Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 14:27, лекция
Без сбалансированного питания ребенка не происходит нормального роста, морфологического и функционального созревания различных органов и систем, физического и нервно-психического развития, развития иммунной системы, адекватных поведенческих реакций, т.е. всего того, что входит в понятие здоровья.
Несколько слов о лечебном питании
Лечебное питание играет огромную роль в терапии любого заболевания детского возраста. Питание при различных заболеваниях ребенка является мощным лечебным фактором, при котором правильно составленная диета становится ключевым механизмом, позволяющим воздействовать на нарушенные звенья метаболизма, нормализовать функции пищеварительной системы, активизировать защитные силы организма, что во многом определяет течение и исход болезни.
Все
это послужило основание для разработки
специальных видов лечебных продуктов
с заданным составом в соответствии с особенностями
патологии, при которых используется данный
продукт.
Производство специализированных продуктов
для диетического и лечебного питания
в настоящее время представляет собой
особое направление в деятельности ряда
ведущих фирм, занимающихся выпуском детского
питания.
Специальные научные исследования показали,
что при большинстве заболеваний потребность
ребенка в основных пищевых ингредиентах
и энергии практически не отличается от потребности
здорового ребенка. И только если во время
болезни значительно нарушаются обменные
процессы, потребности в некоторых пищевых
веществах могут меняться либо в сторону
увеличения в связи с большим их расходованием
больным организмом, либо снижаться из-за
плохой переносимости того или иного ингредиента.
При некоторых заболеваниях требуется
качественное изменение какого-либо компонента —
белка, жира или углеводов.
Учитывая особенности лечебного и диетического питания при различных патологических состояниях, промышленностью выпускается большой ассортимент специализированных продуктов, которые условно могут быть поделены на следующие основные группы:
В каждой из основных групп можно найти продукты, содержащие тот или иной белковый, жировой или углеводный состав: высокобелковые, малобелковые, низколактозные, безлактозные смеси. Жидкие и сухие смеси, обогащенные железом, содержащие бифидогенные факторы и с добавлением бифидобактерий. Гипоаллергенные продукты с низкой и высокой степенью гидролиза белка. Продукты с низким содержанием или лишенные фенилаланина, безглютеновые и продукты на основе соевого белка.
Остается лишь добавить, что многие смеси содержать таурин и селен, необходимые для формирования центральной нервной системы, построения сетчатки глаза, коньюгации желчных кислот, осморегуляции, поддержания структур клеточных и субклеточных мембран и др.
Питание детей старше года
В питании детей старше года по-прежнему большая роль отводится молочным продуктам, которые должны входить в ежедневный рацион. Белковая часть рациона обеспечивается также за счет мяса, рыбы и птицы, причем ассортимент их значительно расширяется. Дети могут получать говядину, нежирные сорта свинины, мясо кур, кролика. После года детям также дают колбасные изделия — сосиски, вареные колбасы. Количество рыбы в рационе питания по сравнению с первым годом увеличивается до 3-х раз в неделю. Ребенок может получать цельное яйцо, однако больше, чем ? яйца в день давать не следует.
Пища детей до 1,5 лет по кулинарной обработке отвечает тем же требованиям, что и на первом году жизни, старше 1,5 лет можно предлагать более густую пищу, а при появлении коренных зубов — салаты, отварное, тушеное мясо, порезанное кусочками. С этого же возраста необходимо приучать ребенка к самостоятельному питанию, активному жеванию твердой пищи, что способствует правильному развитию зубов, челюсти и лицевого скелета.
Питьевой режим
Существует
мнение, что ребенок, находящийся на грудном
вскармливании не нуждается в дополнительном
введении жидкости. Однако, достаточно
большое количество жидкости ребенок
должен получать в первые дни после рождения,
оправданно также введение 5% раствора
глюкозы для восполнения энергетических
затрат в период ранней адаптации ребенка
и в связи с катаболической направленностью
обмена веществ. В дальнейшем потребности
ребенка в воде уменьшаются. Следует, однако,
помнить, что при жирном грудном молоке
ребенок нуждается в дополнительном введении
жидкости. При этом потребности в воде
в сутки составляют двойной объем кормления.
При искусственном вскармливании режим
питья тот же, т.е. объем жидкости определяется
потребностями ребенка. В жаркое время
года, если температуры выше 25?, суточный
объем жидкости увеличивается в 1,5 раза,
а при температуре 35? и выше — в 2 раза.
Детям старше года жидкость дается в виде молока, компотов, чая, минеральной воды. Суточное количество жидкости регулирует сам ребенок, в зависимости от характера пищи и времени года.
Особенности вскармливания недоношенных детей
Недоношенный ребенок, по сравнению с доношенным, отличается недостаточной зрелостью органов и систем, в том числе и пищеварительного тракта, лабильностью обменных процессов, большей интенсивностью нарастания массы тела и роста, низкой сопротивляемостью к различным факторам внешней среды.
Изучение моторики желудочно-кишечного тракта недоношенного ребенка показало выраженные отличия от взрослого человека и доношенного ребенка. У недоношенных детей снижен тонус нижних отделов пищевода, отсрочено опорожнение желудка, а способность сосать появляется у новорожденных только после 32 недели гестации. При применении минимального количества энтерального питания отмечается повышение концентрации желудочно-кишечных пептидов, регулирующих моторику кишечника (гастрин, мотилин и др.). Хорошо известен то факт, что энтеральное питание во многом определяет развитие желудочно-кишечного тракта у новорожденного ребенка. Поступление питательных веществ в желудочно-кишечный тракт способствует процессам созревания моторики. У новорожденных детей, получавших парентеральное питание в течение длительного времени, отмечалось снижение уровня гормонов кишечника и снижался уровень обмена белка.
В настоящее время действует концепция «минимального энтерального питания» или «трофического питания». Сформулированы основные рекомендации по «трофическому питанию»:
Поэтому к смесям, применяемым для питания
недоношенных детей, предъявляются особые
требования, они должны быть адаптированы
к особенностям пищеварительной системы
и обменных процессов. Расчет питания при
естественном вскармливании и вскармливании
смесями, не предназначенными для кормления
недоношенных детей, производят по объемному
методу с поправкой на приблизительно долженствующий
вес (М+20%М). Ребенку с I степенью недоношенности
объем питания на долженствующую массу
считают с 11-го дня жизни, со II степенью —
с 15дня, а с III и IV степенью — с месяца.
Самым
оптимальным видом вскармливания для
недоношенного ребенка является грудное.
Следует строго следить за количеством
высасываемого ребенком молока. Поэтому
недоношенный ребенок должен быть обеспечен
весами.
Однако, как показали многочисленные исследования,
несмотря на все преимущества грудного
молока, у него есть существенный недостаток:
оно не обеспечивает необходимого для
недоношенного ребенка количества белка
и некоторых минералов. Поэтому в настоящее
время во многих странах разработаны и используются
в клиниках специальные белково-минеральные
добавки к грудному молоку. Оптимальным
вариантом является добавка, созданная
на основе грудного молока, однако сейчас
имеется несколько вариантов добавок,
созданных на основе белка коровьего молока.
В случаях недостаточного высасывания грудного молока требуется докармливание. При этом используются специальные адаптированные сухие молочные смеси для недоношенных. Особенностью этих смесей является более высокое содержание белка и углеводов, а соответственно и калорийности, по сравнению с обычными адаптированными смесями. Специальные адаптированные смеси для недоношенных следует применять до достижения ими веса 4 кг, а затем переходить на обычные адаптированные смеси.
Таким образом, с помощью рационального питания в настоящее время можно сохранить здоровье здоровым детям и уменьшить риск реализации неблагоприятных факторов, способствующих развитию различной патологии у детей раннего возраста.
Информация о работе Питание детей первого года жизни: современные подходы