Последствия, связанные со злоупотреблением психоактивными вещесвами

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 03:54, реферат

Краткое описание

Социологи, медики, психологи, представители правопорядка, осуществляя прогноз развития наркомании в среде детей и подростков на ближайшие три-пять лет, отмечают динамику ее роста и усиление следующей тенденции: дальнейшее омоложение контингента, употребляющего наркотические, сильнодействующие и психотропные вещества.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 38.85 Кб (Скачать)

ВТОРИЧНАЯ И ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ  ВЕЩЕСТВ

Вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние  проблемы, связанной с употреблением  наркотических средств, но не обнаруживают признаков болезни. Ее цель - максимально  сократить продолжительность воздействия  ПАВ на человека, ограничить степень  вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ как потребителю, так и окружающей его микросреде - учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания. Комплекс мероприятий вторичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса учащегося.

Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются: создание системы раннего  выявления потребителей ПАВ, обеспечение  доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.

В связи с  этим необходимо решить вопрос легитимности использования диагностических  тестов на определение ПАВ в биологических  средах организма учащихся, а также  предусмотреть обязательное обследование на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В, С, венерические заболевания, которые, как правило, сопутствуют употреблению ПАВ.

Педагоги, школьные психологи, социальные работники вместе с родителями таких учащихся должны стремиться создать психотерапевтическую атмосферу непримиримости к повторному употреблению ПАВ и оптимизировать их здоровые личностные и социальные устремления. Очень важно обеспечить длительное пребывание таких учащихся в нормативных микросредах (учебный  класс в общеобразовательной  школе, учреждения дополнительного  образования, семья и т.д.), в которых, как правило, вероятность распространения  наркотиков сведена к минимуму.

В случаях, когда  ставится диагноз "наркомания", учащийся нуждается в специальном комплексном  обследовании, лечении и реабилитации. Прежде всего необходимо выяснить, какие биологические, психологические, характерологические и микросредовые особенности способствовали наркотизации, имеется ли соматическая патология, какова степень поражения личности и каков предполагаемый реабилитационный потенциал.

Профилактика, лечение  и реабилитация - это взаимосвязанный  процесс. Реабилитация начинается с  первого контакта больного с медицинской  службой и продолжается до тех  пор, пока не будет восстановлен его  личностный, профессиональный и социальный статус. Если учесть, что прием "тяжелых" наркотиков типа героина способен в  максимально короткие сроки превратить "экспериментатора" в больного наркоманией, то лечебнореабилитационная программа должна начинаться как можно раньше, быть интенсивной и комплексной. Вместе с тем без включения больного в образовательный и осознанный трудовой процесс невозможно решить проблемы третичной профилактики, т.е. реабилитации.

Мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов  наркомании, относятся к третичной  профилактике. Собственно, это и  есть реабилитация, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.

Несмотря на высокий уровень участия психиатров-наркологов в осуществлении вторичной и  особенно третичной профилактики, активное участие в этом процессе воспитателей, педагогов, школьных психологов, социальных педагогов не только не может быть исключено, но должно рассматриваться  в качестве одного из основных факторов решения проблем реабилитации. Именно специалисты образовательных учреждений осуществляют общеобразовательное  и профессиональное обучение, обеспечивают организацию технических и иных кружков, спортивных секций, оказывают  социально-психологическую и педагогическую помощь, формируют законопослушное  поведение, без которых реадаптация и ресоциализация просто невозможны.

Задачи вторичной  и третичной профилактики могут  быть решены в специализированных государственных  центрах реабилитации детей и  молодежи в системе Министерства образования Российской Федерации. Помимо специализированных центров, в  целях профилактики злоупотребления  психоактивными веществами может и должна активно использоваться уже существующая сеть образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - ППМС-центров. Спектр деятельности таких центров должен быть многогранным и многопрофильным:  
оказание консультативно-диагностической, медикосоциальной и правовой помощи детям и молодежи, употребляющим психоактивные вещества и имеющим болезненную зависимость;  
оказание консультативной помощи и правовой поддержки родителям по вопросам наркозависимости детей и молодежи;  
организация общеобразовательного и профессионального обучения и с этой целью создание учебных классов, студий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур для обеспечения духовного и творческого роста реабилитируемых;  
оказание организационно-методической и консультативной помощи специалистам образовательных учреждений по вопросам профилактики наркомании и зависимости от ПАВ;  
взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями по вопросам реадаптации и реабилитации детей и молодежи, вовлеченных в употребление психоактивных веществ;  
разработка и апробирование реабилитационных программ для детей и молодежи с зависимостью от ПАВ;  
разработка программ профилактики срывов и рецидивов наркомании у детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию, и интегрированных в образовательное учреждение.

Дети и подростки, успешно прошедшие реабилитацию (третичная профилактика), должны возвращаться в образовательные учреждения на общих основаниях.

Совершенно очевидно, что вторичная и третичная  профилактики имеют свои особенности. Между профилактическими блоками (первичная, вторичная и третичная  профилактики) как составляющими  единой системы имеет место взаимопроникновение  и взаимопересечение. Именно такой подход позволит структурировать целостную концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами и перейти к созданию профилактических программ на всех трех уровнях.

Информация о работе Последствия, связанные со злоупотреблением психоактивными вещесвами