного интеллекта находит свое отражение в худших по сравнению с молодыми людьми результатах выполнения тестов на пространственное мышление, кодирование символов и т.п. Еще один показатель - это выполнение заданий по матрицам РАВЕНА - результаты остаются стабильными вплоть до возраста 40 лет, а затем снижаются примерно на 10% каждые 10 лет.
Следует отметить большую вариабельность интеллектуальных показателей у пожилых и старых людей и тот факт, что некоторые из них демонстрируют гораздо более высокие показатели, чем молодые испытуемые. Кроме того, интеллектуальные показатели у пожилых могут быть значительно улучшены с помощью практики и тренировки, хотя степень этого улучшения, при одинаковой интенсивности тренировок, будет все же меньше, чем у молодых людей.
То, что пожилые обладают худшими показателями подвижного интеллекта, может быть следствием снижения эффективности нейрональной передачи в головном мозге, а значит, более медленной переработки информации и существенных ее потерь. Снижение этих показателей может быть и следствием некоторых не-когнитивных факторов, в частности, нарушений сенсорных и моторных функций. Так, моторная замедленность может значительно снижать способность пожилого человека к выполнению тестов, которые требуют тонких движений руки (например, поставить галочку возле правильного ответа на бланке исследования). Возрастной дефицит сенсорных функций, описанный в предыдущем разделе, может привести к возникновению ошибок в восприятии предъявляемой информации - в этом случае снизится скорость и качество ее переработки.
Другие факторы, влияющие на показатели интеллекта у пожилых испытуемых, являются отражением психологических особенностей, связанных с возрастом. Принимая решения, пожилые люди "жертвуют скоростью в пользу тщательности". Имеется в виду то, что они склонны отбрасывать быстрые, простые варианты решения задач, предпочитая действовать медленно и стараясь учесть все возможные аспекты проблемы, прежде чем принять решение. Наконец, при оценке выполнения интеллектуальных задач пожилыми людьми, не следует забывать о том, что проблемы со здоровьем, очень частые в позднем возрасте (например, болезни сердца и сосудов), могут существенно повлиять на когнитивное функционирование и на качество выполнения заданий. Более низкие показатели могут быть связаны и с меньшим количеством лет обучения, и с меньшим опытом выполнения психометрических тестов.
Впрочем, не все изменения когнитивных функций в позднем возрасте представляют собой дефицитарные явления. У здоровых старых людей обнаруживается больший, чем у молодых, запас опыта и знаний. Они более тщательны и точны, более взвешены в суждениях и, если речь идет о знакомых видах деятельности, могут справляться с ней не хуже, чем молодые люди. Такое приобретенное знание (или "жизненная мудрость") может в действительности оказаться значительно более важным для способности человека справляться с большинством повседневных проблем, чем те отвлеченные задания, которые предлагаются психологами в психометрических тестах.
Даже когда физические или когнитивные способности затронуты процессом старения, пожилые люди часто способны к выработке стратегий, позволяющих частично или полностью компенсировать возникший дефект. Например, при обследовании группы пожилых машинисток оказалось, что они могут печатать текст так же быстро и безошибочно, как их молодые коллеги. Несмотря на то, что движения их пальцев были более медленными, у них была лучше развита способность "предугадывать" следующее слово и заранее необходимым образом располагать пальцы на клавиатуре. В целом, старые люди могут преуспевать почти не хуже молодых в тех видах деятельности, которые не предъявляют жестких требований к скорости протекания моторных и когнитивных процессов.
Питание мозга и возрастное снижение интеллекта
По данным геронтологов максимальная
работоспособность у лиц
До 50-ти лет снижение психических функций
носит плавный и незаметный характер,
а после 50-ти лет и, особенно, после 55-ти
лет признаки ослабления памяти, внимания,
мышления дают о себе знать во все более
явной форме, причем не только в быту, но
и в профессиональной деятельности. Так,
на примере пилотов гражданской авиации
установлено:
Имеется статистически достоверная связь
между опасными отклонениями в пилотировании
и возрастом пилотов. За допустимые параметры
полета по собственной вине наиболее часто
совершали выходы пилоты старше 55 лет.
Поэтому сдерживание темпов мозгового
старения имеет высокую важность для безопасности
полетов.
В ходе обследования 500 пилотов авиакомпании "Аэрофлот
- Российские Авиалинии" отмечено:
в возрасте 50-ти лет снижение интеллектуальных
функций у каждого 10-го пилота;
в возрасте 55-ти лет - у каждого 5-го пилота;
в возрасте 60-ти лет - у каждого 2-го пилота.
Психологический тренинг с возрастом
малоэффективен, так как способность к
обучению снижается. Существует тесная
связь между быстродействием мозга и уровнем
содержания в его нейронах определенных
аминокислот, липидов, гормонов, микроэлементов.
Восполнение дефицита необходимых биологически
активных веществ в клетках должно способствовать
повышению их работоспособности.
Подобран специальный комплекс биологически
активных веществ:
Гинкго Билоба;
Чеснок (чесночное масло);
Повышенные дозы витаминов группы В;
Магний, цинк и другие микроэлементы;
Лецитин;
Глицин;
Комлекс свободных аминокислот.
Эффективность комплекса биологически
активных веществ проверена на 60 пилотах
старше 50 лет. На примере лецитина (схема
ниже) можно судить о механизме его действия
в человеческом организме.
Прием комплекса осуществлялся в течении
4-х лет во время отпуска (1 мес.).
Результаты психологических тестов показали:
У 58% лиц удалось остановить процесс мозгового
старения и ослабления психических функций;
У 28% наблюдалось повышение работоспособности
мозга.
Подробнее с деталями данного исследования
можно ознакомиться в докладе
Н.В. Якимович "СНИЖЕНИЕ ФУНКЦИЙ МОЗГА
У ПИЛОТОВ
СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ
ЭТОГО ПРОЦЕССА", который был представлен
на 3-ем Научно-практическом
конгрессе Ассоциации авиационно-космической,
морской, экологической и экстремальной
медицины России.
Тренировка интеллекта
Многочисленными
исследованиями психологов, врачей и
социологов
было доказано, что у психически здоровых
пожилых людей до 80 лет
практически не наблюдается значительного
снижения интеллекта, и их интеллектуальные
способности остаются такими же, как и
в более молодом возрасте.
Психическое состояние
и интеллектуальные
способности в старости зависят главным
образом от двух факторов: образования
и уровня профессиональной
квалификации. Чем выше уровень образования,
полученного человеком в молодости, тем
лучше сохраняется интеллект в старости.
Люди с более высоким уровнем профессиональной
подготовки, приобретенной в молодые годы,
постоянно пополняют свои знания и в зрелом
возрасте, т. е. в течение всей жизни занимаются
интеллектуальной тренировкой. Следовательно,
и в старости они сохраняют интеллектуальные
способности и высокий жизненный тонус.
В ходе исследований обнаружен интересный факт:
подвижность психики в старости обусловлена «средой обитания»
пожилого человека. Такой вывод был сделан
на основании сравнительного анализа
результатов двух обследованных групп.
Одна группа состояла из здоровых пожилых
людей, живущих в благоприятной среде,
которая способствовала повышению их
жизненного тонуса. В другой группе были
люди такого же возраста, но живущие в
«тепличных условиях», которые вынуждали
их к пассивности.
Очевидно, окружающая среда, требующая
от пожилых людей самостоятельности и
независимости, позволяет им сохранить
высокий уровень развития интеллекта
в старости. Кроме того, чтение специальной
и художественной литературы, изучение
иностранных языков, различные увлечения
— все это требует постоянной работы ума.
Авторы этих наблюдений делают вывод,
что в нормальных условиях умственные
способности человека к старости не уменьшаются.
Естественно, что между отдельными индивидуумами
различия могут быть весьма существенными,
но это зависит в основном от условий существования
человека.
Существует еще одно наблюдение, касающееся
интеллекта пожилых людей. Из-за возрастного
снижения слуха человек иногда странно
реагирует на вопросы или замечания окружающих.
А окружающие приписывают ответы невпопад
или неверные замечания снижению его умственных
способностей.
У некоторых групп пожилых людей с высоким
уровнем образования интеллект в старости
не только не уменьшается, но даже в некотором
смысле возрастает. Так, например, способности
к абстрактным и
философским рассуждениям лучше всего
проявляются в пожилом возрасте, особенно
между 50-80 годами. Если в зрелости у кого-то
творческая деятельность была нормой
жизни, то этот человек продолжает заниматься
ею до глубокой старости. В качестве примера
можно привести плодотворную работу до
самой смерти таких выдающихся старцев,
как Лев
Толстой, Жорж
Сименон, Иоганн
Гете и многих других.
Лучшее лекарство
против старения - тренировка интеллекта
и психики.
Из этого следует, что если человек занимается
интеллектуальным трудом, учится в течение
всей жизни, стремится к самосовершенствованию,
то позже, в период старения и старости,
мозг у него работает гораздо лучше.
Существует, конечно, и обратная зависимость.
Как недостаточное использование физических
функций ведет к снижению физических способностей,
так и недостаточная эксплуатация мозга, недозагрузка мозговых клеток
может привести к ухудшению памяти. Результаты
исследований показывают, что к старости
лучше сохраняется не память механическая,
а память систематическая. В случае необходимости
решить задачу, требующую усилий памяти,
определенных навыков и опыта, пожилой
человек может даже превзойти молодого,
которому часто мешают излишние эмоции
и недостаток опыта.
Умственная работа требует больших энергозатрат.
Немногие осознают, что, испытывая психическое
напряжение, они быстрее, чем прежде, утомляются
и после такого рода активности нуждаются
в более частом отдыхе. Поэтому пожилому
человеку необходимо несколько раз в течение
трудового дня делать кратковременные
паузы для отдыха. Минутная релаксация,
небольшая прогулка на свежем воздухе
— и снова заряжена «психическая батарейка».
Мозг будет лучше снабжаться кровью и
не произойдет перенапряжения. Чтобы сохранить
психическую активность и здоровье, следует
поддерживать динамическое равновесие
между работой и отдыхом. Стоит также отметить,
что положительный эмоциональный
фон также улучшает и когнитивную
деятельность и продлевает жизнь.