Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:54, контрольная работа
Первичная профилактика — это система меропри¬ятий, направленная на устранение причин возникно¬вения болезней. Первичная профилактика призвана предупредить возникновение заболеваний Задача первичной профилактики — улучшение состояния здоровья детей и взрослых на протяжении всего жизненного цикла.
1. Первичная и вторичная профилактика заболеваний. Роль преподавателя в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваний.
Первичная профилактика — это система мероприятий, направленная на устранение причин возникновения болезней. Первичная профилактика призвана предупредить возникновение заболеваний Задача первичной профилактики — улучшение состояния здоровья детей и взрослых на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики является опыт формирования средств профилактики, рекомендации по здоровому I образу жизни, народные традиции и обряды поддержания здоровья, соблюдение гигиенических норм и правил. Для школьного учителя — это в первую очередь выполнение всех норм и правил школьной гигиены, которые регламентированы гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений: Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2.-1178-03). Мероприятия по повышению специфической и неспецифической резистентности организма детей также относятся к системе мер первичной профилактики. Это и система закаливания, и календарь профилактических прививок.
Вторичная профилактика — это система мероприятий, направленная на предупреждение прогрессирование имеющегося заболевания, на раннее выявление доклинических признаков заболеваний (на стадии предболезни), показателей наследственной предрасположенности людей, выявление факторов риска заболеваний и прогнозирование риска, а также своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий с целью предупреждения развития болезни. Роль учителя на этом этапе заключается в активном участии в проведении ежегодных медицинских осмотров школьников и выполнении рекомендаций медицинской комиссии.
Третичная профилактика — это предупреждение рецидивов заболеваний у больных в общепопуляционном плане. Основная задача этого вида профилактики — предупреждение инвалидности и реабилитация больных детей и взрослых.
Акцент должен делаться на первичной профилактике, т. е. формировании установки на здоровый образ жизни, так как предупредить заболевание значительно легче, чем вылечить.
Выделяют также профилактику индивидуальную (личную) и общественную, т. е. действия индивидуума и общества для профилактики заболевания.
Мерами первичной и вторичной профилактики являются медицинские, гигиенические, социальные, социально-экономические и др.
Средствами медицинской профилактики являются пропаганда здорового образа жизни, диспансеризация и т. д. Одними из главных являются гигиеническое воспитание и санитарное просвещение.
Педагогическое воздействие на личность другого человека – вот главный механизм, с помощью которого учитель может изменить ситуацию со здоровьем населения России: быть самому здоровым, быть пропагандистом здорового образа жизни, знать и уметь какими методами, секретами можно продлить свое благосостояние, как преодолеть профессиональные и бытовые трудности и вести активный образ жизни.
В России асоциальное поведение является причиной смерти почти каждого третьего россиянина. Психическая травма, вызывающая патологический стресс, нередко провоцирует инфаркт и инсульт. Лучшей первичной профилактикой психических травм и здоровья в целом является воспитание интеллигентного человека. И в этом деле роль учителя неоспорима.
Роль учителя усматривается и в других направлениях: учитель может эффективно повлиять на уменьшение смерти даже той, в основе которой лежит не только асоциальное поведение. Известно, что сердечно-сосудистым заболеваниям предшествует атеросклероз, который на 50% обусловлен неправильным пищевым поведением. Обучение школьников основам рационального и диетического питания - путь к снижению сердечно-сосудистых заболеваний.
2. Определение проходимости дыхательных путей, техника проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) способом изо рта в рот, изо рта в нос.
Состояние дыхательных путей пациента оценивается с помощью сбора анамнеза, физикального исследования, а в некоторых случаях с помощью рентгенографии, тестов функции легких и напрямую — в ходе фиброскопического исследования. Пациентов следует расспросить, были ли у них эпизоды нарушения проходимости дыхательных путей. Например, сообщал ли им анестезиолог о непредвиденных трудностях при обеспечении дыхания (например «трудности при вентиляции», «трудности при интубации»). Не было ли у них в прошлом трахеостомы или операций в области лица и шеи? Были ли ожоги в этих местах? Страдают ли больные от обструктивного сонного апноэ или дисфункции височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС)? К сожалению, пациенты и члены их семей часто замалчивают о проблемах, которые испытывал медицинский персонал при обеспечении у них дыхания, поскольку эти проблемы редко беспокоят их в повседневной жизни. Нередко бывает полезным подробное знакомство с медицинской документацией больного, особенно с записями анестезиолога.
Физикальное исследование — самый надежный метод распознавания и прогнозирования сложностей при обеспечении проходимости дыхательных путей. Прежде всего, необходима оценка общего состояния пациента. Может ли пациент сидеть и разговаривать без одышки? Розовые или цианотичные кожные покровы больного? Пациент хронически истощен или остро болен? Зависит ли больной от постоянной оксигенотерапии? Имеются ли у пациента выраженное ожирение или рубцы, особенно в области груди и шеи? Оцените жизненно важные функции, особое внимание обратите на данные пульсоксиметрии (БрОг).
Затем следует целенаправленное обследование дыхательных путей. Осмотрите рот и ротовую полость, отметив степень и симметричность открытия рта (ширина трех пальцев — оптимальное раскрытие), обследуйте состояние зубов (о неустойчивых, отсутствующих или надломанных зубах должна быть сделана документальная запись), наличие зубных протезов. Выступающие резцы могут мешать ларингоскопии. Обратите внимание на размеры языка (большой язык обычно лишь затрудняет поддержание проходимости дыхательных путей, редко делая его невозможным) и небную дугу (высокое ее стояние сопряжено с трудностями при выведении гортани).
Состояние задних отделов глотки может указывать на возможные проблемы при ларингоскопии и визуализации гортани. На основании доступности ряда структур для прямого осмотра Mallampati разделил пациентов на 4 класса (диаграмму доступных для визуализации структур можно найти в главе 15 «Предоперационная оценка»). Слабая доступность для осмотра некоторых структур (в частности, при III и IV классах) сопряжена с трудностями при выведении гортани. Согласно классификации, в положении сидя с выпрямленной спиной, максимально открытым ртом и выдвинутым вперед языком, должны определяться следующие структуры:
Класс I: видны глоточные дужки, все небо, язычок.
Класс II: просматриваются глоточные дужки и мягкое небо.
Класс III: видно мягкое небо, но глоточные дужки и язычок увидеть нельзя.
Класс IV: можно увидеть только твердое небо; при этом мягкое небо, дужки и язычок не просматриваются.
После завершения осмотра ротовой полости обращают внимание на размеры нижней челюсти и функциональное состояние ВНЧС.Короткое щитоподбородочное расстояние (менее толщины трех пальцев), измеряемое от подбородка до выступа щитовидного хряща, говорит о возможных сложностях визуализации гортани. У пациентов с нарушенной функцией
ВНЧС могут наблюдаться асимметрия и ограничение открывания рта, а также отмечаться звуковые явления — хруст и щелканье. После ларингоскопии возможно ухудшение этих симптомов в послеоперационном периоде. Любопытно, что в условиях общей анестезии и нейромышечного блока у части пациентов с дисфункцией ВНЧС рот открывается хуже, чем во время бодрствования и общения.
Наконец, исследуют анатомические особенности шеи. Особенно тщательно изучают следы прошлых хирургических вмешательств (особенно трахеостомы) или глубоких ожогов. Имеются ли у больного патологические образования (например, гематома, абсцесс или флегмона, лимфоаденопатия, зоб, опухоль, отек мягких тканей) или искривление трахеи? Наличие короткой и толстой шеи указывает на вероятные трудности при интубации. Выраженное ожирение или большая грудь (как часто бывает на поздних сроках беременности) способны затруднить ларингоскопию.
Необходимо, чтобы пациент продемонстрировал объем движений головы и шеи. Подготовка к ларингоскопии обязательно включает разгибание шеи для облегчения визуализации. У пожилых пациентов и больных с рубцами в области шеи может отмечаться значительное ограничение при движении. Более того, у пациентов с болезнями шейного отдела позвоночника (грыжа диска или нестабильность шейного отдела, как при ревматоидном артрите) возможно развитие неврологических симптомов при движении шеи. Подобные проблемы следует замечать и учитывать при планировании способа обеспечения проходимости дыхательных путей. Опасную нестабильность в шейном отделе позвоночника можно обнаружить при рентгенологическом исследовании в согнутом и разогнутом положении.
В отношении пациентов с патологией в области головы и шеи (такой, как рак гортани) особенно важно знать о результатах непрямой ларингоскопии или прямой волоконно-оптической назоларингоскопии, которые часто выполняются в ходе обследования этих больных оториноларингологом.
Наконец, если анамнез дает основание заподозрить динамическую обструкцию дыхательных путей (как при внутригрудных, так и внегрудных образованиях), функциональное исследование легких, включающее кривую поток—объем, поможет выявить потенциальную опасность нарушения проходимости дыхательных путей после введения миорелаксантов.
ИВЛ методом «изо рта в рот» осуществляется следующим образом. Оказывающий помощь одной рукой, помещенной на лбу пострадавшего, отгибает его голову назад, одновременно поддерживая ее другой рукой, подложенной под шею и затылок. Пальцами руки, расположенной на лбу, закрывают нос, чтобы не было утечки воздуха. Оказывающий помощь плотно охватывает своим ртом рот пострадавшего и производит выдох в его дыхательные пути. Критерий контроля эффективности — увеличение объема грудной клетки пострадавшего. После того, как грудная клетка расправилась, оказывающий помощь поворачивает свою голову в сторону и у больного происходит пассивный выдох. Интервалы дыхательных циклов должны быть в пределах физиологической нормы — не чаще 10—12 в 1 мин. (1 дыхательный цикл на 4—5 счетов). Объем выдыхаемого воздуха должен быть примерно на 50% больше обычного объема.
Если реаниматор действует в одиночку, отношение частоты сдавливаний грудной клетки к темпу ИВЛ должно составлять 15:2. В этих случаях проверяют пульс после завершения четырех циклов ИВЛ, а затем каждые 2—3 мин. Не стремитесь делать ИВЛ в режиме максимальных вдохов и выдохов в сочетании с большой частотой. Это чревато возникновением осложнений уже у реаниматора.
К проведению ИВЛ методом «изо рта в нос» прибегают в том случае, если нет возможности использовать вышеуказанный метод (например, при челюстно-лицевых травмах). Сразу следует отметить, что проводить ИВЛ данным способом более тяжело чисто физически. В основе этого лежат анатомические особенности верхних дыхательных путей (нос, носоглотка): они значительно уже просвета ротовой полости. Методика проведения данного пособия заключается в следующем. Оказывающий помощь одной рукой, расположенной на лбу пострадавшего, запрокидывает его голову назад, а другой рукой поднимает нижнюю челюсть вверх, закрывая рот. Дополнительно можно закрыть рот пострадавшего пальцами руки, поднимающей челюсть. Затем реаниматор охватывает нос пострадавшего своими губами и производит выдох.
3. Гигиена беременности. Особенности течения беременности.
Гигиена беременных – довольно емкое понятие. Оно включает соблюдение режима труда и отдыха, диетические рекомендации и еще целый ряд мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья женщины и будущего малыша, а также подготовку ее организма к нормальному течению родов, послеродового периода, к лактации и грудному вскармливанию.
Хотя беременность, как известно, не болезнь, а естественное состояние, в этот период жизни в организме женщины происходят значительные изменения, которые требуют коррекции привычного образа жизни и гигиенического режима.
Чистота и уход за телом играют большую роль в жизни будущей мамы. В связи с гормональной перестройкой кожа, ее придатки (ногти, волосы), а также слизистые оболочки претерпевают существенные изменения.
Кожа
Многие женщины отмечают, что во время беременности, особенно в последние месяцы, у них резко усиливается потоотделение. Содержание кожи в чистоте значительно облегчает работу почек (почки также выполняют выделительную функцию), которые работают во время беременности с повышенной нагрузкой.
Ванны беременным, в общем, не противопоказаны, но эти процедуры требуют соблюдения следующих условий:
ванна должна быть вымыта с моющим средством;
вода должна быть теплой, примерно 34–36оС;
во избежание падений в скользкой ванне на дно следует положить специальный коврик, резиновую циновку, рогожку или чистое полотенце;
желательно присутствие помощника, который подстрахует вас при приеме ванны или по крайней мере – при выходе из нее;
в последний месяц беременности ванны не рекомендованы.
Горячие ванны принимать не следует. Также не рекомендуется парить ноги. Эти процедуры вызывают увеличение притока крови к органам малого таза, ногам и уменьшение снабжения кислородом мозга, что может служить причиной головокружения, обмороков, колебания артериального давления, провоцировать кровотечение, выкидыш, преждевременные роды, особенно при патологическом течении беременности.
Прохладная ванна (30–36оС) с морской солью (ее можно приобрести в аптеках) способствует расслаблению мышц, успокаивает нервную систему, улучшает кровообращение в ногах, обменные процессы в коже, способствует выведению шлаков, уменьшает отеки.
Беременным не противопоказано посещение бассейна. Однако общественные бассейны не лишены недостатков: сильное хлорирование воды, возможность заразиться инфекционным заболеванием (чаще всего – грибковой инфекцией).