Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 17:38, статья
Защита прав застрахованных лиц в сфере ОМС на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи реализуется посредством медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи. Контроль проводится в соответствии с Порядком, установленным Федеральным фондом ОМС приказом от 1 декабря 2010 г. №230. Результаты контроля могут служить основанием для принятия управленческих решений по повышению качества и совершенствования организации медицинской помощи.
Осуществление контроля качества медицинской помощи в медорганизациях: основные принципы и подходы
С.Г. Кравчук, начальник Управления
организации ОМС Федерального фонда обязательного
медицинского страхования
Защита прав застрахованных
лиц в сфере ОМС на получение гарантированной
бесплатной медицинской помощи реализуется
посредством медико-экономического контроля,
медико-экономической экспертизы и экспертизы
качества медицинской помощи. Контроль
проводится в соответствии с Порядком,
установленным Федеральным фондом ОМС
приказом от 1 декабря 2010 г. №230. Результаты
контроля могут служить основанием для
принятия управленческих решений по повышению
качества и совершенствования организации
медицинской помощи.
Основным принципом осуществления обязательного
медицинского страхования (ОМС) является
обеспечение за счет средств ОМС гарантий
бесплатного оказания застрахованному
лицу медицинской помощи при наступлении
страхового случая в рамках программ обязательного
медицинского страхования.
С введением в Российской Федерации обязательного
медицинского страхования право граждан
на получение качественной и доступной
медицинской помощи стало не только декларированной
Конституцией Российской Федерации обязанностью
государства, но и «конкретизированным
предметом», гарантии которого внесены
в целый ряд нормативных правовых актов
и получили свое дополнительное развитие
с вступлением в силу Федерального закона
от 29 ноября 2010 г. №326-ФЗ «Об обязательном
медицинском страховании в Российской
Федерации».
Одним из ведущих направлений защиты
прав застрахованных лиц в сфере обязательного
медицинского страхования на получение
гарантированной бесплатной медицинской
помощи является организация и проведение
контроля за ее предоставлением застрахованным
лицам при наступлении страхового случая.
В целях обеспечения прав застрахованных
лиц, гарантированных законодательством
Российской Федерации, в сфере обязательного
медицинского страхования контроль объемов,
сроков, качества и условий предоставления
медицинской помощи медицинскими организациями
в объеме и на условиях, которые установлены
территориальной программой обязательного
медицинского страхования и договором
на оказание и оплату медицинской помощи
по обязательному медицинскому страхованию,
проводится в соответствии с Порядком,
установленным Федеральным фондом обязательного
медицинского страхования приказом от
1 декабря 2010 г. №230.
Порядком контроля установлены единые
для всех субъектов Российской Федерации
правила и процедура организации и проведения
страховыми медицинскими организациями
и фондами обязательного медицинского
страхования контроля, включающие мероприятия
по проверке соответствия предоставленной
застрахованному лицу медицинской помощи
условиям договора на оказание и оплату
медицинской помощи по обязательному
медицинскому страхованию, реализовываемые
посредством медико-экономического контроля
(МЭК), медико-экономической экспертизы
(МЭЭ) и экспертизы качества медицинской
помощи (ЭКМП).
При медико-экономическом контроле осуществляется
установление соответствия сведений об
объемах оказанной медицинской помощи
застрахованным лицам на основании предоставленных
к оплате медицинской организацией реестров
счетов условиям договоров на оказание
и оплату медицинской помощи по обязательному
медицинскому страхованию, территориальной
программе обязательного медицинского
страхования, способам оплаты медицинской
помощи и тарифам на оплату медицинской
помощи. Медико-экономический контроль
осуществляется специалистами страховых
медицинских организаций и территориальных
фондов обязательного медицинского страхования.
Проведение медико-экономического контроля
осуществляется страховыми медицинскими
организациями в автоматизированном режиме.
В I полугодии 2013 г. проведен медико-экономический
контроль почти 463,4 млн. счетов, предъявленных
медицинскими организациями к оплате
за оказанную медицинскую помощь по территориальным
программам обязательного медицинского
страхования. Доля счетов, содержащих
нарушения, составила в среднем по Российской
Федерации 4%.
Следующим шагом при проведении контроля
объемов, сроков, качества и условий предоставления
медицинской помощи по обязательному
медицинскому страхованию является медико-экономическая
экспертиза - установление соответствия
фактических сроков оказания медицинской
помощи, объема предъявленных к оплате
медицинских услуг записям в первичной
медицинской документации и учетно-отчетной
документации медицинской организации,
проводимая непосредственно в медицинских
организациях. Медико-экономическая экспертиза
осуществляется в виде целевой и плановой
медико-экономической экспертизы.
Плановая медико-экономическая экспертиза
осуществляется на основании проведенного
медико-экономического контроля и позволяет
оценить, во-первых, соответствие объема
оказанной медицинской организацией медицинской
помощи объему, установленному решением
комиссии по разработке территориальной
программы обязательного медицинского
страхования, а также характер, частоту
и причины нарушений прав застрахованных
лиц на получение медицинской помощи по
обязательному медицинскому страхованию.
Минимальные обязательные ежемесячные
объемы проведения медико-экономической
экспертизы страховыми медицинскими организациями
установлены Порядком.
Наиболее информативной, позволяющей
оценить отдельные характеристики предоставленной
застрахованным лицам медицинской помощи
(например, частота и виды послеоперационных
осложнений, продолжительность лечения,
стоимость медицинских услуг) является
плановая тематическая медико-экономическая
экспертиза.
Обязательными поводами проведения целевой
медико-экономической экспертизы являются
случаи:
- повторных обращений по поводу одного
и того же заболевания: в течение 30 дней
при оказании амбулаторно-поликлинической
помощи, в течение 90 дней - при повторной
госпитализации;
- заболеваний с удлиненным или укороченным
сроком лечения более чем на 50 процентов
от установленного стандартом медицинской
помощи или средне сложившегося для всех
застрахованных лиц в отчетном периоде
с заболеванием, для которого отсутствует
утвержденный стандарт медицинской помощи;
- получения жалоб от застрахованного
лица или его представителя на доступность
медицинской помощи в медицинской организации.
В I полугодии 2013 г. медико-экономические
экспертизы проведены по 9,1 млн. страховых
случаев, в том числе в плановом порядке
рассмотрено почти 87% случаев, из них 26,3%
составили тематические МЭЭ, что более
чем в 2 раза превышает результаты I полугодия
2012 г.
По результатам проведенных медико-экономических
экспертиз выявлено 2,4 млн. страховых случаев,
содержащих нарушения.
С целью выявления нарушений в оказании
медицинской помощи, в том числе оценки
правильности выбора медицинской технологии,
степени достижения запланированного
результата и установления причинно-следственных
связей выявленных дефектов в оказании
медицинской помощи, проводится экспертиза
качества медицинской помощи. ЭКМП также
осуществляется в виде целевой и плановой
экспертизы качества медицинской помощи.
Плановая экспертиза качества медицинской
помощи проводится с целью оценки соответствия
объемов, сроков, качества и условий предоставления
медицинской помощи группам застрахованных
лиц, разделенным по возрасту, заболеванию
или группе заболеваний, этапу медицинской
помощи и другим признакам, условиям, предусмотренным
договором на оказание и оплату медицинской
помощи по обязательному медицинскому
страхованию.
Минимальные обязательные ежемесячные
объемы проведения страховыми медицинскими
организациями экспертизы качества медицинской
помощи в медицинских организациях установлены
Порядком. Конкретные объемы ежемесячных
плановых экспертиз качества медицинской
помощи для каждой медицинской организации
определяются в планах проверок, формируемых
страховыми медицинскими организациями,
которые согласовываются территориальными
фондами обязательного медицинского страхования.
При формировании планов проверок медицинских
организаций с учетом показателей деятельности
организаций в целом или их структурных
подразделений, а также профильных направлений
деятельности, включая показатели больничной
летальности, частоты послеоперационных
осложнений, первичного выхода на инвалидность
лиц трудоспособного возраста и детей,
частоты повторных госпитализаций, средней
продолжительности лечения, стоимости
медицинских услуг и других показателей
проводятся тематические плановые экспертизы
качества медицинской помощи. Основаниями
для их проведения могут также быть результаты
внутреннего и ведомственного контроля
качества медицинской помощи.
Обязательными поводами проведения целевой
экспертизы качества медицинской помощи
являются случаи:
- получения жалоб от застрахованного
лица или его представителя на доступность
и качество медицинской помощи в медицинской
организации;
- летальных исходов при оказании медицинской
помощи;
- внутрибольничного инфицирования и
осложнения заболевания;
- первичного выхода на инвалидность лиц
трудоспособного возраста и детей;
- повторного обоснованного обращения
по поводу одного и того же заболевания;
- заболеваний с удлиненным или укороченным
сроком лечения более чем на 50 процентов
от установленного стандартом медицинской
помощи.
В I полугодии 2013 г. в Российской Федерации
экспертиза качества медицинской помощи
проведена по 3,6 млн. страховых случаев,
более 93% экспертиз проведены в плановом
порядке.
Нарушения содержали 21,6% от всех рассмотренных
при экспертизе качества медицинской
помощи случаев.
По результатам МЭК, МЭЭ и ЭКМП к медицинской
организации, допустившей нарушения, применяются
меры, предусмотренные законодательством
в сфере обязательного медицинского страхования,
закрепленные в договоре на оказание и
оплату медицинской помощи по обязательному
медицинскому страхованию.
Перечень оснований для отказа в оплате
медицинской помощи (уменьшения оплаты
медицинской помощи) утвержден Порядком,
которым также подробно регламентирована
процедура обжалования результатов контроля
объемов, сроков, качества и условий предоставления
медицинской помощи по обязательному
медицинскому страхованию, проведенного
страховой медицинской организацией,
путем подачи претензии в территориальный
фонд обязательного медицинского страхования.
В целях разрешения спорных ситуаций,
возникающих в ходе медико-экономического
контроля, медико-экономической экспертизы,
экспертизы качества медицинской помощи,
а также контроля за деятельностью страховых
медицинских организаций, территориальные
фонды организуют проведение повторных
МЭК, МЭЭ и ЭКМП (реэкспертизы).
Проведение реэкспертиз также позволяет
объективно оценить деятельность не только
страховых медицинских организаций в
целом, но и отдельных специалистов, принимавших
участие в их организации и проведении.
Следует отметить, что при проведении
контроля объемов, сроков, качества и условий
предоставления медицинской помощи по
обязательному медицинскому страхованию
вопрос кадров, осуществляющих его, является
одним из важнейших. Именно поэтому основные
требования к специалистам-экспертам
и экспертам качества медицинской помощи,
то есть специалистам, осуществляющим
медико-экономическую экспертизу и экспертизу
качества медицинской помощи, впервые
были закреплены на уровне федерального
закона, затем подробно, с детализаций
конкретных функций, регламентированы
Порядком, а механизм включения врачей-специалистов
в «ряды» экспертов качества медицинской
помощи дополнительно отрегулированы
Методическими указаниями о порядке ведения
реестров экспертов качества медицинской
помощи в сфере обязательного медицинского
страхования от 17 февраля 2011 г. и приказом
Федерального фонда обязательного медицинского
страхования от 13 декабря 2011 г. №230 «Об
утверждении Порядка ведения территориального
реестра экспертов качества медицинской
помощи территориальным фондом обязательного
медицинского страхования и размещения
его на официальном сайте территориального
фонда обязательного медицинского страхования
в сети «Интернет».
Специалистом-экспертом является врач,
имеющий стаж работы по врачебной специальности
не менее пяти лет и прошедший соответствующую
подготовку по вопросам экспертной деятельности
в сфере обязательного медицинского страхования,
а экспертом качества медицинской помощи
- врач-специалист, имеющий высшее профессиональное
образование, свидетельство об аккредитации
специалиста или сертификат специалиста,
стаж работы по соответствующей врачебной
специальности не менее 10 лет и прошедший
подготовку по вопросам экспертной деятельности
в сфере обязательного медицинского страхования.
Введение единого доступа в сети «Интернет»
к территориальным реестрам экспертов
качества медицинской помощи позволило
осуществлять территориальным фондам
обязательного медицинского страхования
и страховым медицинским организациям
выбор эксперта любой необходимой квалификации
и специальности. Доступ к единому реестру
позволяет также осуществлять выбор специалистов
в других субъектах Российской Федерации,
что значительно улучшает уровень проведения
и доступность при организации контроля
объемов, сроков, качества и условий предоставления
медицинской помощи в любой медицинской
организации и способствует повышению
уровня объективности результатов контроля.
Территориальными фондами обязательного
медицинского страхования на основе результатов
контроля объемов, сроков, качества и условий
предоставления медицинской помощи по
обязательному медицинскому страхованию
проводится оценка деятельности субъектов
контроля, разрабатываются предложения,
способствующие повышению качества медицинской
помощи и эффективности использования
ресурсов обязательного медицинского
страхования.
Информирование о результатах контроля
органов исполнительной власти субъекта
Российской Федерации в сфере здравоохранения
и территориальных органов Федеральной
службы по надзору в сфере здравоохранения
может служить основанием для принятия
управленческих решений по повышению
качества и совершенствования организации
медицинской помощи.
Таким образом, контроль соблюдения объема,
сроков, качества и условий оказания медицинской
помощи, осуществляемый фондами обязательного
медицинского страхования и страховыми
медицинскими организациями в соответствии
с законодательством Российской Федерации
об обязательном медицинском страховании,
является одним из важнейших элементов
системы контроля качества и безопасности
медицинской деятельности, регламентированного
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г.
№323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации».
Источник: журнал
"Вестник Росздравнадзора" №1 (2014)