История развития фармации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

История фармации - это наука о развитии фармацевтической деятельности и лекарственных знаниях на протяжении всего существования человечества от первобытных времен до наших дней. В задачи истории фармации как науки входит изучение: общих закономерностей всемирно-исторического процесса становления фармацевтических знаний с древнейших времен до современности; достижений каждой новой эпохи в области фармации; взаимодействия фармации и общей культуры, влияния важнейших теорий и открытий в естествознании, философии, культуре на состояние, объем и характер фармации каждой эпохи.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ стр. 2


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ стр. 3


ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 4


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 5

Файлы: 1 файл

История развития фармации.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

     Гиппократ сформулировал основные положения медицинской этики, относящиеся и к лекарствоведению: «Лекарства и их простые свойства, если таковые описаны, ты должен тщательно удерживать в памяти. Из них ты должен усвоить себе все, что относится к лечению болезни вообще, наконец, каким образом они действуют в определенных болезнях. Ибо в этом начало, середина и конец познания лекарств».

     Гиппократ в своей знаменитой «Клятве» обосновал  одно из главных профессиональных и  нравственных требований медицинской  деонтологии – помогать людям в укреплении и охране их здоровья независимо от общественного и имущественного положения, социальной, национальной и расовой принадлежности. Эта «Клятва» на протяжении более 2 тысяч лет является основным этическим документом в медицине, она же стала и основой клятвы фармацевтов.

     Развитие  древнеримского лекарствоведения напрямую связано с деятельностью выдающегося  древнеримского врача и естествоиспытателя Клавдия Галена (131-201г.г. н.э.). Он придерживался  следующих принципов: лечить “ подобное подобным ”, “ противоположное противоположным”, “ помогать природе”. В соответствии с этими воззрениями применялись лекарственные средства, которые делились на три класса: простые, сложные, специфические. Гален ввел понятие о действующих веществах, в соответствии с которым широко применял в практике извлечения из природных материалов, а также вина, сиропы. Гален описал в своих трудах приготовление порошков, пилюль, лепёшек, мыл, мазей, пластырей, Он имел аптеку в Риме, где сам готовил лекарства для больных.

     Рассмотрим эпоху средневековья. Огромное влияние на фармацевтическое дело имели магия, астрология, алхимия, которые сменились точными науками: астрономией, физикой, химией. В этот период белой и черной магии под фармацией подразумевалось изгнание духов лекарствами. Для аптекаря было необходимо и знание астрологии,   т. е. умение предсказывать по звездам. Некоторые даже слово „фармация" производят ошибочно от слова “магия” (тайное искусство). Развитие химии у всех народов прошло фазу алхимии. Влияние алхимии на фармацию огромно. Кроме главной цели - превращения простых металлов в золото, алхимики еще преследовали цель сохранения здоровья и молодости. “Камень мудрости” должен был превращать больного в здорового и старика - в юношу. Так получила развитие идея о панацеях, эликсирах, долгой жизни и поиски лекарств были направлены по ложному пути. Но алхимия принесла и много положительного: увеличилось число соединений, получаемых искусственным путем, были усовершенствованы приборы и аппараты для этих целей, разработаны и усовершенствованы методы перегонки, осаждения, фильтрации, дистилляции, кристаллизации.    Арабская фармация занимает в истории мировой фармации особое место. Арабы начав завоевательские походы в 7 в н.э. покорили большинство культурных стран от Инда до Атлантического океана (Испания) и покорив такие страны как Египет, Персия, Индия они приобщились к культуре покоренных народов и создали обширнейшую переводную литературу.

     Крупнейшие  врачи того времени, писавшие по-арабски, были перс - Ибн Сина (Авиценна). Авиценна был разносторонне образованным человеком. Его пятитомный “Канон врачебной науки” охватывает вопросы анатомии, физиологии, патологии, терапии, фармации, гигиены и др. В двух томах содержатся описания простых и сложных лекарств. Всего Авиценна перечисляет 785 лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения с описанием способов их приготовления и применения.

     Большое значение для развития наук сыграла  Академия в Багдаде, объединившая 6 000 ученых и учащихся различных специальностей, среди них были и медики. Здесь же была основана первая аптека в 754 году. Арабские врачи проводили опыты с ядами и противоядиями на преступниках. Хотя первым эти опыты начал проводить царь Матридат Эупашор в I в. до н. э. В результате он изобрел сложное лекарство – териак. Так, калиф Мотавекким подвергал своих гостей во время пиршеств укушению ядовитыми змеями, а затем излечивал их териаком. Вера в териак прошла через многие столетия и основывалась на представлении о том, что чем больше будет введено лекарственых средств, тем больше будет подавлено и болезнетворных начал.

     Териак  нюренбергской фармакопеи, например, состоял из 65 ингредиентов. Согласно правилам аптекарского устава XVI в., териак готовили публично, в торжественной  обстановке. Каждая часть его подлежала публичному осмотру присяжными, аптекарь должен был указать дату изготовления, состав лекарства и т.д. Упоминание о териаке встречается и в гораздо более поздних фармакопеях – во французской (1818 г.) и германской (1872 г.).

     В 12 веке, когда в Западной Европе было всего два университета, в Испании функционировали открытые арабами 70 публичных библиотек и 17 высших школ. Многим названиям фармация обязана арабам: алкоголь, сироп - слова арабского происхождения. Арабам принадлежит первенство в создании фармакопеи - арабская фармакопея (карабадинин) переводилась на многие языки. Арабы ввели в употребление сильно действующие средства (сиропы, и другие душистые воды), корригирующие составы. Арабы не любили сильнодействующих средств и вместо греческих драстических ввели более легкие слабительные (например, сенна), а к сильнодействующим прибавили фиалковый корень и лимонный сок, которые значительно ослабляли их действие. Одним из главных занятий арабских аптекарей была торговля пахучими маслами и сандаловым деревом. Аптеки находились под особым патронажем государства, правительство заботилось о дешевизне и доброкачественности лекарств. К 16 веку у арабов на вооружении имелось до 2 600 лекарственных веществ, из них 1 400 - растительного происхождения.

     Во  время расцвета арабской культуры на Востоке, единственным центром медицинской  мысли на Западе была школа, основанная в 9 веке в г.Салерно и получившая в 11 веке особое значение в связи  с крестовыми походами рыцарей. В 1076 г. г. Салерно был занят крестоносцами и в период подготовки к новому крестовому походу Салернская школа была превращена в центр подготовки врачей для армии, сопровождающих крестоносцев, и для организованных в Европе госпиталей. Возникла необходимость в унификации преподавания и унификации самих методов медицины. В связи с этим в 1140 году ректором Салернской школы Николаем была составлена фармакопея (Антидотарий), для которой специально была усовершенствована весовая система мер. Ранее, в прописях указывались такие меры как “крупинка”, “горсточка”, “щепотка”. Чтобы узнать сколько это, измерили сколько вещества в таких случаях берет каждый опытный фармацевт de facto соответственно каждому из этих терминов. В результате появилась весовая система и установлена минимальная единица этой система - гран - granum - вес пшеничного зерна. Для тех времен это было большим уточнением, значительным шагом вперед. Средняя однократная доза тогдашних порошков и кашек была определена в 20 гран, что равнялось 1 скрупул, а суточная - в 3 скрупула т.е. 1 драхма; недельная порция (8 драхм) была названа унцией. Салернская школа выпустила учебник под названием “Circa instans”, в котором были описаны употреблявшиеся в то время лекарственные растения и их применение. Этот учебник переиздавался с исправлениями 240 раз вплоть до 1846 года. Салернская школа установила для своих выпускников четыре степени в зависимости от выбранной специализации и достигнутых успехов: -лица прошедшие основной курс какой-либо дисциплины получали разрешение (лицензия - licenzia) на практику в этой узкой специальности (например, уход за больными; производство перевязок и мелких операций; приготовление лекарственных смесей из готовых материалов и др.) и установлена степень лиценцианта - лица, которым могло быть доверено в рамках такой узкой специальности и обучение других ее премудростям, получали степень бакалавра (наставника). - лица широко овладевшие наукой и способные передавать знания другим удостаивались степени магистра (magister - учитель, позже - мастер) лица, самостоятельно развивающие учение, науку, теорию или самостоятельно на базе этой теории делающие практические выводы, получали степень доктора (doctor - ученый, научающий). До 11 века в Европе фармация не выделялась как особая профессия: врачей учили в медицинских школах и среди прочих предметов преподавали им искусство составления лекарств, правила сбора лекарственных растений. Впервые слово апотекариус (apothecarius) как наименование профессии появилось в 12 веке: во Франции это произошло в 1178 году, а в Англии - в 1180 г. Первые дошедшие до нас упоминания об аптеках и профессии фармацевта относятся к XIII столетию.

     При этом процессы, приведшие к созданию аптек в Германии, Франции, Великобритании и США имеют как много общего, так и принципиальные различия. Большое  значение имеет тот факт, что на протяжении последних двухсот лет аптечное дело в странах Старого и Нового Света формировалось в тесной связи с развитием оптового звена национальных фармацевтических рынков. В частности, именно, в XIX столетии сложилось классическое понимание профессии фармацевта, сохранившееся до наших дней.

     Слово "Apotheca" имеет греческое происхождение. Его первоначальное значение - специализированный либо общий магазин или склад. Однако с течением времени смысловая  нагрузка менялась, и теперь это слово во всех языках обозначает учреждение здравоохранения, аптеку в современном понимании.

     К 13-му веку относится начало регламентации  деятельности врачей и фармацевтов. Так, в 1224 году Фридрих II издал декрет о их правах и обязанностях: впервые врачам запрещалось: извлекать прибыль от снабжения своих больных лекарствами; вступать с фармацевтами в соглашения, направленные на получение прибыли. Фармацевтам запрещалось лечить больных. Были установлены правила ревизии аптек, готовящих лекарственные препараты, правила хранения и отпуска ядовитых и сильнодействующих веществ, а так же секретных средств, введена клятва фармацевта. В конце 13 века появились первые обязательные для исполнения местные таксы лекарств. К 15 веку относится появление аптечной монополии. В это время на открытие аптек давалось специальное высочайшее разрешение и при этом исключалась всякая конкуренция. К примеру, когда архиепископ в г. Галле (Германия) выдавал разрешение на открытие второй в городе аптеки, оно сопровождалось распоряжением “никогда больше во веки вечные не давать разрешения в этом городе”. В это же время впервые организуется специальное фармацевтическое образование: так, во Франции оно состояло в 4-х летнем ученичестве в аптеке, десятилетней работе в качестве помощника и ряде экзаменов. Из сказанного понятно, насколько не соответствует истине расхожее представление о средневековье как в времени глухого застоя и отсутствия какой-либо научной мысли. На основании огромного фактического материала, собранного алхимиками, сформировалось новое направление в медицине и химии, давшее начало современной фармации, известное под названием алхимия или лечебная химия. Одним из наиболее ярких ученых Средневековья является Парацельс или вернее Теофраст фон Гогенгейм (1493-1541 гг.). Он родился в Швейцарии, где его отец имел обширную врачебную практику и пошел по стопам отца. Окончил университет и не удовлетворившись полученными знаниями, овеянный сомнениями в полезности искусства “предоставляющего людям умирать и не могущего вылечить даже зубной боли”, он отправился путешествовать и обогащать свои знания. В итоге им было сформировано мировоззрение, коренным образом изменяющее представление о медицине, опровергающее все авторитеты древности - Галена, Авиценну, выступающее против признанной гуморальной теории и заменяющее ее теорией химических превращений. Согласно учению Парацельса любой животный организм представляет собой сочетание определенных химических веществ, при нарушении этого химического равновесия возникает болезнь и, следовательно, для восстановления здоровья (равновесия) необходимо применение химических веществ. И он применял ртуть для лечения сифилиса, мочу беременных женщин. Активно занимаясь изучением химических соединений он классифицировал металлы, усовершенствовал химические аппараты и приспособления, изучал лекарственное действие почти всех известных в то время химических соединений. Химия, по Парацельсу, должна состоять в составлении лекарств, а не в добывании золота. Парацельс начал применение соединений свинца, меди, сурьмы, железа и ртути, которые ранее для этих целей не применялись, но вскоре стали широко известны. Он обращал внимание и на растительные лекарства, но и здесь его понимание коренным образом отличалось от традиционного: великий алхимик считал, что не растение, употребляемое как лекарство проявляет лечебное действие, а в нем есть химическое вещество, которое это лечебное действие оказывает. И вместо всего растения, или как Парацельс его называл “супной приправой”, нужно использовать только это вещество. Препараты, изготовляемые по методам Парацельса получили название medicamenta spagirica (от слов spao-тяну и ageiro-собираю) в отличие от традиционных medicamenta galenica. И хотя выделить чистое вещество в те времена было невозможно, получали лишь экстракты, но и это явилось большим шагом вперед. Аптеки принялись выделять химически чистые вещества, подмечать и осваивать анализы на чистоту препаратов, было впервые положено начало систематическому химическому методу исследования чистоты веществ и их соединений - таким образом аптеки Средневековья оказались научно-исследовательскими лабораториями. Развитие аптек и методов анализа под влиянием  алхимии вело к признанию необходимости стандартизации: каждый препарат стремились во всех аптеках готовить по одной и той же прописи, появилось множество руководств по составлению лекарственных препаратов. Так, в 17 веке (согласно пражской аптекарской таксе 1659 г.) аптеки сами готовили: медный купорос, окись меди, сернокислую ртуть, окись железа, уксуснокислый свинец, углекислый калий, многочисленные препараты сурьмы и др. Слабым местом Парацельса и его последователей было то, что испытывать предложенные ими новые металлические соединения нужно было на людях и это приводило к большому количеству отравлений. И все же идеи Парацельса получили широкое распространение.

     Значение  Парацельса трудно переоценить: оно  связано с борьбой против авторитетов  древности и устаревшими теориями; оно состоит в установлении химизма  процессов в организме (образование  экссудатов, обызвествлений и др.). В фармации Парацельс - основоположник идей о действующих началах, зачинатель фармацевтической и аналитической химии в аптеках. После смерти Парацельса спор между его сторонниками и противниками вновь разгорелся. В 1566 году парижский парламент запретил употребление большинства предложенных Парацельсом препаратов, а врачам под угрозой жестокого наказания запретил прописывать их. Когда же в 1603 году один из наиболее рьяных последователей Парацельса все-таки применил препарат сурьмы для лечения больного, его объявили недостойным заниматься медициной и запретили всем врачам советоваться с ним. В учении алхимиков были и заблуждения, основанные на идеализме и мистике, виной чему была современная им эпоха. Не довольствуясь установлением химической причины болезней, они при объяснении болезней прибегали к духовному началу - архею. Они считали, что свойство и силу растений узнают по тем знакам, которыми они отмечены (так называемое учение о сигнатурах - знаках природы): так, зверобой с дырчатыми листьями, употребляется для лечения колотых ран, колючий чертополох - против внутренних колик. Парацельс допускал, что богом для каждой болезни создано специальное лекарственное средство, например как ртуть для лечения сифилиса. И хотя во многом алхимики были не правы, они сделали много положительного: нарушив старые традиции поклонения перед авторитетами древности и схоластического толкования, они путем внимательного изучения растительного сырья способствовали умножению сведений о растениях. Накопившиеся знания требовали обобщения и уже в 1570 г. были систематизированы Лобелиусом. Под влиянием накопленных знаний и развития науки возникает необходимость широкого обобщения наиболее часто встречающихся явлений и создания научной теории химии. Появилась теория флогестона, пытающаяся объяснить явления горения и окисления. Процесс горения объяснялся распадением на составляющие: на общую для всех веществ часть - флогестон, который выделяется (и исчезает) и характерную для данного вещества часть, которая остается. Так, металл при горении распадается на флогестон и металлическую известь (окись металла), сажа - почти чистый флогестон. Ложность теории стала очевидной при открытии закона сохранения вещества. В 1795 г. появился первый фармацевтический институт в Эрфурте. Его основатель И.Б.Тромсдорф организовал выпуск фармацевтического журнала “Journal der Pharmazie” и долгое время был его редактором, здесь же возник и первый фармацевтический завод, получивший известность. В это время были заложены основы алхимии фармацевтом Карлом Вильгельмом Шеле (Швеция, 1742-1786).

Информация о работе История развития фармации