Эмблемы медицины и фармации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:38, творческая работа

Краткое описание

История развития медицины, гуманнейшей из наук, - это летопись героической борьбы за жизнь и здоровье, неиссякаемого самопожертвования в поисках истины, столкновений с невежеством, суевериями и предрассудками, упорства и героизма перед лицом неудач и разочарований.
Первый лекарь был современником первого человека. Как говорил великий русский ученый Иван Петрович Павлов: "В лаборатории врача - все больное человечество... их деятельность - ровесница первого человека." Трудной была многовековая борьба человека против болезней и страданий.

Оглавление

Происхождение медицинских символов
Истории нескольких символов
Фармацевтические символы и эмблемы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

История Медицины.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Что же означает в  эмблеме чаша? На этот счёт существуют различные мнения. Одни учёные полагают, что это сосуд для воды, другие - сосуд для лекарственного яда, т.е. противоядия, третьи - сосуд со специальным жертвенным составом (меликратоном). Предположения некоторых исследователей о том, что чаша представляет собой сосуд для хранения воды, которая имела жизненно важное значение для людей, а её добывание требовало большой мудрости, малоубедительны. Это объяснение правомерно лишь по отношению к безводным местностям, пустыням, где, действительно, вода представляла исключительною ценность для жизни и где особо почитались люди, умевшие находить воду (например, так называемые Кую-Устае в пустыне Кара-Кум). Однако человек издревне селился на берегах рек, озер, морей, где добывание воды не требовало никакой мудрости.

Гораздо убедительнее точка зрения, что чаша - это сосуд  с противоядием. Древние греки  термином "фармакос" называли и  яды, и лекарства. Змеиный яд собирался и хранился в специальных чашах. Лекарства в древности были очень сложного состава, иногда включали свыше 70 ингредиентов, и в качестве противоядия в них входил змеиный яд.

В Древнем мире хорошо знали действие змеиного яда и  противоядия. Аристотель - воспитатель Александра Македонского - занимался изучением ядов животного происхождения. Никандр Колофонийский (200-230г.г.н.э.) в своём произведении "Териак" описал яды животных, в том числе и змеиный, и указал способы лечений отравлений ими. Последняя александрийская императрица из рода Птолемеев - гордая Клеопатра VII Филопатор (правила в 51-30г.г. до н.э.), написавшая ряд работ по венерологии и женским болезням, испытывала змеиный яд на рабах, а затем приняла его сама, испугавшись возможности пленения после победы римлян над её возлюбленным Антонием. Гораций сказал по этому поводу, что змеи оказали услугу римлянам.

Известно предание о понтийском царе Митридате VI Эвпаторе (120-63г.г. до н.э.), который из-за боязни, что его отравят, приучал себя к принятию яда в возрастающих дозах. Когда после поражения в войне с Римом он принял яд, желая покончить с собой, то яд не подействовал. Пришлось приказать рабу убить себя. Поэт Марциал (43-104г.г.) писал:

Частым отравы питьём принёс Митридат себе пользу,

Ибо вредить не могли лютые яды ему.

(Перевод Ю.Ф. Шульца)

медицинский фармацевтический символ эмблема

Противоядие, приготовленное Митридатом, состояло из 54 различных  компонентов. Оно помогало и при  укусе змей. Когда Помпей победил  Митридата, он прежде всего стал искать рецепт этого противоядия, получившего позже название "митридатикум".

Средство попало и  в руки императора Нерона, также  боявшегося отравления ядом. Он поручил  своему первому придворному врачу  Андромаху исследовать состав лекарства. Андромах усовершенствовал рецепт "митридатикума", изъяв оттуда ряд старых и введя новые ингредиенты и доведя их общее число до 74. Он, в частности, увеличил количество опиума и добавил масло гадюки. Последнее он ввёл исходя из принципа "подобное лечится подобным". Андромах преподнёс Нерону новый рецепт "митридатикума" под названием "териак", сопроводив его поэмой из 180 строк, которая позже была включена крупнейшим врачом Рима Галеном в работу "О противоядиях" и упоминалась им в ряде писем.

"Митридатикум-териак" просуществовал в фармакопеях Европы вплоть до XIX в., хотя ещё в период средневековья подвергался критике. Так, в работе "Искусство лечения болезней ожиданием" (1689г.) английский автор Гидеон Гарвей писал: "Лев, медведь, тигр, кошка, волк, собака и сотня других диких зверей вдобавок, собранные вместе, не могли бы произвести в воздухе такого шума, как все неукротимые элементы "мидриатикума-териака" производили в желудке, если бы опиум, находящийся среди них, не успокаивал бы их бешенства и не сдерживал бы их ненормальность".

Использование змеиного яда в лечебных целях получило особенно большее распространение  в эпоху средневековья, о чём  свидетельствуют рукописные и печатные фармакопеи от начала книгопечатания в XV в. и до конца XVIII в. При дворе  французского "короля-солнца" Людовика XIV "митридатикум" пользовался большим успехом. Также рекомендовался суп из змей, чтобы стать сильным, а полные люди, чтобы похудеть, принимали порошок из змей. Часто мясо змей давали курам и уткам, а затем готовили из них пищу: печень и жир змей ели в сыром виде с целью "очищения крови".

Крупнейший французский  хирург XVI в. Амбруаз Парэ написал "Трактат  о ядах", в котором высказал ценные теоретические соображения  в этой области. На памятнике ему  в его родном Лавале высечены слова: " Хирург с мрачным лицом насыщает ядом больного".

В настоящее время  змеиный яд вновь получил применение в медицине в виде многих препаратов. В нашей стране в Средней Азии и других местах до сих пор существует древняя профессия собирателей  змеиного яда.

Таким образом, вполне вероятно, что чаша в медицинской эмблеме в какой-то мере отражала увлечение ядами и противоядиями. Однако сводить значение чаши в эмблеме медицины только к сосуду для хранения яда - вряд ли правильно. По нашему мнению, значение чаши как символа имеет тесную связь с мировоззрением далёкого прошлого и было обусловлено условиями их жизни, их наивным пониманием сущности природных явлений и зависимостью от них. С развитием рабовладельческого строя чаша превращается из символа мудрости высших сил природы в символ почитания мудрости жрецов, фараонов и царей, действующих на земле как бы от имени и по поручению богов, передавших судьбы людей в их руки. Греческая чаша без ножки (фиала) использовалась в различных ритуалах. Именно с нею чаще всего изображена Гигиея и очень редко Асклепий. Она изготовлялась из дорогих материалов и украшалась изнутри лепестками лотоса, который являлся символом жизни.

Ф.Р. Бородулин - один из первых советских историков медицины, обратившийся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеёй, как медицинской эмблемы, пишет: "Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы". То есть в наше время чаша в медицинской эмблеме определена им как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.

В античной мифологии  боги пили из чаши напиток бессмертия. По нашему мнению, вероятнее всего, чашу в медицинской эмблеме можно  трактовать как символ исцеляющих сил  природы вообще.

Древние мифы были своеобразной формой осмысливания мира и его глубокого познания человеком. С веками многие представления менялись. Но смысл основных медицинских эмблем сохранился до сих пор.

После падения Римской  империи, в период средневековья, изображения  чаши и змеи долгое время не употреблялись. Они в модифицированном виде были возрождены в некоторых странах в XVII-XVIII вв., но уже не как символ Гигиеи, а как общемедицинский символ. Профессор факультета фармации Парижского университета Ж. Диллеман, занимающийся историей военно-медицинских и фармацевтических эмблем, высказал мнение, что идею соединения змеи и чаши в одной эмблеме в её современном виде подали в начале XIII в. аптекари Падуи.

В России эта эмблема  под названием "Гиппократова чаша" стала основным медицинским символом также в XVIII в., однако никаких официальных государственных документов об этом не обнаружено. Она стала помещаться на различных медицинских изданиях, например, на изданных в 1828г. И. В. Буяльским "Анатомо-хирургических таблицах", большой формат которых позволил дать гравюрные изображения человеческих органов в натуральную величину; на памятниках, на памятных медалях (в честь 50-летия деятельности русского анатома П. А. Загородского, 150-летия со дня рождения русского хирурга Н. И. Пирогова и др.), жетонах, значках, также на книжных знаках (экслибрисах) медиков и фармацевтов.

Нередко эмблему "чаша со змеёй" художники изображают произвольно, не учитывая исторически сложившейся  традиции. Они изображают змею и  слева, и справа от чаши. Такое изображение  возможно лишь в том случае, если эмблема располагается в центре какого-либо предмета (титульного листа, вывески, печати и т. п.). Если же эмблема расположена на краю предмета, змея должна быть обращена головой в центр поля предмета: на эмблеме, помещённой слева, головка змеи должна быть обращена вправо и наоборот.

Человечество живёт  с большим количеством устойчивых и укоренившихся привычек и традиций, которые уже утратили свой первоначальный смысл.

Посох Асклепия

Истоки этой медицинской  эмблемы идут ещё с VI в. до н.э и  имеют греческие корни. Сам посох представляет собой суковатую палку, вокруг которой обвивается змея.

В мифах Древней  Греции повествуется о том, что Асклепий - аналог римского Эскулапа - был обучен кентавром Хироном искусству  врачевания, в котором Асклепий весьма преуспел и обладал способностью воскрешать мёртвых.

По преданиям, однажды  царь Крита пригласил Асклепия к  себе во дворец, чтобы лекарь воскресил  его погибшего сына. Когда врач, опираясь на посох, вошёл во дворец, к нему подползла змея. Асклепий убил змею, испугавшись, что она причинит ему вред. Но после этого к его посоху подползла ещё одна змея, во рту которой была какая-то трава. Асклепий решил, что это знак и, собрав траву, которая была принесена змеёй, он воскресил умершего юношу.

Однако мастерство Асклепия могло сделать людей бессмертными, чего совершенно не хотел Зевс. В сердцах, бог Олимпа убил лекаря ударом молнии.

В итоге легенда  дала толчок к тому, что на изображении  первой международной эмблеме медицины был нарисован Асклепий, держащий в руке посох с обвившейся на нём змеёй.

В 1948 году, когда была проведена I Всемирная ассамблея  здравоохранения, председателями ВОЗ  в качестве эмблемы организации  был выбрал посох, обитый змеёй, символизирующей  медицину, который изображался на фоне земного шара, окаймлённого лавровыми ветвями - эмблема ООН.

Кадуцей (жезл Меркурия)

В мифологии древней  Греции «кадуцей» обозначал жезл, принадлежащий посланнику богов  Гермесу (в римской мифологии - Меркурию). Жезл был обвит двумя змеями и  увенчен парой крыльев. Две змеи символизировали взаимодействие противоположностей. Кроме того, римский Меркурий как-то использовал жезл для примирения двух враждующих змей. Впоследствии жезл стал символом уравновешенности и добродетельности.

Так как кадуцей  был неотъемлемой частью изображения посланника, он также олицетворял защиту тайны коммерческой и политической переписки.

Однако в эмблеме  медицины жезл предстаёт «древом  жизни», две змеи символизируют вечное противопоставление мира живых и  мёртвых, а сплетение змей означает единство противоположных сил.

По предположениями  знаменитого психолога Карла  Юнга кадуцей был эмблемой гомеопатии, так как обвитые вокруг него змеи отождествлялись одновременно со смертельным  ядом и лечебным снадобьем.

Красный крест и  красный полумесяц

Красный крест и  красный полумесяц изначально использовались в качестве эмблемы санитарной службы вооружённых сил, которая оказывала защиту и помощь больным и раненным.

Использование изображения  и названия красного креста и красного полумесяца находится под контролем  Женевских конвенций 1949 года, а также дополнительных протоколов к ним 1977 года.

В мусульманских странах  эмблема была несколько изменена - вместо привычного для большинства  европейских стран красного креста здесь символ благотворительной  помощи больным и раненный является красный полумесяц.

Одним из основателей  знаменитой эмблемы красного креста стал Анри Дюнан, который в 1859 году был  впечатлён количеством людских  потерь в битве при Сольферино. Армейские санитары не смогли тогда  справиться с возложенными на них  обязанностями. Одной из причин этому послужило отсутствие у них какого-либо отличительного признака, который мог быть опознан каждой из конфликтующих сторон.

Уже через 4 года на Международной  конференции в Женеве была принята  эмблема обществ по оказанию помощи раненным военнослужащим. Этой эмблемой и стал красный крест на белом фоне.

Восточный Кризис (1875-1878) и Русско-турецкая война (1877-1878) вызывали приток сотрудников Красного креста на территорию Османской империи. Но здесь деятельность МККК была разрешена лишь при смене изображения креста на эмблеме на полумесяц. В итоге на Женевской конвенции в 1949 году эмблемы красного креста и красного полумесяца на белом фоне были признаны в качестве защитных знаков военно-медицинских служб.

В настоящее время  использовать эмблему Красного креста и красного полумесяца помимо Международной Федерации Общества Красного Креста и Красного Полумесяца и

Международного Комитета Красного Креста разрешено национальным обществам и лицам, имеющим отношению  к данной организации. В военное время изображение красного креста или полумесяца на белом фоне служит отличительным знаком и защитой военно-медицинских формирований, а также госпиталей, больниц и транспортных средств, оказывающих помощь нуждающимся

Снежинка

Идея изображать синюю снежинку в качестве медицинской эмблемы зародилась в США. Её оригинальное название с английского переводится как Звезда жизни - Star of Life.

Эмблема была разработана  главой отдела экстренной медицинской  помощи Национальной администрации  безопасности движения на дорогах Лео Шварцем и одобрена Американской медицинской академией 1 февраля 1977 года.

Информация о работе Эмблемы медицины и фармации