Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 23:09, реферат
Гиппократ – в переводе с латинского языка Hippocrates, а в переводе с греческого языка – Иппократис, древнегреческий врач, Отец медицины, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины.
Введение………………………………………………..3
Детство и юность……………………………………4
Образование и путешествия……………………5
Медицинские сочинения Гиппократа……….6
Гиппократ-философ……………………………….10
Авиценна о Гиппократе………………………….11
Клятва Гиппократа…………………………………12
Используемая литература………………………13
ТГМА
Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования «Тверская Государственная Медицинская Академия» Министерства здравоохранения и социального развития России.
Реферат на тему:
Отец медицины, философ – Гиппократ
Выполнила:
студентка 203 группы
педиатрического факультета
Масленцева Алёна Игоревна
Оглавление
Введение.
В мире не найдётся человека, не слышавшего о “Клятве Гиппократа”. Но, мало кто интересовался, что за человек написал текст, который произносили, не одну эпоху, деятели медицины, приступая к исполнению своего святого долга, на благо людей.
Гиппократ – в переводе с латинского языка Hippocrates, а в переводе с греческого языка – Иппократис, древнегреческий врач, Отец медицины, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины.
Рисунок 1. Портрет Гиппократа.
Детство и юность
Гиппократ родился в 460 году до нашей эры в городке Меропис на острове Кос. Он относится к роду Подалирия, на протяжении восемнадцати поколений занимающемуся медициной.
Отец Гиппократа - Гераклид, мать – акушерка Фенарета. Первым воспитателем Гиппократа и учителем в области медицины был его отец. Начинал свою деятельность Гиппократ при храме. Еще, будучи двадцатилетним юношей, он уже пользовался славой превосходного врача. Именно в этом возрасте он получил посвящение в жрецы, что было необходимо тогда для врача.
Современники Гиппократа отмечали его гениальную наблюдательность, прозорливость, интуицию и логичность умозаключений. Все выводы его были основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых вытекали и заключения.
Образование и путешествия
Получив первоначальное медицинское образование, Гиппократ, стремясь пополнить знания и усовершенствовать искусство врачевания, приобрести новые навыки, отправился в Египет. В разных странах он не только изучал медицину по практике местных врачей, по обетным таблицам, которые всюду вывешивались в стенах храмов Эскулапа, но и собирал и систематизировал еe.
Объездив Грецию, Малую Азию, побывав в Ливии и Тавриде, Гиппократ, познав разные школы врачевания, познакомившись с их методами, по возвращении на родину основал свою медицинскую школу.
Гиппократ объяснял болезни, опираясь на теорию гуморов: первоначально в человеческом организме находили неопределенное число этих жидкостей, которые в сочетании с воздухом производят индивидуальное состояние здоровья. Со временем число гуморов было сведено к четырём, хотя состав четверки определялся по-разному. «Режим при острых заболеваниях», называют воду, желчь, кровь и флегму: вода из селезёнки, желчь из желчного пузыря, флегма из головы, а кровь из сердца.
Приводимая ниже таблица показывает соотношение этих гуморов:
Гумор |
Элемент |
Время года |
Желтая желчь |
Огонь |
Лето |
Чернаяжелчь |
Земля |
Осень |
Флегма |
Вода |
Зима |
Кровь |
Воздух |
Весна |
Медицинские сочинения Гиппократа
Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы.
Извечные традиции, запрещавшие вскрытие трупов, позволяли изучать анатомию и физиологию только на животных. Конечно, это не давало возможности, при всей врачебной наблюдательности Гиппократа глубоко изучить анатомию человека, в связи, с чем многие сведения его не соответствовали истинным знаниям. Тем не менее, Гиппократ уже знал о наличии желудочков в сердце, о крупных сосудах. Уже в те далёкие времена он понимал, что психическая деятельность человека связана с мозгом.
Рассматривая медицину и философию, как две неразрывные науки, Гиппократ старался их, и сочетать, и разделить, определяя каждой свои границы.
В соответствии со взглядами
древнегреческих философов о
строении окружающего мира Гипп
Гиппократу медицина обязана появлением учения о темпераменте человека. Согласно его учению, общее поведение человека зависит от соотношения четырёх жидкостей ,соков циркулирующих в организме, — крови, желчи, чёрной желчи и слизи (лимфы).
Организм Гиппократ представлял как постоянно изменяющееся состояние, зависящее от определённого соотношения выше упомянутых жидкостей. Если их соотношение изменялось, и нарушалась пропорция гармоничного их сочетания, наступала болезнь. Если же все жидкости находятся в организме в состоянии гармонии и “…соблюдают соразмерность во взаимном смешении в отношении силы и количества”, то человек здоров. Это были первые предпосылки теоретического осмысления болезни и здоровья.
Свыше 100 медицинских сочинений собрано в так называемом
“ Гиппократовском сборнике “. В него вошли сочинения не только Гиппократа и его учеников, но и врачей, представлявших иные направления древнегреческой медицины.
“Афоризмы” Гиппократа неоспоримы и актуальны до настоящего времени.
“Завтрак съешь сам, обед
раздели с другом, а ужин отдай врагу”.
По-видимому, врагов у каждого из нас
или совсем нет, или очень мало, поэтому
ужин мы обычно съедаем сами, не смотря
на теорию Гиппократа, заметившего
неблагоприятное воздействие пищи принятой
на ночь.
“У стариков меньше болезней, чем у молодых, но эти болезни уже на всю жизнь”.
“Брак - это лихорадка, которая начинается жаром, а кончается холодом”.
“Жизнь коротка, искусство вечно, случайные обстоятельства скоропреходящи, опыт обманчив, суждения трудны”.
“Что не излечивают лекарства, то излечивает железо; что не излечивает железо, то излечивает огонь; что не излечивает огонь, то излечивает смерть“.
В трудах Гиппократа: «Переломы», «Раны головы», «Вправление сочленений” подробно излагаются хирургические заболевания и их лечение, операции на различных органах. Его школе были известны основные принципы лечения переломов и вывихов.
Разные приемы перевязок, разработанные Гиппократом, имеющие место и в перевязочной хирургии нашего времени:
Круговая повязка - это наиболее простая форма бинтовой повязки. Реже её применяют как самостоятельную повязку на участках тела цилиндрической формы.
Рисунок 2. Круговая повязка на голову, по Гиппократу.
Повязка спиральная может закрывать значительную часть тела, производя на неё равномерное давление, поэтому её применяют при серьёзных ранениях живота, груди, конечностей.
Возвращающаяся повязка, или так называемая “шапка Гиппократа” бинтовая повязка для закрытия свода черепа. Это довольно сложная повязка, её наложение требует специальных навыков.
В трудах Гиппократа упоминается о применении сухих повязок, повязок, смоченных вином, растворами квасцов, а также мазевых повязок с растительными маслами.
Рисунок 3. Различны виды повязок по Гиппократу.
Для остановки кровотечения Гиппократ рекомендовал придавать высокое положение повреждённой конечности. Этот приём применяется и в настоящее время при венозном кровотечении, например при разрыве варикозно - расширенных вен нижних конечностей.
Гиппократ впервые описал картину острого воспаления
суставов.
Он ввёл термин “артрит”, образовавшийся
от слияния греческого слова “артрион” – сустав и
окончания “ит”, указывающее воспалительный
характер изменения в суставе.
Термин “рак”, как полагают, был присвоен Гиппократом опухолям, напоминающим по форме распространения, распускающиеся в стороны ножки омара. Это, прежде всего, относилось к раку молочной железы.
В трудах Гиппократа встречаются указания на зачатки гинекологии.
Одна из глав называется “О женских болезнях”.
В этой главе Гиппократ описывает симптомы
и диагностику смещений матки, воспаления
матки и влагалища. Он рекомендует и некоторые
хирургические вмешательства в гинекологии
– удаление опухоли из матки с помощью
щипцов, ножа и калёного железа.
Гиппократ – один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. В трактате “Священной болезни” – так древние греки называли эпилепсию, доказывал, что все болезни вызываются естественными причинами.
Учение о причинности в медицине является самой древней частью медицинской науки.
Гиппократ делит причины болезней на два класса. К первому классу он относил болезни, вызванные общим вредным влиянием со стороны климата, почвы, наследственности. Ко второму классу были отнесены болезни, связанные с “личными” условиями – условиями жизни и труда, питания (диеты). Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков ,т.е. здоровье.
Отец медицины осуждал такие пороки, как пьянство, считая, что оно является причиной слабости и болезненности. Этот принцип не утратил своей значимости до наших дней.
В медицинской этике Гиппократ, выдвинул четыре принципа лечения: не вредить больному; противоположное – лечить противоположным; помогать природе; щадить больного.
Учения Гиппократа, как в области философии, так и в области медицины, вызывало огромный интерес и оказало большое влияние на представления гениальных умов, выдающихся деятелей медицины последующих эпох.
Авиценна о Гиппократе.
Гиппократ ценен для Ибн Сины хирургией, стремлением к установлению общего диагноза, принципом лечения противоположным, а так же лечением язв, ран, свищей.
Изучает Ибн Сина и все виды повязок: круговые, спиральные, восходящие и шапку Гиппократа.
Особенно заинтересовало Ибн Сину учение Гиппократа о формировании человека внешней средой, о природном происхождении психических складов людей, о единстве природы и человека”.
“Люблю Гиппократа”, – подвёл итог Авиценна, – “но надо всё проверить”.
Клятва Гиппократа.
С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей “Клятва Гиппократа”, который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах. И главные принципы современной врачебной морали основываются на разработанной еще в античности «клятве Гиппократа».
“Любовь к нашей науке нераздельна с любовью к человечеству”, - говорил Гиппократ.
Клятва Гиппократа является выдающимся памятником гуманизма и исходным пунктом развития профессиональной врачебной этики.
Рисунок 4. Рукопись 12 века с текстом клятвы в форме креста.
Используемая литература :