Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 07:24, реферат
Злоупотребление наркотиками и алкоголем, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Даже при сужении, с точки зрения наркологов, границ наркомании и алкоголизма до юридически приемлемых во многих странах они признаны социальным бедствием. Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения злоупотребления, включающая формы токсикоманий, еще более трагична. Вещества и препараты, не включенные в список наркотиков, как правило, еще более злокачественны, приводят к еще большему ущербу для индивидуума, а затем и для общества в целом.
Это общие принципы ведения профилактической работы. Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их успешной реализации:
-
Возможность привития навыков
здорового образа жизни в
- Влияние на уровень притязаний и самооценку.
-
Свободный доступ к семье
-
Возможность привлечения
Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в школе:
Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы6.
Просветительские программы должны вестись на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинаться в младших классах и продолжаться до выпуска. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.
Информация
должна быть уместной и предоставлять
знания о последствиях злоупотребления
наркотиками для общества. Необходимо
делать акцент на пропаганде здорового
образа жизни и на формировании жизненных
навыков, обязательных для того, чтобы
противостоять желанию
Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения.
Вот чего не следует допускать, работая в области антинаркотического просвещения:
Использования тактики запугивания: неэффективность такой тактики доказана.
Искажения
и преувеличения негативных последствий
злоупотребления наркотиками
Разового характера действий, направленных на профилактику. Такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам.
Ложной информации. Даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы.
Оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было причинами.
Подготовка
квалифицированных кадров - одно из
важнейших условий
Алкоголизм
- хроническое (неизлечимое), прогрессирующее,
смертельное заболевание, затрагивающее
и разрушающее все сферы
Неизлечим алкоголизм в том плане, что человек, потерявший однажды контроль над употреблением алкоголя, никогда уже этот контроль не обретет. Насколько бы не был долог срок воздержания от алкоголя. Соответственно лечение алкоголизма заключается в том, чтобы человек научился жить вообще не употребляя через изменения в био-психо-социо-духовных аспектов личности человека.
Чтобы
найти выход, очень важно понять:
наркомания - это болезнь. Специалистам,
работающим в наркологии, это известно
давно, и признается безоговорочно.
Болезнь под названием
Понимание наркомании как болезни существует, по меньшей мере, с прошлого века, хотя в обыденном сознании все еще засел стереотип, что если человек употребляет наркотики, то единственная причина этому - его «непутевость», безответственность или вообще порочность и склонность к преступному образу жизни. О том, что такое поведение за может быть проявлением болезни, нередко забывается.
Специалисты
считают наркоманию заболеванием, относящимся
к группе так называемых аддиктивных
заболеваний, болезней зависимости. Поскольку
зависимость у наркомана
Лучшая методика борьбы с наркоманией и алкоголизмом - профилактика.
Реальным
выходом из создавшейся ситуации
является привлечение к профилактической
работе педагогов и психологов средних
школ и других учреждений системы
образования. Очевидно, что максимальной
возможностью при проведении профилактики
обладают люди, имеющие постоянный
контакт с детьми и подростками,
которые могут уловить те нюансы
состояния и поведения, зачастую
ускользающие от родителей и специалистов
наркологов.
Литература
Еникеева Д.Д.Как
предупредить алкоголизм и наркоманию
у подростков: Учеб. пособие для
ОТуД. сред, и высш. пед.учеб. заведений
- 2-е изд. , стереотит. - М.: Издательский
центр «Академия», 2001 –с.144.
Еникеева Д.Д.
Как предупредить алкоголизм у подростков.М:
Издательский центр «Академия»,2001 -
с.144.
Караганова С.А.,
Малашенко И.Е., Федорова А.В., Наркомания
в России: угроза нации аналитический
доклад, Совет по внешней и оборонной
политике, М.: 1998
Березина С.В.,
Предупреждение подростковой и юношеской
наркомании и алкоголизма. М.: Изд-во
Института Психотерапии, 2003.- с.256.
Лисецкий К.С.
Предупреждение подростковой и юношеской
наркомании и алкоголизма. М.: Изд-во
Института Психотерапии, 2003. с.256.
Макеева А.Г.Педагогическая
профилактика наркомании в школе. М.2000
с.149.