История гомеопатии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:38, реферат

Краткое описание

Фармакология с начала своего блестящего восхождения около середины прошлого века предала все лекарственные сокровища старой школьной медицины, как лишенные какого-либо терапевтического значения.
В рабочем содружестве с новейшей патологией, химией и бактериологией развила этиотропные лечебные принципы в серо- и химиотерапевтическом смысле, которые все же не представляют собой именно то врачебное сооружение, которого как раз недостает.
Если возвратиться к самому началу народно - медицинских знаний о ядах и целебных веществах, то можно сказать: "Вначале была токсикология". Эти примитивные знания восходят к самому детству культурной истории.

Оглавление

Введение;
Представление о гомеопатии;
Христиан Фридрих Самуэль Ганеман - основоположник гомеопатии;
Место гомеопатии в системе медицинской помощи: история и современность;
Классическая гомеопатия;
Гомеопатия и медицина;
Практика законодательного регулирования;
Заключение.

Файлы: 1 файл

гомеопатия.docx

— 83.79 Кб (Скачать)

 

Введение.

Фармакология с начала своего блестящего восхождения около  середины прошлого века предала все  лекарственные сокровища старой школьной медицины, как лишенные какого-либо терапевтического значения.

В рабочем содружестве с новейшей патологией, химией и бактериологией развила этиотропные лечебные принципы в серо- и химиотерапевтическом смысле, которые все же не представляют собой именно то врачебное сооружение, которого как раз недостает.

Если возвратиться к самому началу народно - медицинских знаний о ядах и целебных веществах, то можно  сказать: "Вначале была токсикология". Эти примитивные знания восходят к самому детству культурной истории.

Греческое слово "фармакон" заключает в себе два значения: "яд" и 
"лекарство", в котором второе эмпирически произошло от первого.

Гомеопатия представляет собой идею, которая возникла из врачебных наблюдений, она никогда  не была замкнутой и окостеневшей подобно идеям гуманитарных и  естественных наук вообще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомеопатия.

Гомеопатия - научный метод  лечения, предложенный профессором  Лейбцинского университета, который сформулировал свою концепцию в 1796году. Девизом к своему методу лечения Ганеман взял латинское изречение «Similia similibus curentur» - «Подобное лечиться подобным».

Гомеопатия (homoios - подобный, pathos - страдание). 
Эта наука представляет собой особое направление в медицине отличающееся тем, что болезни лечатся средствами, способными вызвать подобное болезни состояние. Гомеопатии как системе лечения около 200 лет. Основателем этого метода терапии был немецкий врач С. Ганеман (1755- 1843). Опытным путем им было выявлено, что болезни могут излечиваться такими лекарственными средствами, которые сами у здоровых людей вызывают подобного рода болезни. О возможности лечения на основе сходства лекарственного действия с действием болезнетворного агента было известно еще в древней медицине. В книгах Гиппократа говориться: «благодаря подобно действующим [средствам] больной возвращается от болезни к здоровью». Принципом лечения по сходству пользовался в средние века Парацельс. В народной медицине издавна известна поговорка: «Чем ушибешься, тем и лечись». 
Однако создание целостного метода лечения, гомеопатии, является заслугой 
Ганемана. Новый метод лечения - гомеопатию привез в Россию в 20 -е годы XIX века доктор Д. Адам в 1824 году, который познакомился в Германии с Ганеманом. Увлекаясь агрономией более чем медициной, доктор испытывал на себе действие лекарственных веществ, как это делали врачи из окружения Ганемана, но практической гомеопатией не занимался. Он увлек идеей Ганемана доктора Шеринга, который стал одним из первых гомеопатов Петербурга. В 30 - 40 - е годы в Петербурге уже насчитывалось приблизительно 40 врачей - гомеопатов. Однако не обходилось без конфликтов между представителями старой и новой медицинских школ. Из - за чего сорвалось несколько попыток введения гомеопатического лечения в государственных лечебных учреждениях. Споры закончились правительственным постановлением гласившим, что гомеопатический метод лечения не должен допускаться в правительственных и общественных больницах, но может использоваться в частной практике. Таким образом, в России было предопределено развитие гомеопатии как домашней медицины. В 1868 году в Петербурге организовывается общество врачей, занимающихся гомеопатическим лечением. В 1870 году общество основало гомеопатическую лечебницу, в которой врачи вели бесплатный прием больных. Во второй половине XIX века интерес врачей к гомеопатии значительно возрос, увеличилось число гомеопатических аптек - их насчитывалось около 40. Во многих городах появились гомеопатические общества, занимавшиеся популяризацией гомеопатического метода и организацией медицинской помощи населению. К концу XIX века в России было более 150 врачей гомеопатов. В 1893 году в  Петербурге началось строительство специальной гомеопатической больницы. В 1913 году состоялся I Всероссийский последователей гомеопатии, на котором обсуждались актуальные проблемы отечественной гомеопатии, были намечены пути усовершенствования метода, поставлен вопрос об изучении гомеопатии студентами медицинских факультетов университетов. 
Отечественная гомеопатия переживала взлеты и падения, имела ярых приверженцев и энергичных противников, но не прекращала своего существования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Высшее и единственное назначение врача состоит в том, чтобы возвращать здоровье больному — излечивать его. Идеал лечения состоит в том, чтобы восстановить здоровье больного скоро, легко и прочно или устранить и совершенно уничтожить болезнь во всем ее объеме кратчайшим, вернейшим и безвреднейшим способом на основании ясных и очевидных данных.

Самуэль Ганеман

 

Христиан Фридрих Самуэль Ганеман

Христиан Фридрих Самуэль Ганеман родился 10-го апреля 1755 г. в Саксонии, в городе Мейсен. Отец его был искусный живописец на местном фарфоровом заводе и отличался старанием в работе и бережливостью. Он учил Ганемана наблюдательности с помощью рисунков и с самых ранних лет приучал к практическому опыту, развивая любопытство и самостоятельность суждения. Мать же взяла на себя первоначальное школьное обучение.

В двенадцать лет Ганеман  поступил в местное приходское училище, а спустя три года он перешел в  городскую школу, основанную курфюрстом Морицем Саксонским, где вскоре приобрел любовь своих учителей прилежанием и замечательными способностями. Несмотря на явную наклонность сына к образованию, отец Ганемана, в виду собственной бедности и скромного положения в обществе, собирался отдать сына в торговлю. Только настоятельные просьбы директора школы заставили его отказаться от своего намерения. Директор принял мальчика в школу даром и даже поселил его у себя в доме. В этой замечательной для своего времени школе Ганеман приобрел классическое образование и основательное знание французского и английского языков; здесь установились основы его философского и реального образования; здесь же открылась его страсть к естествоведению. В двадцать лет, с двадцатью талерами в кармане, Ганеман отправился в лейпцигский университет, где должен был зарабатывать уроками и переводами с иностранных языков, привыкая уже смолоду к борьбе с суровою нуждою и лишениями, не покидавшей его в течение почти всей жизни. Через два года (в 1777 году) Ганеман уехал из Лейпцига, где условия медицинского образования в то время были неудовлетворительны, в Вену. Нуждаясь в деньгах, он принял предложенное ему место домашнего врача и библиотекаря у барона фон Бруккенталь. Приведя в порядок библиотеку и занимаясь в то же время городской практикой, Ганеман получил наконец материальную возможность заняться исполнением своего пламенного желания - отправиться в Эрланген, чтобы сдать экзамен на степень доктора медицины. 10-го августа 1779 г. он защитил свою диссертацию "О причинах и лечении судорожных болезней" и получил диплом доктора медицины с правом врачебной практики. В 1781 году, работая уездным врачом в Гаммерне, близ Магдебурга, он женился на дочери аптекаря, Иоганне Кюхлер, и имел от этого брака четырех дочерей и одного сына. Через три года он отправился в Дрезден, где настолько сошелся с местным медицинским инспектором, доктором Вагнером, что во время продолжительной болезни последнего исполнял его обязанности по медицинскому району и госпиталю, не покидая в то же время литературы и занимаясь химией. Спустя четыре года Ганеман отправился в Лейпциг. Недовольство практической медициной того времени и научная добросовестность послужили главными причинами его переселения в Лейпциг; Ганеман решился отказаться от медицинской практики, предпочитая содержать семейство трудными работами по химии, фармации и переводами французских, английских и итальянских медицинских сочинений. Но здесь произошел решительный поворот в его жизни; отречение от медицины сменилось новым направлением, давшим реформу всей терапии. Переводя статью о хинной коре с английского руководства Куллена, Ганеман был поражен резкими противоречиями касательно ее врачебных действий и решился испытать действие средства на собственном здоровом теле. "С этим первым опытом, - говорит он, - впервые блеснула мне заря новых, ясных дней во врачебной науке; он указал мне, что лекарства могут излечивать болезни только посредством своих болезнетворных сил на здоровый организм и что симптомы тех и других явлений должны быть сходны между собой". После этого Ганеман опять предался медицине. Шесть лет хранил он свою идею, которой нужно было созреть и укрепиться для доказательной силы. Впервые он обнародовал свое учение в журнале Гуфеланда, отдавая ее на беспристрастный суд своих собратьев по науке. Уже в первые девять лет после обнародования новой идеи лечения в адрес реформатора посыпался целый ряд нападок и оскорблений. Врачи и аптекари, последние вследствие прямого подрыва их торговли, объявили беспощадную войну Ганеману. Отвергнутый представителями медицины, Ганеман в 1806 г. обратился к простым людям, не врачам, с мастерски написанной популярной статьей; в доказательствах не было недостатка - и энтузиазм народа спас новое учение и в то же время заставил обратить на него внимание и некоторых специалистов. В 1810 году появилось в печати первое издание "Органона врачебного искусства" - систематизированное изложение нового учения. Хотя уже во времена Ганемана были известные врачи, требовавшие перестройки фармакологии на новых началах и осуждавшие употребление лекарств на основании стародавних преданий и фантастических выводов, но никто не высказал этого так безусловно, никто не взялся сам за это дело. "Необходимо наконец, - писал он в 1808 г., - высказать громко и всенародно, что наше лекарствоведение требует переворота с головы на ноги. Существует то, чего не должно быть, а необходимейшее совершенно упускается из вида. Зло до того укоренилось и назрело, что против него не поможет робкая уступчивость Иоганна Гусса; здесь нужны весь огонь и настойчивость непоколебимого Мартина Лютера". Воззвание не осталось без ответа. В 1811 г. Ганеман повторно прибыл в Лейпциг, страстно желая приобрести здесь независимую кафедру и клинику для практического оправдания своей теории. Это ему не удалось. Декан факультета даже запретил ему врачебную практику, требуя взноса 50 талеров для нового экзамена на том основании, что существующий диплом получен из другого университета. Ганеман ответил на это предложение исторически-медицинской статьей под названием: "Геллеборизм стариков", которая благодаря классической учености была благосклонно принята в образованном обществе. Снова отвергнутый научной общественностью, Ганеман разослал воззвание к врачам, приглашая их к себе для слушания лекций, и постепенно собрал около себя кружок приверженцев, которые вскоре стали его сотрудниками. С их помощью вышел в 1811-1819 гг. фундамент гомеопатии - "Чистое лекарствоведение" в шести больших томах, содержащий в себе результаты исследования шестидесяти двух лекарств. Всё это время идеи Ганемана и гомеопатия становились все популярней. Этому немало способствовали блестящие результаты лечения тифозной горячки и холеры, впервые попавшей в Европу из Азии и настолько распознанной Ганеманом по ее симптомам, что он заочно назначил против нее лекарства, из числа им исследованных, которые применяются от этой болезни и поныне. В 1820 году Ганемана пригласили к фельдмаршалу князю Шварценбергу, пораженному апоплексическим ударом. Хотя основатель гомеопатии признал болезненное состояние неизлечимым, тем не менее смерть князя, наступившая вскоре после кровопускания, сделанного без ведома и вопреки совету Ганемана, нанесла ощутимый удар по его репутации: по решению лейпцигского медицинского факультета Ганеман, по распоряжению правительства, был лишен права приготовлять и раздавать свои лекарства. Намерения врагов осуществились, и деятельность Ганемана была парализована; обладатель целой новой фармакопеи должен был жить пособиями от аптекарей, ненавидевших его учение, в котором они видели собственную погибель. Спасителем Ганемана в этой сложной ситуации стал герцог Фердинанд, который в 1821 г. призвал знаменитого врача в качестве лейб-медика к своему двору в Ангальт-Кётен и предоставил ему полную свободу врачебной деятельности во всей стране. Здесь Ганеман был уже не один; значительный круг его приверженцев образовался даже из врачей, имена которых украшают литературу гомеопатии. В Кётене у Ганемана была большая практика; больные из других стран стекались сюда за советом. Здесь же, на склоне жизни, началась для него пора, когда старость обрекает человека на одиночество. Его единственный сын уехал из Германии и пропал без вести. Супруга, делившая с ним дни бедствия и славы, скончалась на 43 году брачной жизни; дочери вышли замуж - и Ганеман остался один. Повторно женившись на француженке Мелании д'Ервилли Гойе, Ганеман отправился с ней в Париж, который в то время был сердцем всего мира. Париж и Франция могли лучше оценили заслуги Ганемана. По прибытии в Париж Ганеман получил, при содействии Гизо, высочайшее разрешение свободно распространять и практиковать свой метод лечения. Восемь лет Ганеман практиковал в Париже. Отсюда гомеопатия распространилась по всему миру.

Он умер 2-го июля 1843 года, на 89 году жизни, пользуясь всеобщим уважением и любовью.

 

 

Место гомеопатии в системе  медицинской помощи: история и  современность.

Роль гомеопатического метода терапии существенно изменялась. После разработки и некоторой  модификации Ганеманом идейных  принципов метода, он приобрёл большую  популярность, прежде всего благодаря  невысокой стоимости гомеопатических  лекарственных средств. Так как  концепция гомеопатии, развитая впоследствии Ганеманом, зародилась в средневековой  медицине, когда знаний о происхождении  болезней (см. Этиология) было недостаточно, приходилось руководствоваться подобными эмпирическими принципами, то гомеопатия вобрала в себя элементы различных алхимических процедур и философских воззрений. В настоящее время, в конвенциональной медицине большинства стран, концепция гомеопатии почти не используется (важное исключение — Индия), и является скорее комплементарной медициной.

Несмотря на определённые практические успехи гомеопатии, она  в настоящее время переживает серьёзный кризис. Это вызвано, во-первых, тем, что большинство рациональных элементов гомеопатии естественным образом стали частью современной  медицины. Во-вторых, значительная часть  результативных эффектов от применения методов гомеопатии (не признаваемых официальной медициной), может быть объяснена плацебо- эффектом и неосознанным внушением со стороны обычно очень внимательного к пациенту врача-гомеопата. Не способствует развитию гомеопатии и постоянная «война» внутри идеологии — сторонники «высоких разведений» совершенно не находят общего языка с адептами низких и средних разведений; адепты «монотерапии» не согласны с возможностью приёма нескольких дополняющих средств. Кроме того, идеологию гомеопатии взяли на вооружение и многочисленные шарлатаны от медицины, понимающие, что психотерапевтического эффекта от «гонимой», «оппозиционной» гомеопатии в сочетании с индивидуальным внушением часто вполне достаточно для излечения, или хотя бы для временной кажущейся компенсации множества проблем здоровья. Однако, у таких шарлатанов есть и «оправдание» — «ортодоксальный», но невнимательный врач нередко может нанести больше вреда больному — например, назначая неоправданную фармакотерапию малоисследованными модными лекарственными препаратами, или неоправданное оперативное вмешательство — чем шарлатан своим чисто психологическим эффектом «лечения». Известны случаи, когда совершенно «законные», фармакопейные лекарственные препараты были сняты с производства, или ограничены в использовании спустя десятки лет активного применения — из-за неверно определённого соотношения «польза-вред» при их разработке (белый мышьяк, кокаин, талидомид и т. д.).

Современным средством для  проверки всех утверждений ортодоксальной и классической, народной и нетрадиционной медицины является доказательная медицина. К сожалению, большое число существующих клинических испытаний по гомеопатическим препаратам проводятся не в соответствии с международными стандартами доказательной медицины. При этом чем менее доказательны исследования, тем выше вероятность подтверждения эффективности гомеопатического средства и наоборот — чем выверенней испытание, тем менее вероятно, что эффект превзойдет плацебо.

Классическая гомеопатия.

«Лечить больного, а не болезнь» — такова главная мысль ряда гомеопатов. Они, в своей массе, отрицают возможность  промышленного производства гомеопатических  препаратов и нередко предпочитают самостоятельно готовить лекарства. В  некоторых случаях они прибегают  к услугам гомеопатических аптек, в которых препараты готовят  по рецепту врача.

Гомеопатия и медицина.

Некоторые современные гомеопаты  по-прежнему считают конвенциональную, «ортодоксальную» медицину аллопатией, хотя это утверждение спорно, так как на самом деле современная медицина в какой-то степени включила в себя элементы обеих средневековых концепций. Например, идея вакцинации похожа на принцип «подобия». В то же время, многие гомеопаты не считают, что вакцинация близка к гомеопатии, полагая её весьма опасной процедурой, отдалённые последствия которой вызывают многие серьёзные заболевания. Конвенциональная медицина развивается по пути выяснения и устранений причин заболевания и отходит от философских рецептов «лечить подобным» или «лечить противоположным».

Практика законодательного регулирования.

Законодательства разных стран по-разному регулирует использование  гомеопатического метода. В России регламентируется следующими нормативными актами:

  • Приказ № 335 Минздрав РФ от 29.11.95. «Об использовании метода гомеопатии в практическом здравоохранении»

Заключение.

В  заключении мне бы хотелось  сказать,  что  эта  наука  получила  новое  развитие,  и  я надеюсь, что она в скором будущем будет на одном уровне с  общей  медициной. Гомеопатическое  средство  желательно  готовить  индивидуально  для  каждого больного, а в серийном выпуске это невозможно. Хотелось  бы  отметить,  что  гомеопатические   препараты   могут   вызывать лекарственные обострения, которые выражаются либо в усилении  существовавших в момент обращения больного к врачу болезненных явлений, либо  в —  появлении симптомов беспокоивших его ранее. Положительный результат приема гомеопатического лекарства может наступать  в разные сроки — от нескольких минут до нескольких недель и даже месяцев.  Это зависит  от  особенностей   случая,   давности заболевания,   реактивности больного, точности назначения  медикамента.

 Таким образом, гомеопатическое  врачевание имеет следующие особенности:

1. Соблюдение принципа "лечить  подобное подобным".

2. Учет факторов окружающей  среды в самом широком смысле  — от  условий  быта до космических влияний.

3. Глубокая индивидуализация  назначений, учитывающая

конституциональные и  личностные особенности больного.

4.   Назначение   лекарств   в   малых   дозах,   приготавливаемых   методом

потенцирования,  т.е.  путем  последовательного  разведения  или  растирания исходного лекарственного вещества с индифферентным.

5.  Отсутствие  побочных  действий  и,  следовательно,  противопоказаний   к назначению препарата.

6. Возможность неинвазивного использования любого препарата.

7. Возможность назначения  одновременно  нескольких  лекарств,  в  том  числе традиционных  (аллопатических),  сочетание с   другими   методами   лечения (лечебная физкультура, санаторно-курортное лечение, физиотерапия и др.)

 

 

 

 

 

Содержание:

    • Введение;
    • Представление о гомеопатии;
    • Христиан Фридрих Самуэль Ганеман - основоположник гомеопатии;
    • Место гомеопатии в системе медицинской помощи: история и современность;
    • Классическая гомеопатия;
    • Гомеопатия и медицина;
    • Практика законодательного регулирования;
    • Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История гомеопатии