Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:46, доклад
Педиатрия как самостоятельная медицинская специальность возникла сравнительно недавно. Отдельные высказывания и советы по вскармливанию детей, уходу за ними, лечению имеются в древних рукописях армянского государства Урарту, а так же Древнего Египта, Индии, Китая, Вавилона, Ассирии.
Передовые ученые того времени С. Г. Зыбелин (1735— 1802), Н. М. Максимович-Амбодик (1744—1812) понимали, что важное значение для здоровья ребенка имеет уход за ним и питание. Они были горячими сторонниками грудного вскармливания, распространяли среди врачей и населения правила гигиены матери и ребенка.
Педиатрия как самостоятельная
медицинская специальность
В книге «О природе ребенка» Гиппократа (ок. 460— 377 до н. э.) содержатся сведения о закономерностях правильном и стабильном роста и нормальном развитии детей. В XV — XVI вв. появляются отдельные книги, посвященные детским болезням, в них были и указания о высокой смертности детей, но отсутствовали практические рекомендации по ее снижению. В XVII в. благодаря классическим работам английских ученых Глиссона, Си-денхема о рахите, оспе и кори, получившим всемирную известность, педиатрия привлекает внимание врачей. В XVIII в. издаются учебники по педиатрии и делают первые серьёзные шаги в этом направлении.
На огромную детскую смертность в России обратил внимание М. В. Ломоносов. В письме «О размножении и сохранении российского народа» он предлагал ряд мер борьбы со смертностью. В 1721 г. был издан сенатский указ «О строении госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалования». Однако воспитательные дома были открыты только в 1763 г. в Москве и в 1771 г. в Петербурге благодаря деятельности И. И. Бецкого. Правда, инфекционные болезни, недостаточное питание приводили к тому, что большинство детей в воспитательных домах погибали.
Передовые ученые того времени С. Г. Зыбелин (1735— 1802), Н. М. Максимович-Амбодик (1744—1812) понимали, что важное значение для здоровья ребенка имеет уход за ним и питание. Они были горячими сторонниками грудного вскармливания, распространяли среди врачей и населения правила гигиены матери и ребенка.
Долгий и продолжительный Процесс обособления педиатрии как самостоятельной научной дисциплины совпадает с открытием первых детских больниц. Первая больница для детей 2—15 лет была открыта в Париже в 1802 г. Она стала центром подготовки специалистов по детским болезням в Европе. В 1834 г. открыта детская больница в Петербурге. В 1835 г. в программу обучения врачей в России введен специальный курс детских болезней. В медико-хирургической академии курс детских болезней с 1831 по 1847 г. читал С. Ф. Хотовицкий (1796—1885). В своих лекциях он излагал анатомо-физиологические особенности детей всех возрастов и их заболевания, включая острые инфекции; в 1842 г. открыл детские палаты в клинике акушерства. Хотовицкий написал первый русский учебник по детским болезням «Педиятрика» (1847), в котором приведены передовые для того времени данные о профилактике, лечении ряда заболеваний детей, причинах детской смертности, описаны меры борьбы с ней и др. В 1844 г. в Петербурге была открыта первая в мире больница для детей раннего возраста.
В первой половине XIX в. вопросами детского здравоохранения в России занималось Вольно-экономическое общество. Оно изучало детскую заболеваемость и смертность, издавало популярные брошюры. К. Груш написал «Руководство по воспитанию, образованию и охранению здоровья детей» (1843—1848).
Дальнейшее развитие педиатрии связано с созданием в 1865 г. кафедры детских болезней, которую возглавил В. М. Флоринский (1834—1899), в Петербургской медико-хирургической академии. (В Европе первая кафедра педиатрии была создана в 1879 г. в Париже.) Н. И. Быстрое (1841 —1906) организовал первое в России общество детских врачей в Петербурге (1885). Он подготовил много учеников, основавших другие кафедры педиатрии в стране, которые очень многое сделали в вопросе лечения детей и в снижении в деле высокой смертности детей.
Большой вклад в организацию педиатрической помощи в России внес К. А. Раухфус (1835—1915). По его планам были построены две детские больницы — одна в Петербурге, которая носит имя Раухфуса, другая в Москве — больница имени Русакова, а также первый санаторий для детей. Раухфус был не только организатором здравоохранения, но и крупным ученым. Ему принадлежат исследования о гнойных поражениях суставов у грудных детей, врожденных пороках сердца, выпотных плевритах и т. д. Им описан клинический симптом при плевритах — «треугольник Раухфуса», обоснована необходимость второго (санаторного) этапа лечения детей.
В Московском университете курс детских болезней в 1861г. начал читать Н. А. Тольский (1830—1891). В 1866 г. им была открыта детская клиника с амбулаторией, в 1873 г.— кафедра детских болезней. Тольский понимал задачи педиатрии и считал, что она должна быть не только наукой о лечении, но и о предупреждении детских болезней.
Основоположником отечественной клинической педиатрии является Н. Ф. Филатов (1847—1902). Он описал неизвестное до того времени острое инфекционное заболевание детского возраста — «скарлатинозную краснуху», идиопатическое воспаление шейных лимфатических желез (железистая лихорадка Филатова — инфекционный моно-нуклеоз), ранний признак кори — отрубевидное шелушение эпителия на слизистой оболочке губ и щек (симптом Филатова). Его работы «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных заболеваниях детского возраста», «Клинические лекции», «Краткий учебник детских болезней» оказали большое влияние на развитие педиатрии. В 1887 г. Филатов создал кружок детских врачей в Москве, реорганизованный в 1892 г. в Московское общество детских врачей.
С 1898 по 1908 г. кафедру педиатрии в Военно-медицинской академии возглавлял Н. П. Гундобин (1860— 1908). Им написаны книги «Особенности детского возраста», «Общая и частная терапия болезней детского возраста», «Воспитание и лечение ребенка до 7-летнего возраста», «Детская смертность в России и меры борьбы с нею» и др. Гундобин был одним из основателей и активных членов союза борьбы с детской смертностью в России. • Изучением туберкулеза, ревматизма, малярии у детей, подготовкой педиатрических кадров занимался А. А. Кисель (1859—1938). В своей научной и практической деятельности решающее значение он придавал профилактике заболеваний, был активным поборником оздоровления бытовых условий детей, создания для них правильного режима, питания.
Кафедрой детских болезней в Петербургском женском медицинском институте заведовал Д. А. Соколов. В 1911 г. им был основан журнал «Педиатрия». По инициативе передовых русских ученых в Москве, Петербурге, Саратове и других городах возникали общества борьбы с детской смертностью, общества педиатров. В 1911 г. состоялся Первый Всероссийский съезд детских врачей, на котором рассматривались вопросы помощи новорожденным. В это время началась активная деятельность Г. Н. Сперанского (1873—1968). Он изучал физиологические особенности, диететику и патологию детей раннего возраста. Большое значение Сперанский придавал организации обслуживания детей периода новорожденно-сти. Ему принадлежат работы по расстройствам питания и пищеварения, пневмонии, сепсису, дизентерии у детей раннего возраста. Сперанский был активным организатором детского здравоохранения.
В. И. Молчанов (1868—1959) изучал роль надпочечников в генезе токсической дифтерии, вегетативной нервной системы при скарлатине и других острых детских инфекциях, влияние социально-бытовых факторов на этиологию и патогенез заболеваний детского возраста и др. Эти работы имеют большое значение для практического здравоохранения. Им вместе с Ю. Ф. Домбровской и Д. Д. Лебедевым написан учебник «Пропедевтика детских болезней».
Большой вклад в педиатрию внес М. С. Маслов (1885— 1961). Ему принадлежат работы по хроническим расстройствам питания и пищеварения, болезням почек, печени, диатезам и др. Он продолжал исследования Н. П. Гундо-бина о возрастных физиологических особенностях ребенка, изучал биохимические показатели у здоровых и больных детей. Масловым написан ряд книг: «Основы учения о ребенке и особенности его заболевания», «Детские болезни», «Клинические лекции по факультетской педиатрии», «Диагноз и прогноз детских заболеваний» и др.
Важное значение в советской ледиатрии имеют работы А. Ф. Тура (1894— 1974). Он изучал физиологию и диететику раннего возраста, патологию периода новорожденности, вопросы патологии системы кроветворения и др. Его перу принадлежит учебник «Пропедевтика детских болезней».
Большой вклад в развитие педиатрической науки внес-. ли Ю. Ф. Домбровская (1891 —1976), В. А. Леонов (1889— 1972), Е. Н. Хохол (1897—1964), Т. С. Каприэлян (1876— 1946), М. X. Угрелидзе (1885—1960), Р. С. Гершенович (1889—1960), О. Д. Соколова-Пономарева (1888—1966), М. Г. Данилевич (1885—1956) и другие. Эти ученые воспитали огромное число высококвалифицированных педиатров, создали русскую педиатрическую школу, одно из основных направлений которой — профилактическое.
Начало учения о ребенке принято относить к IV веку до нашей эры, к времени написания книги «О природе ребенка» отцом медицины Гиппократом. Следом за Гиппократом о детях, об уходе за ними и воспитании, пишут Цельс, Гален и Соран (I и II века). В последующие 15 столетий повторялось то, что было изложено у Галена и Сорана. Лечение детей в эти годы осуществлялось по тем же принципам, как и взрослых, или не проводилось вообще. Только в XV—XVIII веках снова пробуждается интерес к лечению детей и его особенностям. Это связано с очень высокой детской смертностью, появлением благотворительных организаций и созданием в некоторых странах Европы воспитательных домов или приютов для подкидышей и беспризорных детей.
Появляется большое количество трудов, посвященных воспитанию и выхаживанию детей. В 1650 г. выходит научный труд английского врача Глиссона о рахите, за этой работой следует серия публикаций Сиденгама, Хабержена, Дженнера, посвященных изучению инфекционных болезней у детей. Примерно через 100 лет после работы Глиссона публикуется первое руководство по педиатрии в 28 главах. Оно было написано в 1764 г. ?ведским врачом Нилем Розен фон Розенштейном. Через 30 лет его руководство было издано в России на русском языке.
После открытия первых детских больниц происходит интенсивный рост числа научных исследований в области педиатрии и формирование школ педиатров. Первой детской больницей в мире была Парижская больница для детей, открывшаяся в 1802 г. Несколько позже возникает немецкая школа педиатрии. Ее центрами становятся Вена и Берлин. Основным направлением своих исследований немецкие педиатры избрали биохимические и микробиологические аспекты детских болезней, а также вопросы питания.