Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:52, реферат
Развитие жевательно-речевого аппарата неразрывно связано с развитием всего организма индивида. Начинается оно с 5-й недели эмбрионального периода, когда закладываются первые зачатки молочных зубов, и продолжается на протяжении многих лет после рождения, до полного образования постоянного прикуса уже в зрелом возрасте — 18—20 лет.
Санкт-Петербургский
Государственный Медицинский
им. Акад.
И.П. Павлова
Кафедра
Ортопедической стоматологии с курсом
ортодонтии взрослых
Реферат
Этиология и
патогенез зубочелюстных
Студ. Траньков
Я.В. 573гр.
ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ
Развитие жевательно-речевого аппарата неразрывно связано с развитием всего организма индивида. Начинается оно с 5-й недели эмбрионального периода, когда закладываются первые зачатки молочных зубов, и продолжается на протяжении многих лет после рождения, до полного образования постоянного прикуса уже в зрелом возрасте — 18—20 лет. С точки зрения этиологии и патогенеза развития зубочелюстных аномалий, весь этот срок целесообразно разделить на два периода: 1) внутриутробный — когда плод находится под защитой материнского организма и нарушения в развитии его, в основном, зависят от состояния матери, и в меньшей степени, от внешних факторов; 2) постнатальный — когда ребенок переходит в условия влияния внешней среды и, благодаря унаследованным и врожденным свойствам, приспосабливается к ее воздействиям.
Нарушения развития жевательно-речевого аппарата в эмбриональном периоде. Плод в утробном периоде находится под защитой организма матери от воздействия многих вредных факторов внешней среды. Однако в "узкой среде", окружающей плод, могут создаться условия, неблагоприятно влияющие на развитие эмбриона вообще и, в частности, — жевательно-речевого аппарата. Это влияние может быть механическим и физиологическим.
Механическая травма плода. Как известно, в матке плод находится в амниотической жидкости, что предохраняет его от сотрясений и ударов. Количество околоплодной жидкости меняется в разные периоды внутриутробного развития. Так, к 6 месяцам беременности ее количество достигает 2 л, а к концу периода беременности уменьшается до 1 л и меньше. В связи с увеличением околоплодной жидкости возрастает внутриамниотическое давление, что может нарушать кровоснабжение плода и "весь плод страдает от голода" (Jansen). При наличии меньшего количества околоплодной жидкости может происходить давление на разные части тела плода. Развивающиеся органы очень чувствительны к давлению.
Иногда достаточно повысить его на несколько часов, чтобы длительно нарушить развитие органа. При типичном положении плода руки и ноги прижаты к лицу, и вследствие повышения давления околоплодной жидкости или механического надавливания извне может произойти деформация и задержка роста челюстно-лицевого скелета (Weinberger).
Физиологическая связь плода с матерью уже отмечалась выше и общеизвестна. Однако нельзя не подчеркнуть, что заболевания матери такие, как туберкулез, сифилис, хронические отравления алкоголем, никотином, наркотическими веществами, нарушения эндокринного равновесия могут нарушить развитие плода и, конечно, жевательно-речевого аппарата.
Нарушения развития жевательного аппарата в постэмбриональном периоде.
В этот период включаются основные этапы развития зубочелю-стной системы, к которым можно отнести: 1) окончание формирования и прорезывания молочных зубов; 2) закладку части постоянных зубов (часть закладывается в эмбриональном периоде); 3) развитие и начало минерализации постоянных зубов; 4) прорезывание и расстановку постоянных зубов; 5) рост челюстных костей и альвеолярных частей до полного формирования прикуса. Во время этого длительного и сложного процесса могут возникать разные осложнения, вызванные целым рядом причин.
Незначительные нарушения, если их своевременно не устранить, могут привести к тяжелым, труднообратимым аномалиям.
Самым критическим периодом для ребенка являются первые месяцы, а в дальнейшем — первые два года жизни.
Неправильное вскармливание ребенка может привести к возникновению ряда нарушений жевательно-речевого аппарата. Значение вида вскармливания не только в подводе питания, без которого немыслима жизнь, — для развития зубочелюстной системы имеет огромное значение естественная сосательная функция.
Острые инфекционные заболевания в раннем детском возрасте (корь, скарлатина, коклюш, пневмония, дифтерия и др.) также вредно отражаются на формировании жевательного органа.
Необратимые дефекты развития эмали — гипоплазии могут быть следствием диспепсий и других детских заболеваний, связанных с общим нарушением развития детского организма.
Важную роль в развитии зубочелюстных аномалий играет заболевание ребенка рахитом. В основе патогенеза рахита лежат нарушения кальциевого обмена. Кости и зубы лишаются достаточного количества минеральных солей, и при воздействии определенной
силы на кости скелета и челюстные кости, в процессе жизнедеятельности организма, они могут деформироваться. Явным признаком перенесенного рахита в зубочелюстной системе являются гипоплазии на зубах и деформации челюстей. В зависимости от возраста заболевшего рахитом гипоплазия может быть локализована либо на молочных, либо на постоянных зубах.
Клинические наблюдения показывают, что некоторые аномалии прикуса могут возникнуть вследствие нарушенного носового дыхания.
Немаловажным фактором является положение головы ребенка во время сна. При высоком изголовье у ребенка голова нагнута вперед, шейные мышцы ослаблены и нижняя челюсть смещается мези-ально. Если ребенок спит с откинутой головой, происходит противоположное явление: шейные мышцы, в том числе подкожная мышца шеи, натягиваются и нижняя челюсть смещается назад. Такое положение нижней челюсти во время сна ребенка способствует формированию дистального прикуса.
Предраспологающим
фоном для зубочелюстных
Большое значение в патогенезе аномалий жевательно-речевого аппарата имеет кариес и его осложнения. Преждевременное удаление молочных зубов нарушает процесс прорезывания и расстановку постоянных зубов.
Следует также помнить, что многие аномалии жевательно-речевого аппарата генетически обусловлены и передаются по наследству. Таким образом, этиология зубочелюстных аномалий является многопричинной. И если учитывать, что все этиологические факторы действуют на фоне индивидуальной конституции, то ее определение в каждом отдельном случае очень затруднено.
Комплексное лечение аномалий прикуса
Большинство
ортопедов считают, что ортодонтическое
лечение аномалий можно проводить в любом
возрасте и целесообразно начинать его
с молочного прикуса.
Однако некоторые аномалии следует
устранять лишь в определенном возрасте.
Врач обязан найти такие методы исправления
аномалий раннего возраста, при которых
достигнутые результаты были бы устойчивыми.
Известно также, что аномалии раннего
детского возраста закрепляются в сменном
и постоянном прикусе, иногда в более тяжелой
форме.
В зависимости от периода развития зубочелюстной системы аномалии устраняют комплексно: проведением профилактических мероприятий, миогимнастикой, хирургической коррекцией, наложением ортодонтических и профилактических ортопедических аппаратов.
Терапия аномалий у взрослых долгое время считалась невозможной, поскольку зубочелюстная система у них уже сформировалась и трудно поддается воздействию. По этой причине деформации у взрослых устранялись хирургическим путем или проводилось протезирование по показаниям.
Протезирование больных, у которых дефекты зубных рядов сочетаются с аномалиями зубочелюстной системы, представляет большие трудности и часто невозможно без специальной подготовки, в системе которой большое место отводится ортодонтической терапии.
Возраст
больного не является противопоказанием
к лечению аномалий, но проводить его нужно
с учетом сложной клинической картины,
осторожно и медленно. В современных условиях
наиболее часто применяются брекеты инкогито, которые зарекомендовали
себя с положительной стороны и довольно
часто применяются в лечении деформации
зубов. Брекеты инкогнито были изобретены
в конце двадцатого века и поступили в
серийное производство в 2001 году. За несколько
лет их использования в практике, удалось
набрать великолепный опыт их применения
при тех или иных зубочелюстных аномалиях.
У взрослых можно исправить аномалии положения
отдельных зубов или прикуса, однако повлиять
на форму и строение лицевого скелета
очень трудно. В этом и заключается разница
между ранним и поздним лечением.
Миогимнастика
Миогимнастика может быть самостоятельным методом лечения или применяется со специальной аппаратурой. Она наиболее эффективна в возрасте от 3 до 7 лет. Ее результаты зависят от правильности и регулярности выполнения упражнений, систематического контроля со стороны лечащего врача.
При
аномалиях развития
и деформации зубов и челюстных костей
проводятся следующие миогимнасти-ческие
упражнения:
1) при оральном положении отдельных зубов:
давление кончиком языка на аномалийно
расположенный зуб, прикусывание деревянной
палочки;
2) при вестибулярном положении отдельных
зубов: пальцевой массаж, т. е. давление
пальцем на зуб в оральном направлении.
При прогнатическом прикусе нарушается функция круговой мышцы и мышц, выдвигающих нижнюю челюсть. Для их тренировки предлагается комплекс упражнений.
Упражнения
для тренировки круговой мышцы рта:
1) вставленными в углы рта пальцами ребенок
старается растянуть губы, преодолевая
их сопротивление при напряжении в сомкнутом
состоянии;
2) струей воздуха, направляемой через
губы, сложенные трубочкой, заставить
ритмично, в такт выдыхаемого воздуха,
колебаться подвешенный на нитке кусочек
ваты.
Упражнение для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть: ребенок должен стоя прислониться к стене так, чтобы затылок, лопатки, ягодицы и пятки касались стены. Затем при сомкнутых зубных рядах с отведенными назад прямыми руками он медленно выдвигает нижнюю челюсть вперед до перекрытия нижними резцами верхних. При этом подбородок поднимается как можно выше. В таком положении челюсть удерживается 5—10 с, после чего так же медленно она устанавливается в исходное положение. Упражнение повторяется несколько раз до появления чувства легкой усталости. По мере того как происходит повышение тонуса мышц, время удержания мышц в мезиальном положении увеличивают.
При прогеническом прикусе, обусловленном мезиальным положением нижней челюсти, показаны упражнения для тренировки мышц, поднимающих и смещающих ее дистально. При широко открытом рте ребенок должен кончиком языка коснуться твердого неба в месте перехода его в мягкое, затем медленно закрыть рот при максимальном стремлении сместить челюсть кзади. Упражнение повторяется 5—6 раз и по нескольку раз в день до появления чувства усталости.
При открытом прикусе необходимо вызвать зубоальвеолярное укорочение в области боковых зубов. В этих целях ребенку рекомендуется 5—6 раз в день прикусывать с максимальным усилием жевательными зубами деревянную палочку.
Противопоказания
к применению миогимнастики: патологическая
гипертрофия мышц лица, видимые ограничения
подвижности в височно-нижнечелюстных
суставах, выраженные аномалии прикуса,
связанные с неправильным ростом тела
челюстей (истинная прогения, рахитический
открытый прикус).
Преждевременная потеря зубов, как фактор формирования аномалий прикуса
Если ребенок теряет зуб (молочный), более чем за год до прорезывания постоянного зуба, то это считается ранней потерей молочного зуба. Ранняя потеря зубов является ведущим этиологическим фактором к формированию аномалий прикуса. Здесь нарушается взаимоотношение челюстных костей. Происходит зубо-альвеолярное удлинение на стороне зубов антогонистов. Но зубы перемещаются не только вертикально, но и мезиально на место ранее удаленного молочного зуба перемещается соседний зуб, и зубы рядом с ним стоящие. В результате чего средняя линия смещается, и постоянные зубы, место которых уже занято, прорезываются вне дуги - происходит укорочение зубного ряда. Последнее сказывается на соотношении челюстей. Задача врача, таким образом, сводится к обязательному и своевременному лечению молочных зубов, своевременному протезированию с учетом возраста ребенка.
Информация о работе Этиология и патогенез зубочелюстных аномалий и деформаций