Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 16:43, доклад
Дети, также как и взрослые люди, достаточно часто испытывают головные боли. Частые головные боли у ребенка являются серьезным основанием для обращения к детскому неврологу. Ведь для того, чтобы установить истинную причину головной боли, родителям необходима помощь врача.
Стереотипные
ритмические раскачивания (яктации)
при засыпании наблюдаются чаще у детей
в первые 2 года жизни. Длительность эпизода
может быть разной, но чаще она не превышает
15 мин. У детей старшего возраста ночные
яктации в норме не наблюдаются, их появление
указывает на поражение нервной системы,
кроме того интенсивные раскачивания
могут приводить к серьезным травмам.
Синдром
периодических движений
ног характеризуется движениями,
которые возникают во сне через приблизительно
равные интервалы времени, обычно каждые
30 секунд.
Нарушение походки
Походка
представляет собой гармоничное
взаимодействие мышц, костей, глаз и
внутреннего уха. Координация движений
находится под контролем
В разные возрастные периоды походка ребенка имеет определенные особенности. Вспомним первые неустойчивые шажки годовалого малыша или угловатость движений подростка. Кроме того. По мере роста и развития походка постепенно приобретает уникальные черты, характерные для каждого человека. Причиной беспокойства родителей, как правило, становится необычная походка ребенка: «косолапость», установка стоп на внешний край, икс-образная установка ног, когда стопы, наоборот, в большей степени опираются на внутренний край, подъем стоп на носки, наконец, шаткость походки.
Детский
невролог сумеет оценить степень
нарушения походки Вашего ребенка,
выявить его причину, в случае
необходимости, назначит дополнительное
обследование, даст рекомендации, назначит
правильное лечение.
Тики
Частой причиной обращения к деткому невролога являются тики -быстрые, стереотипные кратковременные насильственные движения. Самостоятельно побороть или остановить тики ребенок не в состоянии. Дети старшего возраста могут на короткое время произвольно тормозить тик. Однако, это вызывает у них значительную внутреннюю напряженность. усиливает неприятные телесные ощущения, и неминуемо затем возникает насильственное движение, нередко более интенсивное, чем обычно.
Чаще
тики возникают в лицевой
Происхождение
многих тиков до конца не ясно. Некоторые
из них имеют генетическое наследование
(синдром Туретта), другие вторично вызваны
какими-либо заболеваниями (нейроинфекции,
нарушение мозгового кровообращения,
интоксикации). Чаще всего у детей развиваются
так называемые первичные
или идиопатические
тики. Нередко им предшествуют острые
или хронические стрессовые ситуации,
например развод родителей, неблагоприятная
обстановка в семье или испуг после общения
с животными. Длительность заболевания
может быть различной - от нескольких недель.
до нескольких лет. Часто с возрастом тики
сглаживаются или вовсе проходят. Иногда
их исчезновению способствует какой-нибудь
неспецифический стресс - перенесенное
острое воспалительное заболевание с
лихорадкой или сильное эмоциональное
переживание.
Нарушение поведения, адаптации в детском коллективе, снижение школьной успеваемости
Правильно реагировать на трудные жизненные ситуации мы учимся всю жизнь. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что может помочь детям выйти из трудных ситуаций?
Перед многими детьми, посещающими детские учреждения (детский сад, школу и т.п.), возникают вопросы взаимоотношений с родителями, учителями и сверстниками. Почему ребенок не хочет идти в школу, снизил успеваемость, почему часто болеет? У детей может появиться «школьная фобия». Нередко речь идет не столько о страхе перед школой, сколько о страхе ухода из дома, разлуке с родителями. Иногда сами родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям. В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками.
Невозможность сосредоточиться на чем-либо, слишком частые ошибки в работе, ухудшение памяти, быстрая истощаемость, чувство усталости, слишком быстрая речь, повышенная возбудимость могут быть проявлениями синдрома гиперактивности с дефицитом внимания.
Синдром дефицита внимания/гиперактивности - дисфункция центральной нервной системы, проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки информации.
Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. В последние годы доказана его генетическая природа. Частота синдрома дефицита внимания у школьников составляет около 10%. Мальчики страдают в 2 раза чаще девочек.
Наибольший эффект в лечении синдрома дефицита внимания/гиперактивности достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии.
Задержка или нарушение речевого развития
Встречается несколько
форм специфических задержек (нарушений)
речевого развития:
- расстройство артикуляции речи (дизартрия),
когда ребенок не выговаривает звуки в
такой степени, что его невозможно понять
ни взрослым, ни тем более сверстникам.
Эта категория, как правило, применима
к детям, достигшим 3-летнего возраста
и имеющим нормальное (во всем остальном)
психическое развитие;
- расстройство экспрессивной речи - когда
речь ребенка развита гораздо ниже его
психосоциальных возрастных возможностей,
или практически отсутствует;
- рецептивной речи - когда ребенок не понимает
или испытывает трудности в понимании
обращенной к нему речи. Эта категория
применима к детям с достаточным слухом
и имеющим нормальное (во всем остальном)
психическое развитие;
- смешанные расстройства речи;
Детям с речевыми нарушениями необходимы
занятия с логопедом, им рекомендуется
логопедическая группа детского сада,
детский невролог может, если речь идет
о задержке речевого развития, порекомендовать
наиболее эффективные лекарственные препараты,
которые существенно ускорят процесс
развития речи. Но задержка речевого развития
может оказаться не самостоятельным расстройством,
а лишь симптомом в структуре более тяжелых
заболеваний и нарушений развития. В любом
случае, детский невролог, правильно поставив
диагноз, порекомендует дополнительные
консультации (логопеда, психолога, психиатра),
назначит соответствующее медикаментозное
лечение.
Заикание,
логоневроз
Заикание является наиболее распространенной речевой патологией. Различают невротическое и неврозоподобное заикание (логоневроз). Основными признаками невротического заикания следует считать психогенно обусловленное внезапное его начало у детей 3-5 лет со своевременным и правильным речевым, интеллектуальным и моторным развитием. Появлению первых запинок могут предшествовать соматическая ослабленность вследствие заболеваний других органов и систем, а также невротические расстройства, такие как нарушение сна, плаксивость, пугливость и т.д.
Неврозоподобный логоневроз чаще имеет постепенное начало и нередко отмечается с момента становления фразовой речи. Для больных с неврозоподобным заиканием характерно более позднее развитие речи и общей моторики, наличие неврозоподобных и церебрастеничесих расстройств, нарушений речевого развития. По сравнению с невротическим заиканием здесь отмечается склонность к гиперкинезам (тикам), стойкость сопутствующих движений.
В
обоих случаях ребенок
Американские специалисты опубликовали свои рекомендации по поводу поведения родителей, у которых дети заикаются.
- сохраняйте визуальный контакт с заикающимся, а не прячьте глаза.
- не критикуйте и не наказывайте ребенка за невнятную речь.
Детская эпилепсия
Эпилепсия - одна из наиболее актуальных проблем в детской неврологии. Частота эпилепсии в детской популяции составляет 0,5-0,75% детского населения, а фебрильных судорог (судорожных приступов при подъеме температуры тела выше 38°С) - до 5%.
Эпилепсия представляет собой хроническое заболевание головного мозга, характеризующееся повторными непровоцируемыми приступами нарушений двигательных, чувствительных, вегетативных, мыслительных или психических функций, возникающих вследствие чрезмерных нейронных разрядов. Представленное определение содержит два важных положения. Во-первых, эпилепсия не включает единичные приступы вне зависимости от их клинических проявлений. Только повторные приступы являются основанием для установления диагноза эпилепсии. Во-вторых, к эпилепсии относятся спонтанные, непровоцируемые приступы (исключение - рефлекторные формы). По определению, фебрильные судороги, а также судороги, возникающие при острых заболеваниях головного мозга (например, при энцефалите, субдуральной гематоме, остром нарушении мозгового кровообращения и пр.), не являются эпилепсией.
Проявления эпилепсии крайне разнообразны. Современная классификация эпилептических приступов учитывает как клинические, так и нейрофизиологические (электро-энцефалографические) критерии большинства видов эпилептических приступов.
Детский
невролог может диагностировать
эпилепсию после тщательного
сбора анамнеза, осмотра ребенка
и оценки электроэнцефалографического
исследования (ЭЭГ). Если вовремя (и как
можно раньше) начать лечение, то оно приводит
к эффективным результатам у 50-60% больных.
Быстро исчезают припадки, не возникают
психические расстройства, не ухудшаются
память, внимание и другие интеллектуальные
функции мозга. Дети продолжают учиться,
а достигнув взрослого возраста – с успехом
получать профессиональные навыки
и работать.
Наблюдение
за развитием ребенка
первого года жизни
Для ребенка первого года жизни история начинается еще до его зачатия, со здоровья его родителей. Семейная предрасположенность к тем или иным заболеваниям, хронические заболевания матери до беременности, острые заболевания во время беременности, курение, употребление алкоголем или наркотиками, различные осложнения течения беременности и родов — все это может отрицательно повлиять на развитие плода и формирование его нервной системы. Очень ценными для детского невролога являются данные о состоянии ребенка в первые минуты после рождения, которые фиксирует врач родильного дома.
Неврологический осмотр ребенка первого года жизни состоит из нескольких этапов: оценки позы ребенка и его мышечного тонуса; оценки врожденных рефлексов; проверки двигательных, голосовых, познавательных и эмоциональных реакций, соответствующих определенному возрасту; оценки функции черепных нервов и глубоких рефлексов.
К
счастью, тяжелая неврологическая
патология, обусловленная гипоксией
(недостатком кислорода), инфекцией,
токсическим воздействием на плод алкоголя,
некоторых лекарственных
Задачей
детского невролога является правильно
оценить состояние ребенка