Профилактика старения интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:06, доклад

Краткое описание

Напомним, что понятие интеллекта включает в себя спектр когнитивных способностей, позволяющих нам понимать и осознавать то, что с нами происходит: способность к переработке новой информации, способность к абстрактному мышлению, способность к рациональным суждениям, пространственное мышление, речевые функции и т.д. Некоторые из них являются биологически детерминированными и сравнительно независимыми от жизненного опыта - их относят к "подвижному интеллекту", другие являются отражением знаний и опыта, приобретенного человеком в течение жизни - они образуют "кристаллизованный интеллект".

Файлы: 1 файл

starch.docx

— 86.98 Кб (Скачать)

ГООАУ  СПО «Мурманский  медицинский колледж»

 

 

 

 

 

Профилактика старения интеллекта.

 

 

 

 

 

                                                                   Преподаватель Бабарико А.В.

Выполнил студент Ковенцай Е.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск

2012

Напомним, что понятие  интеллекта включает в себя спектр когнитивных способностей, позволяющих  нам понимать и осознавать то, что  с нами происходит: способность к  переработке новой информации, способность  к абстрактному мышлению, способность  к рациональным суждениям, пространственное мышление, речевые функции и т.д. Некоторые из них являются биологически детерминированными и сравнительно независимыми от жизненного опыта - их относят к "подвижному интеллекту", другие являются отражением знаний и  опыта, приобретенного человеком в  течение жизни - они образуют "кристаллизованный  интеллект".

  Тесты на интеллект позволяют выявить ряд связанных с возрастом изменений, которые чаще всего начинаются после 60 лет. Классическая "модель стареющего интеллекта" включает в себя ухудшение показателей "подвижного интеллекта" при почти полной сохранности "кристаллизованного интеллекта". В частности, об отсутствии дефицита вербальных способностей говорит тот факт, что пожилые люди демонстрируют нормативные показатели по вербальным шкалам теста ВЕКСЛЕРА. Возрастное снижение подвижного интеллекта находит свое отражение в худших по сравнению с молодыми людьми результатах выполнения тестов на пространственное мышление, кодирование символов и т.п. Еще один показатель - это выполнение заданий по матрицам РАВЕНА - результаты остаются стабильными вплоть до возраста 40 лет, а затем снижаются примерно на 10% каждые 10 лет.

Следует отметить большую  вариабельность интеллектуальных показателей  у пожилых и старых людей и  тот факт, что некоторые из них  демонстрируют гораздо более  высокие показатели, чем молодые  испытуемые. Кроме того, интеллектуальные показатели у пожилых могут быть значительно улучшены с помощью  практики и тренировки, хотя степень  этого улучшения, при одинаковой интенсивности тренировок, будет  все же меньше, чем у молодых  людей.

То, что пожилые обладают худшими показателями подвижного интеллекта, может быть следствием снижения эффективности  нейрональной передачи в головном мозге, а значит, более медленной переработки информации и существенных ее потерь. Снижение этих показателей может быть и следствием некоторых не-когнитивных факторов, в частности, нарушений сенсорных и моторных функций. Так, моторная замедленность может значительно снижать способность пожилого человека к выполнению тестов, которые требуют тонких движений руки (например, поставить галочку возле правильного ответа на бланке исследования). Возрастной дефицит сенсорных функций, описанный в предыдущем разделе, может привести к возникновению ошибок в восприятии предъявляемой информации - в этом случае снизится скорость и качество ее переработки.

  Другие факторы, влияющие на показатели интеллекта у пожилых испытуемых, являются отражением психологических особенностей, связанных с возрастом. Принимая решения, пожилые люди "жертвуют скоростью в пользу тщательности". Имеется в виду то, что они склонны отбрасывать быстрые, простые варианты решения задач, предпочитая действовать медленно и стараясь учесть все возможные аспекты проблемы, прежде чем принять решение.  Наконец, при оценке выполнения интеллектуальных задач пожилыми людьми, не следует забывать о том, что проблемы со здоровьем, очень частые в позднем возрасте (например, болезни сердца и сосудов), могут существенно повлиять на когнитивное функционирование и на качество выполнения заданий. Более низкие показатели могут быть связаны и с меньшим количеством лет обучения, и с меньшим опытом выполнения психометрических тестов.

Впрочем, не все изменения  когнитивных функций в позднем  возрасте представляют собой дефицитарные явления. У здоровых старых людей обнаруживается больший, чем у молодых, запас опыта и знаний. Они более тщательны и точны, более взвешены в суждениях и, если речь идет о знакомых видах деятельности, могут справляться с ней не хуже, чем молодые люди. Такое приобретенное знание (или "жизненная мудрость") может в действительности оказаться значительно более важным для способности человека справляться с большинством повседневных проблем, чем те отвлеченные задания, которые предлагаются психологами в психометрических тестах.

Даже когда физические или когнитивные способности  затронуты процессом старения, пожилые  люди часто способны к выработке  стратегий, позволяющих частично или  полностью компенсировать возникший  дефект. Например, при обследовании группы пожилых машинисток оказалось, что они могут печатать текст  так же быстро и безошибочно, как  их молодые коллеги. Несмотря на то, что движения их пальцев были более  медленными, у них была лучше развита  способность "предугадывать" следующее  слово и заранее необходимым  образом располагать пальцы на клавиатуре. В целом, старые люди могут преуспевать  почти не хуже молодых в тех  видах деятельности, которые не предъявляют жестких требований к скорости протекания моторных и когнитивных процессов.

Питание мозга  и возрастное снижение интеллекта

По данным геронтологов максимальная работоспособность у лиц умственного  труда наблюдается в возрасте от 35 до 45 лет, а к возрасту 50-60 лет  из-за старения мозга она снижается  на 20-40%. 
До 50-ти лет снижение психических функций носит плавный и незаметный характер, а после 50-ти лет и, особенно, после 55-ти лет признаки ослабления памяти, внимания, мышления дают о себе знать во все более явной форме, причем не только в быту, но и в профессиональной деятельности. Так, на примере пилотов гражданской авиации установлено: 
Имеется статистически достоверная связь между опасными отклонениями в пилотировании и возрастом пилотов. За допустимые параметры полета по собственной вине наиболее часто совершали выходы пилоты старше 55 лет. 
Поэтому сдерживание темпов мозгового старения имеет высокую важность для безопасности полетов. 
В ходе обследования 500 пилотов авиакомпании "Аэрофлот - Российские Авиалинии" отмечено: 
в возрасте 50-ти лет снижение интеллектуальных функций у каждого 10-го пилота; 
в возрасте 55-ти лет - у каждого 5-го пилота; 
в возрасте 60-ти лет - у каждого 2-го пилота. 
Психологический тренинг с возрастом малоэффективен, так как способность к обучению снижается. Существует тесная связь между быстродействием мозга и уровнем содержания в его нейронах определенных аминокислот, липидов, гормонов, микроэлементов. Восполнение дефицита необходимых биологически активных веществ в клетках должно способствовать повышению их работоспособности. 
Подобран специальный комплекс биологически активных веществ: 
Гинкго Билоба;

Чеснок (чесночное масло);

Повышенные дозы витаминов  группы В;

Магний, цинк и другие микроэлементы;

Лецитин;

Глицин;

Комлекс свободных аминокислот. 
Эффективность комплекса биологически активных веществ проверена на 60 пилотах старше 50 лет. На примере лецитина (схема ниже) можно судить о механизме его действия в человеческом организме. 
 
Прием комплекса осуществлялся в течении 4-х лет во время отпуска (1 мес.). 
Результаты психологических тестов показали: 
У 58% лиц удалось остановить процесс мозгового старения и ослабления психических функций; 
У 28% наблюдалось повышение работоспособности мозга. 
Подробнее с деталями данного исследования можно ознакомиться в докладе Н.В. Якимович "СНИЖЕНИЕ ФУНКЦИЙ МОЗГА У ПИЛОТОВ  
СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ЭТОГО ПРОЦЕССА", который был представлен на 3-ем Научно-практическом  
конгрессе Ассоциации авиационно-космической, морской, экологической и экстремальной медицины России.

 

Тренировка интеллекта

Многочисленными исследованиями психологов, врачей и  социологов 
было доказано, что у психически здоровых пожилых людей до 80 лет 
практически не наблюдается значительного снижения интеллекта, и их интеллектуальные способности остаются такими же, как и в более молодом возрасте. 
Психическое состояние и интеллектуальные способности в старости зависят главным образом от двух факторов: образования и уровня профессиональной квалификации. Чем выше уровень образования, 
полученного человеком в молодости, тем лучше сохраняется интеллект в старости. Люди с более высоким уровнем профессиональной подготовки, приобретенной в молодые годы, постоянно пополняют свои знания и в зрелом возрасте, т. е. в течение всей жизни занимаются интеллектуальной тренировкой. Следовательно, и в старости они сохраняют интеллектуальные способности и высокий жизненный тонус. 
В ходе исследований обнаружен интересный факт: подвижность психики в старости обусловлена «средой обитания» пожилого человека. Такой вывод был сделан на основании сравнительного анализа результатов двух обследованных групп. Одна группа состояла из здоровых пожилых людей, живущих в благоприятной среде, которая способствовала повышению их жизненного тонуса. В другой группе были люди такого же возраста, но живущие в «тепличных условиях», которые вынуждали их к пассивности. 
Очевидно, окружающая среда, требующая от пожилых людей самостоятельности и независимости, позволяет им сохранить высокий уровень развития интеллекта в старости. Кроме того, чтение специальной и художественной литературы, изучение иностранных языков, различные увлечения — все это требует постоянной работы ума. 
Авторы этих наблюдений делают вывод, что в нормальных условиях умственные способности человека к старости не уменьшаются. Естественно, что между отдельными индивидуумами различия могут быть весьма существенными, но это зависит в основном от условий существования человека. 
Существует еще одно наблюдение, касающееся интеллекта пожилых людей. Из-за возрастного снижения слуха человек иногда странно реагирует на вопросы или замечания окружающих. А окружающие приписывают ответы невпопад или неверные замечания снижению его умственных способностей. 
У некоторых групп пожилых людей с высоким уровнем образования интеллект в старости не только не уменьшается, но даже в некотором смысле возрастает. Так, например, способности к абстрактным и 
философским рассуждениям лучше всего проявляются в пожилом возрасте, особенно между 50-80 годами. Если в зрелости у кого-то творческая деятельность была нормой жизни, то этот человек продолжает заниматься ею до глубокой старости. В качестве примера можно привести плодотворную работу до самой смерти таких выдающихся старцев, как Лев Толстой, Жорж Сименон, Иоганн Гете и многих других. 

Лучшее лекарство  против старения - тренировка интеллекта и психики.  
 
Из этого следует, что если человек занимается интеллектуальным трудом, учится в течение всей жизни, стремится к самосовершенствованию, то позже, в период старения и старости, мозг у него работает гораздо лучше.  
Существует, конечно, и обратная зависимость. Как недостаточное использование физических функций ведет к снижению физических способностей, так и недостаточная эксплуатация мозга, недозагрузка мозговых клеток может привести к ухудшению памяти. Результаты исследований показывают, что к старости лучше сохраняется не память механическая, а память систематическая. В случае необходимости решить задачу, требующую усилий памяти, определенных навыков и опыта, пожилой человек может даже превзойти молодого, которому часто мешают излишние эмоции и недостаток опыта. 
Умственная работа требует больших энергозатрат. Немногие осознают, что, испытывая психическое напряжение, они быстрее, чем прежде, утомляются и после такого рода активности нуждаются в более частом отдыхе. Поэтому пожилому человеку необходимо несколько раз в течение трудового дня делать кратковременные паузы для отдыха. Минутная релаксация, небольшая прогулка на свежем воздухе — и снова заряжена «психическая батарейка». Мозг будет лучше снабжаться кровью и не произойдет перенапряжения. Чтобы сохранить психическую активность и здоровье, следует поддерживать динамическое равновесие между работой и отдыхом. Стоит также отметить, что положительный эмоциональный фон также улучшает и когнитивную деятельность и продлевает жизнь.


Информация о работе Профилактика старения интеллекта