Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2014 в 13:53, реферат
Следует отметить, что становление и развитие отдельных клинических дисциплин и разделов в России - одна из важнейших проблем истории отечественной медицины. Вместе с тем, очевидно, что без создания базы в виде истории отдельных дисциплин невозможны исследования обобщающего характера.
Цель работы – на основании анализа исторического пути отечественных зубоврачевания и стоматологии выделить ведущие направления и тенденции их развития, создать периодизацию, показать дисциплинообразующие факторы и условия и, обобщив историю развития зубоврачебного образования в дореволюционной России, представить целостную картину его развития.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1 Зубоврачевание в рамках народной медицины
и хирургического ремесла в Киевской Руси (IX—XIII вв.)
и Московском государстве (XV—XVII вв.)……………………………..4
Глава 2 Зубоврачевание как самостоятельная область лекарской
помощи в Российской империи (XVIII - начало XX вв.)………………6
Глава 3 Переход зуболечебного дела к одонтологии как медицинской специальности во второй половине xix - начале XX века в россии……………………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………....18
Библиография……………………………………………………………....21
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
История медицины:
Зубоврачебное образование в дореволюционной России.
Реферат
студентка гр.11ВЛС5
Пенза, 2012
Введение
Стоматология является самостоятельной областью клинической медицины и представляет собой не только научно-учебную дисциплину и соответствующую врачебную специальность, но и один из высокотехнологичных быстро развивающихся медико-технических комплексов. Своеобразие этой важной области медицинской науки и здравоохранения отражено в структуре подготовки профессиональных кадров: в Российской Федерации из клинических дисциплин только стоматология располагает профильными учреждениями высшего и среднего медицинского образования во главе с Московским государственным медико-стоматологическим университетом. Чтобы понять объективную обусловленность и истоки этого своеобразия, надо обратиться к истории данной научной дисциплины и врачебной специальности.
В основных руководствах и учебниках по общей истории медицины вопросы истории стоматологии не затрагиваются. Единственным исключением является учебник - «История медицины» Т.С. Сорокиной (9-е издание в 2009 г.), где есть раздел «Зубоврачевание».
Следует отметить, что становление и развитие отдельных клинических дисциплин и разделов в России - одна из важнейших проблем истории отечественной медицины. Вместе с тем, очевидно, что без создания базы в виде истории отдельных дисциплин невозможны исследования обобщающего характера.
Цель работы – на основании анализа исторического пути отечественных зубоврачевания и стоматологии выделить ведущие направления и тенденции их развития, создать периодизацию, показать дисциплинообразующие факторы и условия и, обобщив историю развития зубоврачебного образования в дореволюционной России, представить целостную картину его развития.
Глава 1
Зубоврачевание в рамках народной медицины и хирургического ремесла в Киевской Руси (ix—xiii вв.) и московском государстве (xv-xvii вв.)
Первые сведения о болезнях зубов относятся к доклассовому обществу: палеопатология представляет достоверные свидетельства кариеса зубов и повреждений лицевого черепа у первобытного человека.
В Киевской Руси врачеванием занимались как народные врачеватели – лечцы, так и профессионалы – лекари, по мнению многих исследователей, не применялись методы лечения зубов, широко использовавшиеся в странах Западной Европы. При всеобщем веровании в высшие силы лечение зубных болезней нередко проводили с помощью молитв, заговоров, заклинаний.1
В русских средневековых рукописных книгах по медицине (лечебниках и травниках) болезням зубов уделялось значительное внимание. Народные врачеватели зубов («зубоволоки») широко использовали лекарственные средства растительного происхождения (камфора, настои трав, припарки из семян и др.), укрепляли зубы проволочными «шинами», умели накладывать на «чревоточины» в зубах пломбы.2
Зубоврачевание в Московском государстве получило развитие во времена Ивана Грозного (XVI век), когда из Англии были выписаны аптекари и цирюльники . Первые шаги государственной медицины в России в ХVII веке ассоциируются с учреждением Аптекарского приказа. Зубоврачебную помощь, кроме немногочисленных аптекарей и цирюльников, приглашаемых из-за границы, и немногих выпускников Лекарской школы, открытой в 1654г., оказывали, главным образом, различные народные врачеватели (мастера) – целители, кровопуски, «зубоволоки».3
Начиная с 1654 г. (когда в Московском государстве была открыта первая лекарская школа) будущим лекарям стали преподаваться и навыки зубоврачевания. Это было связано с тем, что значительная часть лекарей направлялась на службу в армию, где требовались знания и по оперативному зубоврачеванию, и по борьбе с цингой. В качестве противоцинготных средств в военных гарнизонах всем чинам раздавались солод, пиво, винный уксус, сбитень. В 1672 г., когда в российской армии под Астраханью возникли массовые заболевания цингой, князю А. А. Голицыну была послана специальная царская грамота, в которой предписывалось изготовить в Казани «двести ведер сосновых вершин намоча в вине, да в Нижнем Новгороде изготовить сто ведер, и послать то вино в Астрахань и давать то вино в Астрахани служилым людям от цинги».4
Глава 2
Зубоврачевание как самостоятельная область лекарской помощи в Российской империи (XVIII - начало XX вв.).
Как самостоятельная область медицины зубоврачевание выделилось лишь в конце XVII — начале XVIII в. В значительной степени этому способствовала деятельность французского хирурга Пьера Фошара (1678—1761г.г.). Он прошел путь от цирюльника до хирурга и приобрел широкую популярность как частнопрактикующий зубной врач. П. Фошар описал около 130 заболеваний зубов и болезней ротовой полости, изучал причины их возникновения и особенности течения. На основе своих исследований он составил одну из первых классификаций болезней зубов. Его капитальный труд «Зубная хирургия, или лечение зубов» (1728г.) явился первым руководством, в котором систематизировались научные и практические знания по зубоврачеванию.
П. Фошар внес также существенный вклад в зубопротезирование: он усовершенствовал небные обтураторы, применил колпачки из золота и фарфоровое покрытие для искусственных зубов; ему принадлежит идея использования специальных пружин для удержания во рту полных съемных зубных протезов. Он занимался исправлением дефектов неправильного роста зубов и челюстей и по праву считается основателем ортодонтии — раздела ортопедической стоматологии.5
Стоматология как отдельное направление медицины зародилась в России при Петре I. В xviii – первой половине XIX в. в россии продолжалась политика привлечения иностранных лекарей, но одновременно проводились преобразовательные проекты « императора-зубодёра » Петра I (музейная коллекция сохранила 73 зуба, лично и успешно удаленных императором). В 1703 году в Россию приехал голландский врач Николай Бидлоо, и стал придворным врачом Петра I.
После нескольких лет пребывания при Петре I (и связанных с этим разъездов), Бидлоо попросил царя отпустить его назад в Голландию, сославшись на своё здоровье. Вместо отставки ему было предложено устроить в Москве госпиталь и основать школу медицины на 50 учеников. Госпиталь был открыт 17 ноября 1707 год, и ныне является Главным военным клиническим госпиталем имени Н. Н. Бурденко, а сам Бидлоо до самой своей смерти в 1735 году состоял инспектором созданной школы и профессором анатомии и хирургии. На здоровье Петру I он больше не жаловался. Н.Л. Бидлоо сам обучал учеников госпитальной школы анатомии, для чего был написан учебник «Всеобщая наука анатомия», а так же создана капитальная работа «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре», где уделялось особое внимание зубоврачеванию.6
Открытие госпитальных школ, поднятых потом до уровня медико-хирургических училищ, а затем и образование академий (1798) знаменовали первые шаги медицины в России как государственной системы. Недаром звание «зубной врач» появилось в 1710 г. - в период открытия постоянных военных госпиталей, а на их базе госпитальных школ, в которых преподавание велось на практической основе, у постели больного. Учащиеся госпитальных школ изучали анатомию, физиологию, оперативную хирургию, фармакологию, неврологию, зубоврачевание с челюстно-лицевой хирургией и челюстно-лицевой травматологией. В госпитале было установлено обязательное вскрытие трупов больных, умерших в госпитале. Среди анатомических препаратов встречались и образцы с патологией зубочелюстной системы, а среди инструментов находились инструменты для проведения зубоврачебных операций на голове, губах, деснах, языке. В библиотеках госпитальных школ были книги и диссертации по вопросам зубоврачевания.
Тем не менее, одонтология в России оставалась сугубо частным делом, почти не контролируемым государством. Зубоврачеванием в этот период занимались в России выпускники госпитальных школ, зубные врачи, фельдшера, цирюльники, банщики, знахари. Зубные врачи готовились в порядке ученичества у дантистов-иностранцев.
Впервые право заниматься зубоврачеванием в России получил француз Франсуа Дюбрель в 1710 г. В том же году в России было введено звание «зубного врача». Навыки зубоврачевания стали преподаваться в более широком объеме в курсе хирургии.7
Звание «зубной врач» сначала присваивалось всем, кто занимался лечением зубов на основании заявления претендента об умении лечить "страдания зубов", но в 1721, 1729 и 1750 гг. были опубликованы указы, запрещающие заниматься лечебной практикой без предварительной сдачи экзаменов и получения специального разрешения.
Фельдшера обучались в фельдшерских школах (с 1741), где получали знания по анатомо-физиологическим особенностям зубочелюстной системы, осваивали элементы зубоврачебной практики по оказанию помощи при вывихе нижней челюсти, переломах челюстей, при зубной боли, по удалению зубов. Цирюльники готовились путем ученичества у полковых лекарей, а также в госпиталях и больницах. Сдав экзамен, цирюльники должны были уметь производить операции в малой хирургии, к которой относилось удаление зубов.8
В 1755 году открыт Московский
университет, в 1765 году начал работу медицинский
факультет, но подготовкой зубных врачей
и дантистов в нем не занимались. Эта область
знаний еще не стала наукой, а имела много
черт ремесленничества. Несмотря на это,
в зубоврачебных школах присутствовал
принцип высшей медицинской школы, лучшими
преподавателями университетов преподавались
общемедицинские дисциплины. Поэтому
такие школы создавались только в университетских
городах России.
Из-за недостатка профессиональных дантистов
на протяжении долгого времени услуги
зубоврачебного характера в основном
продолжали оказывать представители сторонних
профессий: банщики, цирюльники, ювелиры,
граверы. 9
В 1809 году впервые начал издаваться «Российский медицинский список», содержащий сведения о специалистах в области медицины , в том числе и зубоврачевания (всего в нем числилось 18 дантистов). Первым в этом списке значится Илья Лузгин, которого следует считать одним из первых зубных врачей в России. Число дантистов, по данным «Российского медицинского списка», возрастало медленно: в 1811 г. их было 24, в 1818 г. — 29, в 1822 г. — 33, в 1824 г. — 36, в 1825 г. — 40, в 1826 г. — 44.
В 1810 году для медицинских чиновников были изданы «Правила об экзаменах», которыми было введено звание «зубной лекарь», взамен прежнего, «зубной врач». Кроме лекарей, выпускников медико -хирургической академии и университетов зубоврачебная помощь оказывалась подлекарями, фельдшерами, зубными врачами (зубными лекарями), дантистами, цирюльниками и знахарями. 10
В 1829 г. женщины получили право на равных
с мужчинами сдавать экзамены на звание
зубного лекаря. Первой женщиной-зубным
лекарем стала окончившая в 1829 году Московскую
медико-хирургическую академию некая
варшавская уроженка Назон.
С 1838 года стало распространяться обучение дантистов путем ученичества и в России. Для получения зубоврачебной практики зубным врачам и дантистам необходимо было сдать соответствующий экзамен, при наличии свидетельства об ученичестве (по правилам 1838 года). До 1838 года экзамен принимали в С.-Петербурге и в Москве, а с 1838 года — медико хирургические академии и университеты всей России получили право принимать экзамены и присваивать соответствующее медицинское звание, в том числе «зубной лекарь». Экзамен сдавали по анатомии челюстей, зубов, болезням зубов, десен и лекарственным средствам, применяемым в зубной практике. Кроме того, необходимо было уметь делать некоторые зубоврачебные операции и вставлять искусственные зубы. Только в 1900 г. была официально запрещена подготовка дантистов путем ученичества.
После сдачи экзамена выдавалось разрешение на тот или иной вид зубоврачебной практики в пределах России, с правом или без права выписывания лекарственных средств для приема внутрь, с правом или без права удалять зубы, или только лечить или вставлять зубы, или заниматься зубоврачебной практикой, но только в каком-нибудь одном городе.11
Зубоврачевание приобретает все более четкое понятийное оформление. Первые «правила об экзаменах» уже называют своим именем специальность - «зубной лекарь». Утвержденные в 1838 г. врачебные правила включают вполне оформленную специальность «дантиста».
Согласно «Правилам врачей,
фармацевтов, ветеринаров, дантистов и
повивальных бабок», утвержденным в 1845
г., медицинские звания подразделялись
следующим образом:
– учено-практические (лекарь, доктор
медицины, доктор медицины и хирургии);
– учено-служебные (уездный врач, члены
врачебной управы, акушер и оператор, инспектор
врачебной управы);
– специально-практические (дантист, повивальная
бабка).
Для получения того или иного звания необходимо было держать соответствующий экзамен. Лекари сдавали экзамены по оперативной хирургии и хирургической анатомии и должны были знать все большие и малые операции. Доктор медицины, кроме того, был обязан написать и защитить диссертацию. Доктор медицины и хирургии публично проводил две сложные операции. Оператору на экзамене было необходимо сделать одну сложную операцию.
Дальнейшее развитие стоматологии тесно связано с разработкой новых методов и приборов зубоврачевания: изготовление искусственных золотых коронок (1756), пломбирование зубов серебряной амальгамой (1819) и специальными цементами (1858), применение мышьяковистой кислоты (1836), изобретение зубных щипцов современного вида (1840) и ножной бормашины (1870), открытие наркоза (1846) и введение обезболивания в стоматологию и челюстно-лицевую хирургию.12
Информация о работе История медицины: зубоврачебное образование в дореволюционной России