Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:42, реферат
Гигиена, как и любая другая наука, прошла долгий путь развития. Важную роль в развитии гигиены сыграли основоположники отечественной медицины С.Г.Зыбелин и М.Я. Мудров, которые обобщили и разработали систему гигиенических мероприятий по предупреждению многих болезней, и основоположники отечественной гигиенической науки Ф.Ф. Эрисман, В.Г. Хлопин и др. Самобытный характер развития гигиены в России был связан сдеятельностью земских санитарных учреждений. Однако гигиеническая наука в царской России, несмотря на усилия прогрессивных ученых, не могла решить задач по укреплению здоровья народных масс; состояние здоровья населения находилось на крайне низком уровне.
Введение…………………………………………………………….…3
История развития гигиены…………………………………………....4
Гигиеническое нормирование………………………………………...6
Методы обоснования гигиенических норм…………………...….…9
Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды……..11
Заключение……………………………………………………………12
Список использованной литературы………………………………..13
Содержание
Введение…………………………………………………………
История развития гигиены…………………………………………....4
Гигиеническое
нормирование………………………………………...
Методы обоснования гигиенических норм…………………...….…9
Гигиеническое
нормирование факторов
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..13
Введение
Гигиена - медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая оптимальные, научно-обоснованные требования к условиям жизни и труда населения.
Здоровье населения неразрывно связано с общественным строем. Мероприятия, направленные на улучшение здоровья людей, эффективны тогда, когда они проводятся в масштабе всего населения. Впервые это стало возможным в нашей стране после Великой Октябрьской революции. Поэтому и основные задачи гигиенических исследований, проводимых в СССР, определены системой государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение работоспособности и воспитание здорового поколения. Гигиена-сложная, разносторонняя наука, охватывающая все стороны постоянно изменяющейся и развивающейся жизнедеятельности человека.
Гигиена, как и любая другая наука, прошла долгий путь развития. Важную роль в развитии гигиены сыграли основоположники отечественной медицины С.Г.Зыбелин и М.Я. Мудров, которые обобщили и разработали систему гигиенических мероприятий по предупреждению многих болезней, и основоположники отечественной гигиенической науки Ф.Ф. Эрисман, В.Г. Хлопин и др. Самобытный характер развития гигиены в России был связан сдеятельностью земских санитарных учреждений. Однако гигиеническая наука в царской России, несмотря на усилия прогрессивных ученых, не могла решить задач по укреплению здоровья народных масс; состояние здоровья населения находилось на крайне низком уровне. Ежегодно умирало около 1 млн. человек от эпидемических заболеваний и почти 2 млн. детей в возрасте до 1 года, или четвертая часть всех родившихся.
История развития гигиены
Гигиена возникла в далеком прошлом, когда люди использовали определенные навыки и обычаи для сохранения здоровья и жизни в неблагоприятных условиях окружающей среды.
Наибольшее развитие гигиенические навыки получили в Древней Греции и Древнеримской империи. Обобщая знания и опыт в области медицины, Гиппократ создал трактат «О воздухе, водах и мест остях», в котором описал влияние факторов среды на здоровье. В средние века Абу Али Ибн Сина (Авиценна) в своем знаменитом труде «Канон медицины» отразил вопросы гигиены жилища, одежды, питания, воспитания детей и др.
В славянских юродах в средневековье много внимания уделялось вопросам благоустройства, пищевой санитарии, соблюдению санитарных правил в войсках, личной гигиене. В развитии санитарной культуры В России неоценима роль Петра I, который создал Медицинскую канцелярию, пиал указы по охране здоровья населения, следил и санитарным состоянием и питанием войск. Значительное место занимала санитарная культура в Великом Княжестве Литовском.
Как наука гигиена начала
формироваться в эпоху
А.П. Доброславин - первый профессор гигиены в России, создавший первую гигиеническую школу. Работал в области гигиены питания, школьной и военной гигиены.
Ф.Ф. Эрисман изучал вопросы школьной гигиены и санитарные условия в жилищах рабочих, занимался вопросами гигиены труда.
Развитие гигиены после революции связано с работами Н.А. Семашко, З.П. Соловьева, Г.В. Хлопина, которые много внимания уделяли вопросам организации здравоохранения, гигиене воды, методам гигиенических исследований. Не остались без внимания и гигиена труда, гигиена питания.
С 30-х годов XX в. гигиена
как наука и предмет
В послевоенные годы перед
гигиеной возникла задача изучения и
гигиенического регламентирования
влияния отдельных факторов среды
и их комплекса в условиях научно-технического
прогресса на здоровье населения. Большое
внимание обращалось на лечебно-профилактические
учреждения, воздушную среду
На современном этапе гигиена глубоко и всесторонне изучает характер и закономерности влияния комплекса факторов окружающей среды на здоровье человека. Ведущее значение приобретает обоснование рекомендаций поличной гигиене и здоровому образу жизни, эффективной первичной и вторичной профилактике наиболее распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы, злокачественных болезней, детских инфекций, СПИДа.
В настоящее время важная роль отводится проблемам гигиенического нормирования совместного воздействия факторов среды различной природы и разработке максимально допустимых нагрузок, которые гарантируют сохранение здоровья людей.
Гигиеническое нормирование - это установление в законодательном порядке безвредных и безопасных для человека уровней воздействия вредных факторов окружающей среды: пре-дельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ и пыли, предельно допустимых уровней (ПДУ) физических факторов.
Гигиенический норматив - это максимальный физиологически безопасный для организма количественный уровень вредного фактора.
На сегодняшний день благодаря гигиеническому нормированию научно обосновано содержание более 1300 веществ в воде водоемов, более 600 - в атмосферном воздухе, более 100 - в пищевых продуктах, более 100 - в почве, более 1500 - в воздухе производственных помещений.
При проведении гигиенического нормирования одним из основных является принцип пороговости и лимитирующего показателя, сущность которого заключается в выделении наименьшей концентрации или уровня фактора, вызывающего достоверные отклонения определенного показателя жизнедеятельности.
На современном этапе
интенсивно развивается гигиеническая
диагностика, направленная на установление
причинно-следственных связей между
влиянием факторов окружающей среды
и состоянием здоровья. В отличие
от клинической диагностики, гигиеническая
диагностика начинается с изучения
и оценки окружающей среды, а оценка
состояния здоровья чаще всего производится
на популяционном уровне. Наиболее
успешно гигиеническая
Одним из важнейших моментов
в гигиенической диагностике
является оценка риска неблагоприятного
влияния факторов среды на здоровье.
Риск для здоровья - это вероятность
появления заболевания у
Для успешного осуществления
гигиенической диагностики на территории
Беларуси введен социально-гигиенический
мониторинг, представляющий собой систему
организационных, социальных, медицинских
и санитарно-гигиенических
Гигиеническое нормирование
В настоящее время проблема профилактики неблагоприятного воздействия факторов ОС занимает одно из первых мест, что обусловлено появлением новых неблагоприятных факторов ОС: физических, химических, биологических, социальных. Они действуют комплексно и способны вызывать различные заболевания.
Большое влияние
оказывают химические факторы
– известно более 11 млн. В
экономически развитых странах
используется более 100тыс.
Любой норматив качества ОС всегда конкретен и основан на определенных признаках:
· Объект защиты: человек, растение, технологическое оборудование
· Среда,
в которой нормируется и
· Критерий
вредности: появление у
· Цена норматива: к каким последствиям может привести воздействие при данном нормативе
· Временная характеристика: на протяжении какого отрезка времени произошло воздействие
Методологические
основы гигиенического
Гигиенический норматив (ГН)
– установленное
Исходя из определения
ГН, не должен вызывать аллергического
действия, токсических реакций после
воздействия на организм, также –
не должны проявляться последействия
через определенное время после
его воздействия. Не должны оказывать
неблагоприятное воздействие на
физическое развитие и психическое
состояние человека, не должны снижать
самочувствие, работоспособность. Главное
условие: обеспечение санитарно-
Объекты гигиенического нормирования:
1. Факторы природной среды: микроклимат, содержание микроэлементов, УФО. Для них установлены оптимальные и допустимые, максимальные и минимальные уровни.
1. Антропогенные факторы: различные химические вещества. Для них установлены ПДК. Также это – шум, вибрация, ионизирующее излучение, электромагнитное излучение. Для них установлены – предельно допустимые уровни и предельно допустимые дозы.
Нормативные акты:
Санитарные
правила – регламентируют труд,
быт, отдых, сохранение и
Гигиенические
нормативы – регламентируют
Санитарные
нормы – оптимальные и
СанПИН – объединяет все правила.
Принципы нормирования:
1) Безвредность:
берут во внимание воздействие
на человека, а не на другие объекты