Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:21, доклад
В эпидемиологии, как и в клинической медицине, на протяжении многих веков (от истоков медицины до XIX в.) использовали преимущественно наблюдательные методы научных исследований. Их структура применительно к клинической медицине четко сформулирована в первом номере “Военно-медицинского журнала”, который вышел в 1823 г. В предисловии к журналу говорится: “Врачебная наука обязана бытием своим собиранию историй болезни, сравнению оных между собой и выводимым отсюда заключениям”
Методология, методика и техника эпидемиологических исследований. Результаты исследования
В эпидемиологии, как
и в клинической медицине, на протяжении
многих веков (от истоков медицины до
XIX в.) использовали преимущественно
наблюдательные методы научных исследований.
Их структура применительно к
клинической медицине четко сформулирована
в первом номере “Военно-медицинского
журнала”, который вышел в 1823 г. В
предисловии к журналу
Эпидемиология также
обязана своим существованием сбору
данных о заболеваемости (эпидемиях),
их сравненительному анализу и сделанным
заключениям о природе
Суть этих правил
применительно к задачам
При возникновении эпидемий (повышенной заболеваемости) в разных местах, в различных группах населения и(или) в разные периоды времени проводят поиск общих признаков, свойственных этим местам (группам населения, периодам времени), которые можно принять за возможную причину эпидемии.
Третий метод установления
причинно-следственных связей, широко
используемый в эпидемиологии, –
это метод определения
Наконец, важным приемом формулирования и оценки эпидемиологических гипотез является метод согласования: согласование результатов клинических и эпидемиологических наблюдений, а также согласование гипотез, сформулированных на основании результатов одних наблюдений, с данными, полученными в других случаях.
Таким образом, специфика
наблюдательного
Сформированы два
основных варианта аналитических
В наблюдательных исследованиях из-за разнообразия условий, в которых их проводят, всегда имеется риск ошибочных ассоциаций, поэтому умозаключения, основывающиеся на результатах эпидемиологических наблюдений, имеют характер гипотез. Достоверное же знание приобретают с помощью не наблюдательных, а экспериментальных работ, в которых исследователь сам определяет воздействие в опытной группе и его отсутствие в группе сравнения (контроля). При этом достигается равноценность сравниваемых групп по всем признакам, кроме изучаемого воздействия.
Эпидемиологическое изучение заболеваемости предполагает: 1) описание (измерение) ее проявлений, 2) их объяснение, 3) обоснование проблем и мер профилактики, 4) оценку эффективности профилактических средств и мероприятий. Соответственно эпидемиологические исследования на всех уровнях включают описательную, аналитическую, практическую и экспериментальную части. Реализация каждой из частей эпидемиологического исследования имеет свои особенности на отдельных уровнях, но по содержанию и целям они однотипны. В связи с этим можно говорить об общем алгоритме эпидемиологических исследований.
Описательная часть эпидемиологического исследования на популяционном уровне – это оценка (описание и измерение) распределения заболеваемости по категориям, а в отношении отдельных болезней – по территории, группам населения и во времени. На уровне расследования вспышки эпидемиологическое исследование включает определение понятия “случай заболевания”, вызвавшего вспышку, и оценку распределения заболеваемости этой болезнью во время вспышки по тем же трем признакам. На уровне изучения очагов отдельных заболеваний решают те же вопросы – определение заболевания, уточнение места и времени его возникновения, а также принадлежности к группе населения. Иными словами, в описательной части эпидемиологического исследования применительно к заболеваемости осуществляется поиск ответа на четыре вопроса: Что? Где? Кто? и Когда? При этом “...мало пользы, – писал Сноу, – в описании только хода эпидемии, если не сопровождать его характеристикой условий жизни и обычаев людей”. Таким образом, в описательную часть эпидемиологического исследования включают оценку (описание и измерение) самого населения, а также социальных и природных условий его жизнедеятельности (весь диапазон состояний и явлений, имеющих отношение к здоровью). Цель описательной части эпидемиологического исследования – определение масштаба и характера проблем профилактики заболеваний. Однако ее главное предназначение состоит в том, что результаты этого исследования служат основой второй, стержневой части эпидемиологического исследования – анализа проявлений заболеваемости.
Цель аналитической части эпидемиологического изучения заболеваемости – формулирование, оценка и проверка гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний и их распределения. Важно выявить такие критические факторы, знание которых позволяет вести борьбу с заболеваниями или как-то влиять на них. Однако научную ценность представляют и те знания, которые на данном этапе непосредственно на практике не используют. На всех трех уровнях эпидемиологического исследования гипотезы формулируют на основании результатов сравнения, анализа и осмысления фактов, выявленных в первой части исследования. Таким образом, во второй части эпидемиологического исследования осуществляют поиск ответов на вопросы, почему и как возникает и развивается заболеваемость.
Практическая часть эпидемиологического исследования состоит в обосновании проблем и мер профилактики. Ответы на вопросы, поставленные в первой части исследования, позволяют установить, в отношении каких заболеваний следует проводить мероприятия в приоритетном порядке, а также где, среди кого и когда нужно проводить мероприятия. Ответы на вопросы, поставленные во второй части эпидемиологического исследования, используют для того, чтобы решить, какие мероприятия по профилактике заболеваний и борьбе с ними необходимо проводить. Конкретное содержание практической части эпидемиологического исследования определяется его особенностями на каждом из трех уровней.
Цель четвертой – экспериментальной части эпидемиологического исследования – оценка эффективности мероприятий по борьбе с заболеваниями и улучшению здоровья населения. При этом обеспечивается получение фактов, доказывающих правильность гипотез, сформулированных и обоснованных во второй части исследования.
Общее для всех частей
эпидемиологического
Прикладной характер
эпидемиологии состоит в том,
что на основе накопленных фундаментальных
знаний решают практические проблемы
здравоохранения. В эпидемиологических
исследованиях устанавливают