Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:03, реферат
Для изучения закономерностей распространения инфекционных болезней используют совокупность нескольких исследовательских методов или комплексный эпидемиологический метод. Метод — это совокупность приемов и способов для изучения каких-то явлений.
Эпидемиологическая диагностика — это совокупность или система методических приемов и способов, при помощи которых можно вскрыть закономерности и конкретные проявления
Метод эпидемиологии
Для изучения закономерностей
распространения инфекционных болезней
используют совокупность нескольких исследовательских
методов или комплексный
Эпидемиологическая
Эпидемиологический метод:
изучение заболеваемости по территории
среди различных групп
В рамках эпидемиологического метода существуют следующие методические приемы:
I.Описательно-оценочные (дескриптивные), которые позволяют на количественной основе выявить наиболее эпидемиологически, социально и экономически значимые болезни. Как правило, при этом методическом приеме используют данные официальной регистрации заболеваний. Эпидемиологическая значимость определяется уровнями заболеваемости населения; социальная - совокупностью отрицательных явлений, возникших в обществе вследствие распространения определенной болезни; экономическая - затратами, которые понесло общество в результате заболеваемости и проведения мер профилактики.
II.Экспериментальные:
1.Различные лабораторные методы исследования.
2.Единичный и массовый эксперимент на животных.
3.Единичный и массовый эксперимент на человеке.
В рамках массового эксперимента на человеке выделяют:
а)контролируемый эксперимент - использование двух групп, одна из которых подвергается действию профилактического мероприятия, а другая группа, равноценная по всем признакам, нет. Заболеваемость учитывается в обеих группах и производится количественная оценка эффективности профилактических средств или мероприятий, направленных на нейтрализацию фактора риска.
б)неконтролируемый эксперимент - это вмешательство в естественный ход распространения заболеваемости в результате повседневной профилактической работы органов здравоохранения, оценки уровня, структуры и динамики заболеваемости за определенный период времени и обоснования эффективности повседневно проводимых профилактических мероприятий.
в)естественный эксперимент - различные непредвиденные ситуации, чрезвычайные ситуации, при изучении которых разрабатываются новые эффективные профилактические мероприятия.
III.Аналитические — выявление причин и условий (факторов риска), приведших к заболеваемости, формулировка и проверка гипотез об этих причинах и разработка противоэпидемических мероприятий:
а) метод «случай-контроль» — сопоставление информации о подверженности действию изучаемого фактора лиц, с каким-то заболеванием и лиц, у которых данное заболевание отсутствует.
а)ретроспективный эпидемиологический анализ — выявляет наиболее типичные причины и условия, формирующие заболеваемость в течение определенного периода;
б)оперативный эпидемиологический анализ — выявляет причины и условия, формирующие заболеваемость в настоящее время.
IV.Прогностические:
а)формально-математические — прогноз заболеваемости с использованием математического аппарата, основаны на предположении, чт0 причины и условия, формирующие заболеваемость существенно не изменятся.
б)детерминированные - прогноз заболеваемости с учетом влияния на заболеваемость изменяющихся причин и условий, которые ее формируют.
Непрерывное эпидемиологическое наблюдение (слежение эпидемиологический надзор). Эпидемиологический контроль.
Структура ответа: описательно-оценочные,
экспериментальные,
Структуру медицинской
науки в упрощенном виде, в зависимости
от изучения различных уровней организации
жизни, схематически можно представить
вертикальными линиями и
Вертикальные линии — медицинские науки, изучающие заболевания на органном (тканевом) уровне (инфекционные болезни, кардиология, пульмонология, нефрология, гепатология, и др.). Горизонтальные линии — медицинские науки, изучающие явления и процессы на различных уровнях организации жизни: 1 — субклеточном или молекулярном (химия, медицинская биохимия, молекулярная биология и др.); 2 — на клеточном (медицинская гистология, микробиология, вирусология и др.); 3 — на организменном (терапия, хирургия и др.); 4 — на популяционном (эпидемиология). На пересечении вертикальных линий, обозначающих различные заболевания на органном уровне, и горизонтальных линий, обозначающих медицинские науки, изучающие явления и процессы на различных уровнях организации органического мира, формируются конкретные медицинские науки, изучающие процессы на различных уровнях организации жизни. Вот почему на пересечении вертикальной линии, обозначающей инфекционные болезни, которые изучают клинику, диагностику и лечение инфекционных процессов и горизонтальной линии, обозначающей эпидемиологию, изучающую происходящие процессы на популяционном уровне
(заболеваемость),
зародилась и сформировалась
эпидемиология инфекционных
Итак, в настоящее время существуют:
-эпидемиология инфекционных болезней, изучающая эпидемический процесс;
-эпидемиология
неинфекционных заболеваний,
В последние десятилетия вопросы профилактики остро стали и при многих неинфекционных заболеваниях, поэтому популяционный, т.е. эпидемиологический взгляд на заболеваемость распространился на другие неинфекционные (сердечно-сосудистые и органов дыхания, эндокринные и онкологические, нервные и психические, аллергические и др.) болезни, а для изучения распространения их начали использовать эпидемиологические методы. Возникла эпидемиология неинфекционных заболеваний, т.е. эпидемиология стала общемедицинской наукой, как ее назвали В.Д. Беляков, Р.Х. Яфаев (1989).
Многие эпидемиологи (Л.В. Громашевский, И.И. Рогозин, И.С. Безденежных, И.И. Елкин и др.) были противниками введения термина «неинфекционная эпидемиология». Однако, как указывает В.Д. Беляков (1982), «сама жизнь решила этот спор», «медицина изнутри созрела для теоретического и методического обоснования эпидемиологии как общемедицинской науки: сформулированы общие принципы и методические основы изучения (в науке) и решения (в практике) любых медицинских проблем на популяционном уровне».
В.Д. Беляков (1989) дал
следующее определение
Структура ответа:
Место эпидемиологии в