И.П. Павлов-уроженец Рязани

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 19:22, реферат

Краткое описание

Рязанским краем связаны имена многих, известных всему миру, деятелей науки и культуры. ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936) – уроженец города Рязани. Великий русский ученый-физиолог, академик, создатель учения о высшей нервной деятельности, первый в России лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины, академик Петербургской АН (1907), АН СССР. И.П. Павлов — автор научных трудов по физиологии высшей нервной деятельности, им разработан метод условных рефлексов, доказывающий, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.

Файлы: 1 файл

Реферат - Академик Павлов И.П.- уроженец Рязани.doc

— 4.54 Мб (Скачать)

Государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Рязанский  государственный медицинский университет  имени академика И.П.Павлова»

Министерства  здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава  России)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

на тему: «Академик И.П. Павлов – уроженец Рязани»

по дисциплине «Введение  в специальность»

 

 

 

 

Подготовила:

студентка 1 курса ЛФ группы 6

Абрамова И.А.

 

 

 

 

 

 

 

Рязань, 2013

 


        «…я был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины, её жизнью прежде всего интересуюсь, её интересами живу, её достоинством укрепляю своё достоинство»

(И.П.Павлов)

 

 

 

 

 

С Рязанским краем  связаны имена многих, известных  всему миру, деятелей науки и культуры. ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936) – уроженец города Рязани. Великий русский ученый-физиолог, академик, создатель учения о высшей нервной деятельности, первый в России лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины, академик Петербургской АН (1907), АН СССР. И.П. Павлов — автор научных трудов по физиологии высшей нервной деятельности, им разработан метод условных рефлексов, доказывающий, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Павлов — гордость российской науки, почетный член 130 академий и научных обществ. Его имя носит рязанская гимназия № 2, медицинский университет, улица областного центра, где находится его дом-музей, в городе установлен памятник ученому. Рязанцы гордятся своим земляком и бережно хранят память о нем.


 

    

 

 

Музей-усадьба академика  И.П. Павлова в Рязани, дом, в котором Иван Петрович прожил с 1849 по 1870 годы.

 

 

 

 

 

   

Дом-музей академика  И.П. Павлова был открыт в марте 1946 года на основании постановления  Совнаркома №1205-р от 2 июня 1944 года. А в 1993 году постановлением мэра города Рязани от 30.11.1993 №954 дому-усадьбе был присвоен статус мемориального музея-усадьбы И.П. Павлова. Мемориальный комплекс состоит из Павловской усадьбы, сада, надворных построек, первого и второго Павловских домов. В первом доме расположен мемориальный отдел, во втором – научный.

Музей И. П. Павлова — своеобразный научный центр. Ежегодно здесь проводятся Рязанским медицинским университетом конференции, посвященные научному наследию И. П. Павлова; с 1979 года один раз в пять лет Академией наук России и Академией медицинских наук на базе музея проводятся Павловские чтения, в 1994 году на базе музея был проведен российско-американский симпозиум, посвященный И. П. Павлову; в 1996 году, в год 50-летия музея, проводились всесоюзные Павловские чтения, ставшие регулярными. А 2009 год был объявлен в Рязанской области годом Ивана Петровича Павлова. Выдающемуся ученому-рязанцу исполнилось в этот год 160 лет со дня рождения и 105 лет со дня присуждения Нобелевской премии. В рамках юбилейных мероприятий Года И. П. Павлова в городе Рязани в 2009 году были проведены: V Научная конференция психологов «И. П. Павлов: диалог с XXI веком», Международный конгресс «Человек и лекарство» с участием ведущих отечественных и зарубежных специалистов, конкурсы для школьников и студентов по изучению научного наследия Павлова, праздник улицы Павлова. В сентябре 2009 года в Рязани прошли фестиваль искусств «Павловская осень», VI Павловские научные чтения, посвященные 160-летию со дня рождения И. П. Павлова в Рязанском государственном медицинском университете им. академика И. П. Павлова, торжественный вечер «Прославивший Россию и Рязань» в театре драмы, праздник Павловского сада, концерт академического хора МГУ, посвященный 160-летию со дня рождения И. П. Павлова.


 

 

 

 

 

Памятник-бюст в городе Рязани, на усадебной территории мемориального музея имени академика И.П.Павлова.


 

 

 

 

Памятник в городе Рязани

(1949, архитектор А. А. Дзержкович)

бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер.

 

 

 

Первым российским лауреатом  Нобелевской премии в 1904 г. стал И.П. Павлов. Этой премии выдающийся ученый был удостоен за разработку физиологии пищеварения. К моменту присуждения премии Павлов получил всемирную известность благодаря монографии «Лекции о работе главных пищеварительных желёз». Эта книга, изданная в 1897 г., почти сразу же была переведена на ведущие европейские языки.

Иван Петрович Павлов родился 26(14) сентября 1849 г. в городе Рязани. Отец его, Петр Дмитриевич Павлов, выходец из крестьянской семьи, был в ту пору молодым священником одного из захудалых приходов. Правдивый и самостоятельный, он часто не ладил с начальством и жил небогато. Петр Дмитриевич был волевым, жизнерадостным человеком, обладал крепким здоровьем, любил работу в саду и огороде. На протяжении многих лет садоводство и огородничество являлись существенным подспорьем семьи Павловых. Высокие нравственные качества, семинарское образование снискали ему репутацию весьма просвещенного человека.

Мать Ивана Петровича, Варвара  Ивановна, происходила также из духовной семьи. В молодости она была здоровой, веселой и жизнерадостной, но частые роды (она родила 10 детей) и переживания, связанные с безвременной смертью  некоторых из них, подорвали ее здоровье. Варвара Ивановна не получила никакого образования; однако природный ум и трудолюбие сделали ее умелой воспитательницей своих детей.

Иван Петрович вспоминал о своих  родителях с чувством нежной любви  и глубокой благодарности. Примечательны слова, которыми завершается его автобиография: "А подо всем - всегдашнее спасибо отцу с матерью, приучившим меня к простой, очень невзыскательной жизни и давшим возможность получить высшее образование".

Иван был первенцем в семье  Павловых. Он рос здоровым и задорным. Охотно играл с младшими братьями и сестрами, с малых лет помогал отцу в огороде и саду, при постройке дома (выучился немного столярному и токарному делу), а матери - в домашних делах. Об этом периоде жизни Ивана Петровича Павлова вспоминает его младшая сестра Л. П. Андреева: "Первым его учителем был отец ... . Иван Петрович всегда с благодарностью вспоминал своего отца, который сумел детям привить привычки к труду, порядку, точности и аккуратности во всем. "Делу время, потехе - час",-любил говорить он ...

Грамоте Иван Петрович обучился примерно восьми лет, но в школу поступил с  запозданием, лишь в 1860 г. Дело в том, что как-то, раскладывая для просушки яблоки на высоком помосте, восьмилетний Иван упал на каменный пол, сильно ушибся и долго хворал. Падение со значительной высоты имело тяжелые последствия для здоровья мальчика. Он потерял аппетит, стал плохо спать, похудел и побледнел. Родители опасались даже за состояние его легких. Лечили Ивана домашними средствами и без заметного успеха. В это время в гости к Павловым приехал крестный Ивана - игумен Троицкого монастыря, расположенного близ Рязани. Он взял мальчика к себе. Чистый воздух, усиленное питание, регулярные гимнастические занятия благотворно сказались на физическом состоянии мальчика. К нему быстро вернулись здоровье и сила. Опекун мальчика оказался добрым, умным и весьма образованным по тем временам человеком. Он много читал, вел спартанский образ жизни, был требователен к себе и к окружающим.

Эти человеческие качества оказали сильное влияние на Ивана, мальчика, впечатлительного, с доброй душой. Первой книгой, которую Иван получил в подарок от своего опекуна, были басни И. А. Крылова. Он выучил ее потом наизусть и любовь к знаменитому баснописцу сохранил на всю свою долгую жизнь. Иван вернулся в Рязань осенью I860 г. здоровым, сильным, жизнерадостным мальчиком и поступил в Рязанское духовное училище сразу во второй класс. Окончив в 1864 году Рязанское духовное училище, И.П. Павлов поступил в Рязанскую духовную семинарию, о которой впоследствии вспоминал с большой теплотой. На последнем курсе семинарии он прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И.М. Сеченова, которая перевернула всю его жизнь. В 1870 году он поступает на юридический факультет (семинаристы были ограничены в выборе университетских специальностей), но через 17 дней после поступления перешел на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Уже с первых лет учебы Иван Павлов показал себя упорным и невероятно трудолюбивым исследователем. Ежедневно он работал по 10, а то и 14 часов. Окончив университет в 1875 г., он продолжил учебу в Медико-хирургической академии, где его оставили работать. Там Павлов перенял виртуозную оперативную технику у заведующего кафедры И.Ф. Циона. Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И. П. Павлов так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта — от слюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных. Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного сока. Одиннадцать лет (1878-1889) он проработал в клинической лаборатории у ведущего русского врача-ученого Сергея Петровича Боткина и здесь получил навыки блестящего экспериментатора. Боткин разглядел в молодом исследователе огромные задатки и поддержал перед руководством Академии кандидатуру Павлова для зарубежной стажировки. В Германии И.П. Павлов провел два плодотворных года в передовых лабораториях Гейденгайна в Бреслау и Людвига в Лейпциге. Так, в послеуниверситетские годы он впитал от своих наставников всё лучшее, что могли ему дать отечественная и европейская академические традиции.

В 1890 г. в Петербурге было создан научно-исследовательский Императорский  Институт экспериментальной медицины, оборудованный на момент своего открытия лучше всех подобных  учреждений в Европе. Сюда и пригласили работать 40-летнего профессора Павлова. Последующие 46 лет деятельности ученого (всего Павлов прожил 86 лет) были связаны с этим учреждением. В Институте экспериментальной медицины, где было создана уникальная хирургическая клиника для проведения экспериментов на животных, Павлову удалось на основе данных многочисленных опытов выстроить стройную теорию, объяснявшую механизмы пищеварения

Для этого Иван Петрович Павлов разработал и осуществил хирургическим  путем ряд экспериментов, которые  до него никто не делал, в том числе: выведение из строя печени, иссечение  блуждающих нервов, наложение фистул, создание изолированного желудочка. Павлов считал эксперимент основой научных выводов. Его любимый афоризм гласил: «Факты – это воздух ученого». Экспериментируя на собаках, Павлов показал, что секреторная деятельность желез пищеварительного тракта имеет нервную регуляцию. К примеру, Павлов придумал с виду простой, но чрезвычайно остроумный метод исследования, получивший название «мнимое кормление». Оперированная собака с перерезанным пищеводом (концы которого были выведены наружу на шее) поглощала пищу. Хотя пища не доходила до желудка, тем не менее в желудке через несколько минут после начала кормления начинал выделяться желудочный сок, секреция которого продолжалась два-три часа – сок выделялся через наложенную на желудок фистулу («павловские» фистулы представляли собой отверстие в брюшную полость, позволяющее наблюдать за деятельностью пищеварительного тракта). Однако, после двухсторонней перерезки блуждающих нервов, по которым импульсы шли от нервной системы к желудку, сокоотделение отсутствовало. Этот эксперимент доказывал, что ведущую роль в регуляции процесса пищеварения играет центральная нервная система.

В другом эксперименте Павлов с учениками, по способу, придуманному в 1877 г. российским хирургом Экком, соединил воротную вену с нижней полой веной  так, чтобы кровь пошла в обход  печение. Последующие клинические наблюдения показали, что если кровь не проходит через печень, то не происходит ее очищения, и организм быстро засоряется, подвергаясь интоксикации. Так была доказана роль печени в обезвреживании токсических веществ.

В эксперименте с «изолированным желудочком» из целого желудка вырезался продольный кусок. При сохранении нервных связей с большим желудком удавалось установить, что иннервацию желудочковых желез осуществляют блуждающие нервы.

Благодаря этим экспериментам  был понят процесс пищеварения. Павлов установил, что именно психические рефлексы регулируют пищевое поведение. Эта идея заложила основу понимания патологии пищеварения и дала для последующих поколений физиологов и практических врачей ключ к излечению многих заболеваний желудочно-кишечного тракта. Павлов связал свои исследования с насущными проблемами повседневной жизни. Ведь в России в период 1901-1913 гг., по официальным данным, наибольшее число больных (18% от всего числа) приходилось на болезни пищеварительных органов.

Сейчас общепризнанно, что именно после создания концепции академика И.П. Павлова хаос, господствовавший в лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, стал заменяться стройной системой лечения. Примечательно, что созданная более ста лет назад концепция И.П. Павлова о психической регуляции пищевого поведения не устарела в свете данных современной науки, напротив, она развивается в исследованиях ученых и во врачебной практике.

Целостная концепция  Павлова (которому в 1907 г. было присвоено  звание академика) позволила по-новому взглянуть на человеческий организм, поставить вопрос о его резервах, о приспособляемости функций к окружающей среде. Выступая в Стокгольме с речью при вручении ему Нобелевской премии в 1904 году, И.П. Павлов сказал: «Животный организм представляет крайне сложную систему, состоящую из почти бесконечного ряда частей, связанных как друг с другом, так и в виде единого комплекса с окружающей природой и находящихся с ней в равновесии. Равновесие этой системы, как и всякой другой, является условием ее существования. Там, где мы в этой системе не умеем найти целесообразных связей, это зависит только от нашего незнания, что, однако, вовсе не обозначает, что эти связи пери продолжительном существовании системы не имеются налицо».


В жизни Павлов был очень энергичным и светлым человеком, производил на окружающих большое впечатление своим гармоничным обликом настоящего русского богатыря. По словам одного из мемуаристов, Павлов был «хорошего роста, хорошо сложен, ловок, подвижен, очень силен, любил говорить и говорил горячо, образно и весело... У него были русые кудри, длинная русая борода, румяное лицо, ясные голубые глаза, красные губы с совершенно детской улыбкой и чудесные зубы». Ученики и коллеги любили его за добрый нрав и справедливость в отношениях с подчиненными. Он оценивал сотрудников, прежде всего по их преданности делу коллектива.


После получения Нобелевской премии И.П. Павлов продолжил свои новаторские  исследования. Он посвятил себя исследованию высшей нервной деятельности, создал учение об условных рефлексах. Он считал, что существует безусловный рефлекс – врожденная реакция организма на внешние раздражители, и условный рефлекс – как результат накопления организмом индивидуального опыта. Таким образом, условный рефлекс является наивысшей в контексте эволюции формой приспособления организма к среде.

Информация о работе И.П. Павлов-уроженец Рязани