Офтальмология

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 09:59, реферат

Краткое описание

В данной работе освещаются вопросы возникновения офтальмологии, как науки, динамики её развития, появления различных методов диагностики и лечения глазных болезней.

Файлы: 1 файл

реферат ОФТАЛЬМОЛОГИЯ.docx

— 678.48 Кб (Скачать)

    Древнеегипетские  офтальмологи оказали большое влияние  на медицинские познания других народов.

    1.1.4. Офтальмология Вавилона.

    Некоторые сведения об офтальмологии в Вавилоне можно почерпнуть из сводов законов царя Хаммурапи (XVIII век до н.э.). В тексте законов, имеющих отношение к медицине, упоминается глазная операция "нагапти". Значение этого слова, обозначающего глазную болезнь, спорно. Скорее всего под ним следует понимать слезную фистулу.

    Важным  документом, в котором идет речь о заболеваниях глаз, является Ассирийский документ, времен Хаммурапи, написанный за 2250 лет до н.э.: "если врач нанесет человеку оперативную травму и глаз того человека уничтожит, надлежит ему руку отсечь". Вероятно речь шла о гнойном воспалении слезного мешка, встречающегося часто в южных странах. Здесь неудачный исход операции - гибель глаза - можно приписать небрежному отношению врача, чем и объясняется жестокое наказание в случае неудачного исхода операции.

    1.1.5. Древнеиудейская офтальмология.

    С представлениями древних иудеев о глазе и глазных болезней можно ознакомиться, изучая библию и талмуд. Были известны следующие  глазные болезни: воспаление и выпячивание глаза, гноетечение, краснота, слезный свищ, пятна роговицы, катаракта и др. имеются указания на трахому и ксероз. В целом древнеиудейская медицина основывалась на представлениях гуморальной патологии.

    1.1.6. Офтальмология в Древней Индии.

    Высокого  развития достигла офтальмология в  древней Индии. В санскритических  текстах Аюр-Веды изложено учение врачей СУШРУТЫ и ХАРАКИ о глазных  болезнях. Их упоминание может быть отнесено к 400 - 250 гг. до н.э. В офтальмологии  Сушруты излагается анатомия, патология, лечение глазных болезней. Сложность глаза в изложении Сушруты видно из того, что в построении его участвуют все пять "космических элементов": змея, огонь, ветер, вода, эфир. Органом ощущения света является хрусталик, в котором горит вечный огонь. Причинами болезней глаз считались болезненные изменения соков тела, к которым относились ветер, желчь, слизь, кровь, проникающие через жилы в голову и глаза. Глазных болезней насчитывалось 76, в том числе блефорит, трихаиз, ячмень, трахома, фликтены, язвы роговицы, заращение зрачка, атрофия глаза, катаракта, ксантопсия, гемералопия. Значительное место уделялось терапии.

    1.1.7. Древнекитайская офтальмология.

    В древнекитайской офтальмологии  основная роль также отводилась "первоэлементам" в человеческом организме - желчи, ветру и слизи. Считалось, что в организме происходит постоянная борьба двух начал - мужского (янь) и женского (инь).

    В древнекитайской медицинской литературе существует руководство к изучению глазных болезней. Описано 108 видов  заболеваний глаз. Медики Древнего Китая различали трахому, заворот, трихиаз, слезотечение, бельма, катаракту и аномалии рефракции. Катаракта по-китайски называлась "белое внутреннее препятствие" и объяснялась, исходя гуморально-патологических представлений. Имеется описание хирургической и медикаментозной терапии, а также специальных способов лечения - иглоукалывания и прижигиния, не потерявших своего значения до сих пор. Обнаружено, что описанный в литературе способ операции заворота, применявшийся до недавнего времени в Средней Азии узбеками и таджиками, аналогичен древнекитайскому.

    1.1.8. Офтальмология Древней Греции.

    В древнегреческой медицине описание глаза и его заболевание впервые  описано Гиппократом (460 - 380) и его  учениками. Образование глаза Гиппократ  представлял себе так: от мозга, через  отверстия в костях черепа, идут "жилочки", по которым стекает  чистая клейкая масса; спереди, от соприкосновения  с воздухом, она засыхает и образует переднюю защиту его (роговицу). Содержимое глаза остается клейкообразным. Происходят глазные болезни чаще всего вследствие того, что из мозга стекают вредные вещества, которые раздражают глаз и вызывают заболевание его. Отсюда сохранившееся до сих пор слово "катарр" (с греческого - стекать). Что касается лечения глазных болезней, то Гиппократ местных средств почти не употреблял, а ограничивался общим лечением в виде кровопусканий, слабительных, теплых ванн (в том числе и минеральных), вина и очищающих лекарств. Однако ближайшие ученики Гиппократа стали весьма широко применять и местное лечение в виде глазных капель, примочек и мазей, в состав которых входили соли различных металлов, шафран, виноградное вино и сок, мед и другое. После смерти Гиппократа получается почти 400-летний перерыв в истории медицины вообще, в том числе и офтальмологии. Расцвет греческой медицины отражают труды Клавдия Галена (131 - 201 гг. н.э.). Гален отводил немало места описанию глаза и его болезней. Он различал в глазу 7 "кругов" - 4 мягких (хрусталик, стекловидная влага, сетчатка, сосудистая оболочка) и 3 плотных (склеротика, сухожильное растяжение глазных мышц и соединительная оболочка). Органом зрения Гален считал хрусталик. Он описал расстройства зрения, вызванные параличом зрительных нервов, а также катаракту. Терапия Галена многообразна и включает не только средства общего воздействия, как слабительные и отвлекающие, но и местное медикаментозное лечение (противовоспалительные, вяжущие, раздражающие и болеутоляющие). Если местное лечение не помогало, то Гален проводил хирургические вмешательства. Среди последних описано и нисдавление катаракты, а также попытки удалить катаракту из глаза. Разработанная Галеном система в течение столетий продолжала оказывать влияние на развитие офтальмологии.

    1.1.9. Древнеримская офтальмология.

    В древнем Риме основы медицины были заложены выходцами из Греции и Египта. Во времена империи имелись уже  специалисты по разным болезням. В  том числе и глазные врачи. В труде Корнелия Цельса (25 - 20 гг. н.э.) описаны глазные болезни и глазные операции. Впервые в Европе Цельс описал операцию катаракты - нисдавление. Им же впервые изложены учения о катаракте как о выпоте в области зрачка, который, сгущаясь, вызывает расстройство зрения.

    1.1.10. Офтальмология Византии.

    В Византийской империи офтальмология, как и вся медицина, была вначале  продолжением античной греческой и эллинистической медицины. Из всех книг о глазных болезнях, написанных в эту эпоху, сохранились лишь одна - Александра Тралльского (VI век). Однако в целом ряде энциклопедий и сборников того времени содержатся многочисленные главы, отрывки и отдельные замечания о глазных болезнях. По вопросам офтальмологии писали Орибазий (IV век), Аэций Амидийский (VI век), Павел Эгинский (VII век) и др.

    1.1.11. Арабская офтальмология.

    Литература  по офтальмологии на арабском языке  обширна и насчитывает свыше 60 авторов. Их наследство состоит из 12 оригинальных руководств, большого числа  трактатов по отдельным вопросам офтальмологии и разделов в общемедицинских трудах. Первым научным трудом - руководство по глазным болезням - была "Книга о глазе в 10 беседах" Хунаина Бен Исхака (Иоанниция). В ней излагалась анатомия, физиология глаза, теория зрения, общая патология и терапия глазных болезней. "Книга об оптике" Ибн - Ал - Хайтама (Альхацена) (956 - 1038) ознаменовала шаг вперед в этой области. Считая, как и Гален, хрусталик главным органом зрения, он все же опровергал теорию эманации лучей из глаза. Зрение, по Хайтаму, происходит благодаря изображению предмета, преломляющемуся в глазу. Его указания о том, что сегмент стеклянного шара увеличивает предмет, несомненно, послужило основой для изобретения в последующем очков. В наиболее полном и систематизированном виде офтальмология этой эпохи представлена в "Каноне" Абу Али Ибн Сины (Авиценна). Этот труд в течение 600 лет считался основным пособием для врачей Европы и стран Востока. В третьей книге "Канона" изложена анатомия, физиология органа зрения и учение о его болезнях; Авиценна уже тогда знал об экстракции катаракты и считал ее "трудной, сопряженной с большим риском" операцией. В конце первого - начале второго тысячелетия арабская офтальмология находилась в зените. Арабские офтальмологи получили свои знания из медицины Греции, Египта и Индии. Хотя знаменитый представитель арабской медицины Аль-Хазен (Ибн-аль-Хайсам) был оптиком, считал хрусталик основным органом зрения.

    1. Развитие офтальмологии в эпоху Возрождения.

    Огромное  значение для офтальмологии имеет  ИОГАНН КЕПЛЕР (1571 - 1614 ). Он высказал новую  теорию зрения, которая признается в основном в настоящее время. Зрение, по Кеплеру, происходит благодаря изображению видимых предметов "на белой и вогнутой стенке сетчатки". По словам Кеплера, то, что извне справа, то в глазу слева, и наоборот, что извне сверху, то в глазу снизу т.д. Зрение наилучшим считается в центре сетчатки. Периферическое зрение нас не удовлетворяет, - пишет он, - оно лишь приглашает нас повернуть глаза в нужную сторону, чтобы фиксировать. Хрусталик, по его мнению, преломляет лучи. Кеплер подробно объяснил действие выпуклых и вогнутых стекол. Впервые в мире он дал правильное объяснение физической стороны зрительного акта и действия стекол. Прошло много времени, прежде чем учение Кеплера стало достоянием практической медицины. Первым университетским профессором, преподававшим правильное учение Кеплера о дальнозоркости и близорукости, который читал в 1708 г. в Лейдене лекции по офтальмологии был ГЕРМАН БУРГАВ.

    Наличие обратного изображения в сетчатке экспериментально впервые доказал  ШЕЙНЕР (1575 - 1650), в трудах которого найдем основы будущей офтальмологии.

    Лишь  в XVIII веке офтальмология постепенно освобождается от тысячелетних ошибок Галена, отделяется от хирургии и превращается в самостоятельную науку. Это был длительный процесс борьбы живого опыта и результатов научных изысканий со старинными суевериями и средневековой схоластикой.

    Новая наука проявила себя в первую очередь  в вопросе о сущности катаракты, ее локализации и способе операции. В этой проблеме, как в фокусе, отразилась столкновение старого и нового. Уже в XVII веке несколько врачей доказали, что катаракта находится в хрусталике, но окончательно вопрос был решен БРИССО, который 18 ноября 1705 года представил свое сочинение Королевской академии наук в Париже. Независимо от Бриссо с тем же утверждением выступил АНТУАН МЕТР-ЖАН. В 1708 году к чести французской академии ею было сделано официальное заявление, признающее справедливость новых воззрений. "Можно видеть без хрусталика, то есть без того, что всегда считалось главнейшим орудием зрения", - утверждалось в этом заявлении.

    Естественным  последствием появления новых взглядов было открытие нового способа операции катаракты. Честь этого важнейшего открытия принадлежит ЖАКУ ДАВИЭЛЮ (1696 -1762), произведшему 8 апреля 1747 года операцию экстракции катаракты. Эта операция была результатом произведения длительных опытов на животных и трупах. Так открылась новая эра в хирургии глаза. После этого началась борьба с противниками экстракции катаракты, продолжалось целое столетье. Бесчисленны модификации этой операции, предложенные последователями Давиэля, а количество разнообразных ножей, придуманных для этой операции, достигает сотни.

    АЛББРЕХТ  ГРЕФЕ усовершенствовал операцию экстракции катаракты, предложив нож, который используется  сегодня.

    В ХVIII веке были сделаны еще некоторые  крупные открытия, способствовавшие развитию офтальмологии.

    ВИЛЬЯМ ЧЕЗЛДЕН (1688 - 1752), анатом и хирург, в 1729 году описал в английском журнале новую операцию создания искусственного зрачка. Первоначально предложение Чезлдена сводились к тому, чтобы после неудачной операции катаракты, в случае образования сражения зрачка, вводить узкую иглу через склеру за радужку и разрезать радужку сзади наперед, с тем чтобы образовался новый зрачок. После Чезлдена рядом хирургов внесено в операцию множество изменений.

    Другой  проблемой, разработка которой была доступна врачам ХVIII века, было лечение "слезной фистулы", под которой понималось всякое заболевание слезного мешка.

    1.3.Офтальмология в XIX веке. Великие офтальмологи.

    Во  второй половине ХIХ века в развитии офтальмологии отмечается бурный подъем, вызванный рядом открытий, имевших  первостепенное значение не только для  офтальмологии, но и для всей медицины. Эти открытия связаны главным образом с именами крупных ученых Г.Гельмгольца, А.Грефе и Ф.К.Дондреса. Гельмгольц (1821 - 1894) в 1851 году опубликовал небольшое произведение (43 страницы), в котором описывал изобретенное им глазное зеркало, благодаря которому стало возможным видеть глазное дно. Среди предшественников Гельмгольца почетное место занимает чешский ученый Ян Пуркинье. Трудами молодого безвременно погибшего голландского ученого А.Крамера (1822 - 1855) и Г.Гельмгольца была создана современная теория аккомодации. Гельмгольцем был создан труд " Физиологическая оптика", представляющий свод знаний в области, столь важной в офтальмологии. Благодаря изобретению глазного зеркала была открыта новая глава в офтальмологии - распознание и лечение заболеваний глазного дна, описанная главным образом тем, кто прежде всего имел возможность использовать офтальмоскоп для клиники - А.Грефе.

    Голландец Ф.Донсерс (1818 - 1889) разработал учение об аномалиях рефракции и аккомодации, которое изложил в книге "Аномалии рефракции и аккомодации глаза", вышедшей в 1864 году. В этой книге впервые были описаны эмметропия и аметропия, разделяющаяся на миопию и гиперметропию, выделена пресбиопия как возрастное изменение аккомодации, описана абсолютная, бинокулярная ширина аккомодации. Интерес представляет глава об очках, в которой было сказано: " Очки излечат вашу головную боль". Им же впервые дано систематическое описание астигматизма.

Информация о работе Офтальмология