Медицина в древней Месопотамии, источники сведений о ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:41, реферат

Краткое описание

У каждой древней культуры есть своя гемерология (определение благоприятных и неблагоприятных дней). Считалось, что одни дни могут принести удачу, а другие, наоборот, горе. Неудачные дни не были выходными, в эти дни просто не проводились торговые сделки и важные государственные дела. Врачи в эти дни также не работали. В Вавилонии несчастливыми днями считались 7-е, 14-е, 21-е и 28-е числа каждого месяца.

Файлы: 1 файл

Медицина в древней Месопотамии.docx

— 18.38 Кб (Скачать)

  Медицина в древней Месопотамии, источники сведений о ней.

 

У каждой древней культуры есть своя гемерология (определение благоприятных и неблагоприятных дней). Считалось, что одни дни могут принести удачу, а другие, наоборот, горе. Неудачные дни не были выходными, в эти дни просто не проводились торговые сделки и важные государственные дела. Врачи в эти дни также не работали. В Вавилонии несчастливыми днями считались 7-е, 14-е, 21-е и 28-е числа каждого месяца.

Если мы хотим понять медицину Месопотамии, то не должны забывать, что религия  в этой культуре оказывала влияние  на все сферы жизни общества. Даже в то время, когда греческие философы изучали окружающий мир и развивали  рациональную медицину, медицина Вавилонии все еще была религиозной. Но это не значит, что эта медицина совершенно не использовала эмпирические знания. Сегодня нет доказательств хирургической деятельности в Вавилонии, но когда-нибудь будут найдены тексты, доказывающие обратное. 

В теократическом обществе древней  Месопотамии медицина оставалась магически  религиозной. Жрецы учили народ, как избежать болезни, восстановить здоровье и продлить свою жизнь, выполняя все то, что требуют боги. Вавилонская  магия являлась важной составляющей религии, как и во всех древних  культурах. Не всегда просто ответить, является чтение молитвы религиозным  деянием или это магия. Не всегда легко определить, где кончается  молитва и начинается заклинание. Магия была вполне законной наукой и самой главной защитой. В  обществе Вавилонии невозможно было прожить, не зная самых распространенных заклинаний и магических формул. К тому же существовала и черная магия, приносящая горе и беды. Но так как она была запрещенной, мы почти ничего о ней не знаем.

За время существования археологии найдено огромное количество текстов  с медицинским содержаниемОни являются ничем иным, как рецептами от всевозможных заболеваний. Например: «Если у кого-то чесотка, ты должен смешать фенхель и добавить масло, намазать больного – и он выздоровеет».

Больной являлся грешником. Он украл, убил, соврал, бросил жену, плюнул в  реку или выпил из грязного сосуда – в общем, сделал то, что в  обществе считается грешным. Его  покидал Бог, и грешник становился жертвой злых демонов. Его болезнь  являлась, грубо говоря, наказанием за свершенные грехи. Сама мысль, что  болезнь является наказанием, имела  место даже в средние века, да и позже люди в эпидемиях видели кару, которая снизошла на них за их грехи. И в наши дни встречаешь людей, которые утверждают, что не заслужили ту или иную болезнь. Но уже в древней Месопотамии  человек стал задумываться о других причинах недуга. Многие заболевали, несмотря на то что следовали всем правилам своего общества.

В Месопотамии нам известны три  группы жрецов, которые тем или  иным способом лечили больных. Первая группа – baru – пророк, мастер предсказаний и пророчеств. Он разбирался в приметах, знаках и мог их толковать. Он ставил и диагноз, но, так как человек во всем видел знаки от Всевышнего, больные были важной, но не основной составляющей его работы. Вторая группа – это ashipu – знаток заклинаний. Его задача состояла в том, чтобы изгнать злого духа из тела больного и исполнить необходимые ритуалы, чтобы вновь обрести покровительство Бога. Как и пророки, эта группа врачевателей не занималась исключительно больными. Третья группа – это asu – врачи в прямом смысле этого слова. Они занимались исключительно больными и наряду с амулетами и заклинаниями разбирались в лекарствах. Azu в переводе с сумерского означает «тот, кто знает воду», а iazu – «тот, кто знает масло». Это и понятно, так как вода и масло играли большую роль в практике врача. 

Врачи поклонялись Ниниб и Гула, которые являлись богами здоровья и исцеления. Ниниб, сын Энлила, был покровителем как врачей, так и пациентов. Гула, его супруга, великий врач, прикасаясь своими руками к мертвым, дарила новую жизнь. Она была богиней магии и врачевания. Также врачи поклонялись и Эа, богу воды, считая его своим праотцом. 

Мы знаем имена многих ассирийских  и вавилонских врачей. Так же, как и у всех важных особ, у  них были свои личные печати, некоторые  сохранились и до наших дней. Также  это говорит и о том, что  врачи являлись уважаемыми персонами  при дворе короля.

Можно выделить две причины одержимости  злыми духами, то есть заболеванию. Первая причина – это просто судьба. Еще одна причина заболевания, которая  играет важнейшую роль и в сегодняшней  медицине, – это заражение, или  инфекция. Считалось, что заболевший человек на время болезни является неприкосновенным. Он болен, нечист, заражен  злым духом, и этой болезнью от него могут заразиться другие. Тот, кто  трогал больного, спал в его постели  или пил из его сосуда, также  становился зараженным. Понятие инфекции здесь выражает духовную природу, никак  не медицинскую, хотя и имеет гигиенические  причины.

Передача медицинских  знаний в разных странах Древнего Востока сопровождалась священным  ритуалом. Этот обычай был распространен  в Египте и позже перешел к  грекам. В одной из древнейших медицинских  книг Древнего Китая встречается  упоминание о клятвенном договоре, согласно которому ученик был обязан не разглашать полученные от учителя  знания непосвященным. Заключение договора сопровождалось ритуалом, в который  входили пост, молитва и помазание  губ кровью, взятой из надреза на плече. Вероятно, такие ритуалы были связаны не только с желанием оградить медицинские знания от непосвященных, но и с соперничеством между различными медицинскими школами. До нашего времени  дошли описания сложных древнеегипетских обрядов посвящения. Они предваряли изучение тайных, эзотерических (от греч. «эзотерикос» — внутренний, тайный, скрытый) знаний, частью которых было и искусство врачевания. О распространении этого обычая у греков свидетельствует один из трактатов Гиппократова сборника (III в. до н.э.): «Священные действия показываются только людям посвященным, профанам же — не прежде, чем они будут введены в таинство науки».

О наказании врача в  случае неудачного лечения сообщает 218 параграф законов заря Хаммурапи, создателя вавилонской империи (XVIII в. до н.э.): «Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и умертвил этого  человека, либо сделал надрез в области  брови или виска этому человеку и погубил глаз этого человека, такому врачу надлежит отрезать руку». Подобные законы действовали в течение столетий и вряд ли способствовали развитию хирургии, что подтверждается и найденными письменными источниками. Сохранился клинописный текст письма, написанного врачом по имени Арадан и адресованного Ашурбанипалу. Врач сообщает о болезни царского сына, которому уже в течение месяца причиняет страдания сильно распухшая десна. Арадан не предпринимает никаких попыток хирургического вмешательства и выражает надежду на то, что в результате применения лечебных паст и мазей царский сын избавится от боли и не умрет. Жестокое наказание врача в случае неудачного исхода лечения было причиной высокой оплаты медицинских услуг. Так, например, согласно законам Хаммурапи, «... если врачеватель срастил сломанную кость или вылечил больной сустав, то больной должен заплатить ему пять сиклей* серебра». На эту сумму можно было целый год кормить несколько человек.

Исторические параллели:

Уровень развития медицины в странах Древнего мира в определенной степени зависел от того наказания, которое ожидало врача в случае неудачи. В особенности это касается хирургических операций, часто сопряженных  с большим риском. Высокий уровень  развития хирургии в Египте и Индии  отчасти объяснялся тем, что наказание  врача в случае неудачи зависело от того, насколько верно он следовал предписаниям, изложенным в медицинских  текстах. В частности, египетские медицинские  папирусы середины II тысячелетия до н.э. описывают заведомо безнадежные болезни и травмы. Если врач брался за их излечение, он рисковал своей репутацией, но наказания мог бояться только в том случае, когда больной занимал высокое положение в обществе.


 

 

 


Информация о работе Медицина в древней Месопотамии, источники сведений о ней