Наркомания в школах

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:28, реферат

Краткое описание

В петербургских школах в ближайшее время введутсоциально-психологическое тестирование учащихся на предмет употребления наркотиков. Пока процедура будет проходить добровольно и с согласия родителей.

Но в Министерстве образования не исключают, что тестирование станет обязательным. Правда, ни о сроках, ни о самом алгоритме проведения ничего не известно ни педагогам, ни чиновникам.

Корреспондент НТВ Дарья Криволапова узнала у школьников и учителей, как они относятся к наркотестированию.

Файлы: 1 файл

Наркомания в школах.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

В петербургских школах в ближайшее время введутсоциально-психологическое тестирование учащихся на предмет употребления наркотиков. Пока процедура будет проходить добровольно и с согласия родителей. 
 
Но в Министерстве образования не исключают, что тестирование станет обязательным. Правда, ни о сроках, ни о самом алгоритме проведения ничего не известно ни педагогам, ни чиновникам. 
 
Корреспондент НТВ Дарья Криволапова узнала у школьников и учителей, как они относятся к наркотестированию. 
 
Классные часы, посвященные проблемам наркомании, в школах проходят по обычному сценарию. Детям сначала показывают
фильм-ужас, а потом обсуждают, к чему может привести прием запрещенных препаратов. 
 
Но наркоманов среди подростков, если верить статистике, становится все больше. И приходится искать новые методы борьбы. В образовательных учреждениях вводят 
социально-психологическиетесты. 
 
Наталья Цыганкова, старший преподаватель кафедры
социально-педагогического образования Санкт-петербургскойакадемии постдипломного педагогического образования: «Там есть некоторые вопросы, которые имеют отношения к психоактивным веществам. Потому что давайте не будем совсем лукавить, если это ситуация относительно употребления детьми психоактивных веществ, которую нам нужно исследовать, то не спрашивать мы об этом не можем». 
 
Над анкетой, в которой 41 вопрос, работали специалисты трех кафедр. Тесты должны показать, в каком психологическом состоянии находится школьник и знает ли он, с кем поговорить в кризисной ситуации. При этом результаты будут обобщенные. Никаких имен и фамилий. 
 
Возможно, поэтому педагоги сегодня в некоторой растерянности. Пожалуй, на самый главный вопрос, что делать, если психологи сделают вывод — ученики их школы склоны к употреблению наркотиков — учителя отвечают уклончиво. 
 
Татьяна Остапченко, директор школы № 31: «Этой проблемой уже буду заниматься я как руководитель образовательного учреждения, естественно, мой заместитель по 
учебно-воспитательной работе и, естественно, мы привлечем, в первую очередь, медицинское и психологическое сопровождение». 
 
116-й судостроительный лицей, где, в основном, учатся воспитанники из детских домов, еще в прошлом году принял участие в программе «Город без наркотиков». Лицеистам предложили не только пройти психологические тесты, но и сдать клинические анализы. Несколько человек согласились. Правда, те, кто и так к химическим веществам относится отрицательно. 
 
Максим Хасянов, ученик 
Индустриально-судостроительногопрофессионального лицея № 116: «Мне было интересно посмотреть, что там. Приехал сюда автобус, мы поехали все вместе, сдали клинические анализы. Все нормально». 
 
Максим Плаутин, ученик 
Индустриально-судостроительногопрофессионального лицея № 116: «Такие тесты про наркотики нужно проводить очень часто и почти во всех учебных заведениях. Начиная от школ и заканчивая профессиональными учебными заведениями. Так чтобы все знали, что это вредно, что не надо их принимать». 
 
Между тем некоторые специалисты склоняются к тому, что проверять ребенка могут только близкие. Александра Медведева возглавляет организацию, которая занимается профилактикой наркомании. И общаться предпочитает с родителями. Одними лекциями дело не ограничивается. В конце собрания взрослым раздают клинические тесты. 
 
Александра Медведева, организатор антинаркотических мероприятий: «Помочь родителям лучше понять своих детей и вовремя объяснить, что не надо пробовать наркотики никогда. Просто потому, что этого не надо делать. Мы считаем, что наличие наркотеста дома может хотя бы остановить подростка первый раз попробовать Он будет знать, что его в любой момент могут проверить». 
 
Но даже самая пугающая лекция в школе не дает реального представления о масштабах бедствия в молодежной среде. На кадрах оперативной съемки отдела по борьбе с наркотиками ясно видно. В основном, в ночных клубах задерживают подростков, которые наверняка на классных часах слушали рассказы о вреде запрещенных веществ. Поэтому ждать, что
социально-психологические тесты принесут ошеломляющие результаты, пока, видимо, не стоит.

Профилактика  наркомании в школе

Как известно, характер человека закладывается в дошкольном и младшем школьном возрасте. И именно в этом возрасте особенно важно оказать правильное воздействие на ребенка. Правила, которые он впитывает в период с 5 до 9 лет становятся для него наиболее важными на всю оставшуюся жизнь. Заставить человека отказаться от этих правил просто невозможно. Даже внести незначительные коррективы очень проблематично. Поэтому профилактика наркомании в школе должна захватывать в первую очередь эти годы. Бесполезно рассказывать подросткам 14-17 лет об опасности наркотиков. Если основные постулаты не были внедрены в сознание ребенка вовремя, такие лекции возымеют очень слабый эффект. Отдельно следует рассмотреть вопрос о  современной профилактике в средней школе. В лучшем случае это ежегодное посещение школы врачом-наркологом. Актовый зал наполняется учениками старших классов и на протяжении одного урока (или больше) специалист рассказывает о последствиях наркомании. Этот подход является недостаточным изначально и имеет минимальный эффект. То есть, роль профилактики выполняет ежегодная лекция, не приносящая практически никакой пользы.

Программа по профилактике наркомании

Разумеется, при чтении подобных строк у многих читателей  возникает вопрос – как же быть и что же делать, чтобы профилактика подростковой наркомании была бы действительно эффективной. Сразу стоит сказать, что большинство методов используемых сегодня отличаются минимальным или же нулевым эффектом. Поэтому в целях профилактики следует применять более радикальные методы, которые кому-то могут показаться бесчеловечными. 
Итак, какие же методы профилактики могут возыметь эффект и сделать программу действительно способной изменить мировоззрение целого народа? В первую очередь все примеры должны быть наглядными. Детям младшего школьного возраста следует демонстрировать 
фотографии, на которых изображены люди на протяжении длительного времени принимающие наркотики. Нередко они больше напоминают декорации из фильмов ужасов, чем живых людей. Демонстрация подобных фотографий должна стать частью программы, которая затрагивает младшие группы детей в возрасте от 5 до 10 лет. Именно тогда можно будет добиться нужного эффекта. Неокрепшие детские умы создадут удивительно негативный образ наркомана. И здесь детский испуг сыграет лучшую роль. В будущем подсознание детей сформирует образ, которого следует избегать любыми способами. Это надежнее всего исключит даже мысли о том, чтобы попробовать любые виды наркотиков. А именно эту цель и должна ставить перед собой профилактика наркомании в школе. Если же формировать из школьников средних классов (14-18 лет) группы, которые под присмотром специалистов посещали бы наркологические клиники, в которых им были бы продемонстрированы наглядные примеры того, во что наркотики превращают здоровых, красивых и физически сильных людей, все цели профилактики будут выполнены на 100%. Да, это очень жестоко по отношению к детям. Возможны испуги, однако если рядом будет опытный психолог, который все разъяснит, то побочных эффектов не будет и главный эффект будет достигнут. Ни один ребенок, воспитанный по такой программе, став подростком, а потом и взрослым, никогда не сможет употреблять наркотики. Это будет противоестественно для него психологически. И предложение «попробовать, а вдруг понравится» он воспримет так же, как предложение прыгнуть вниз с высотного здания с мотивацией «а вдруг понравится?». 
Похожий опыт имел место во Франции конца 40-х годов. Тогда, в послевоенные годы, был зафиксирован резкий скачок 
алкоголизма. Около 40 процентов рожденных младенцев имели физические или психические отклонения. Власти страны были в панике и решились на отчаянный шаг. Девушки в возрасте от 12 до 16 лет регулярно отправлялись в детские дома и роддомы, где они могли посмотреть на последствия безобидного бокала вина перед зачатием ребенка. Эффект оказался более чем резким – когда эти девушки вошли в детородный возраст, количество рождения больных детей сократилось в тысячи раз. Такой же опыт может быть перенят специалистами, которыми составляется программа по профилактике наркомании в нашей стране.

Причины наркомании

Однако говоря о профилактике наркомании, не стоит забывать о её причинах. Ведь глупо бороться с чем-то, не зная, почему это «что-то» появилось. Так что в первую очередь стоит понять – а что же толкает детей на этот путь, который подарит им несколько мгновений неестественного удовольствия и огрызок жизни в несколько лет, на протяжении которых он будет медленно гнить? Когда будет понята причина, будет и понятно какой должна быть профилактика наркомании среди подростков, на что её следует ориентировать в первую очередь. 
Как ни удивительно, но в первую очередь причиной 
наркомании среди подростков является обычная скукота и безделье. Действительно, чем заняться среднему 10-14 летнему мальчишке в городе, если родители не могут позволить себе оплачивать спортивные секции или кружки по искусству? Впрочем, главную роль здесь играет даже не финансовое благополучие семьи. Довольно часто родители могли бы оплатить кружок для десятка детей. Просто с раннего возраста ребенку не были подробно расписаны все преимущества спорта, искусства, интеллекта и прочих конструктивных, созидательных занятий. Ну а если не учить ребенка хорошему, он окажется пустым сосудом. А он, в свою очередь, будет наполняться тем, чем наполняться легче всего – злом, а точнее – всем деструктивным, разрушающим. Значительно сложнее приучить ребенка к чтению, созданию картин или сочинению стихов, чем к распитию пива или же мелкомухулиганству. И очень высока вероятность того, что сегодняшнее пиво завтра превратится в кокаинЛСД или героин. 

Информация о работе Наркомания в школах