Динамика уровня
рождаемости в России. Причины, влияющие
на изменение ее уровня.
В конце 19 в. уровень
рождаемости в России был одним
из самых высоких в Европе
и составлял около 45%0, что практически
соответствовало физиологической
возможности женщин к деторождению.
Снижение уровня рождаемости
началось со второго десятилетия
ХХ в., чему способствовали Первая
мировая и Гражданские войны, а затем социально
– экономические преобразования в стране,
после Октябрьской революции (коллективизация
с/х, индустриализация, вовлечение женщин
в общественное производство, снижение
младенческой и детской смертности, рост
уровня образования населения и т.д.). Резко
снизился уровень рождаемости в годы Великой
Отечественной войны. С конца 40-х до начала
60-х годов уровень рождаемости повысился
(послевоенный компенсаторный период)
и составил 21-26%0, но он уже никогда не достиг
довоенного уровня. С начала 60-х до конца
70-х уровень рождаемости существенно снизился
и составил 14-16%0. В 80-е годы наступил кратковременный
подъем рождаемости, вызванный в основном
активизацией государственной политики
по предоставлению существенных льгот
семьям с детьми и одиноким матерям. Однако
с 1988 до начала 2000 г. произошло резкое «обвальное»
снижение рождаемости. Так коэффициент
рождаемости в 1999 г. составил 8,3 %0 (в 1986
г. – 17,2 %0) с начала XXI в. уровень рождаемости
стал несколько повышаться и в 2004 г. он
был равен – 10,4 %0
В настоящее время
выделяется целый комплекс причин,
влияющих на изменение уровня
рождаемости. Это, прежде всего
причины, связанные с социально
– экономическим развитием общества:
развитие производственных сил,
повышение уровня образования
населения и его интеллектуального
потенциала, изменение роли женщин
в обществе, снижение младенческой
и детской смертности, свободное
производство абортов и распространение
средств контрацепции и другие причины.
Серьезное значение уделяется отечественными
исследователями такой причине как изменение
функций семьи и роли в ней детей.
Репродуктивное
поведение. Его понятие. Репродуктивные
ценности, потребности, нормы и установки.
Репродуктивное поведение
– система действий, отношений
и психических состояний личности,
связанных с рождением или
отказом от рождения детей
любой очередности в браке
или вне брака.
Репродуктивное поведение
имеет структуру, которую можно представить
в виде последовательности психических
компонентов: репродуктивные потребности,
установки, мотивы, интересы, планы, решения,
действия, результаты действий.
Внешними стимулами
поведения личности являются
социальные ценности и нормы;
внутренними – потребности.
Репродуктивные ценности
– это ценность детей и родительства
в системе всех ценностей индивида и семьи.
Потребность в детях
– главный двигатель репродуктивного
поведения. Потребность в детях
это социально-психологическое свойство
индивида, проявляющееся в том,
что без наличия детей и
их числа, индивид испытывает
затруднение, как личность.
Репродуктивные нормы
представляют собой принципы и образцы
поведения, связанные с рождением
определенного числа детей и
принятые в различных социальных
и социально-психологических группах.
Репродуктивные установки
– психический регулятор поведения,
предрасположенности личности к
действиям, имеющим положительное
и отрицательное отношение к
рождению определенного числа
детей. Основными внешними индикаторами
репродуктивных установок служат
три основных показателя: среднее
идеальное, желаемое и ожидаемое
(планируемое) число детей.
Концепции, объясняющие
снижение рождаемости.
Существует довольно
большое число концепций, объясняющих
снижение рождаемости. При этом
все концепции в значительной
мере отражают современный их
возникновению уровень развития
демографической науки и смежных
отраслей знаний, особенно социологии
и социальной психологии. Среди
многих концепций можно выделить
три основные концепции.
Факторная или макроэкономическая
концепция.
Первоначально изучение
причин снижения рождаемости
сводилось главным образом к
установлению корреляционных связей
между рождаемостью и условиями
жизни. В большинстве исследований
эта корреляция оказалась отрицательной,
что получило название «парадокса
обратной связи». Парадокса потому,
что противоречило обыденным
представлениям о том, какой
должна была быть эта связь.
Концепция противоречия
между потребностями и возможностями
их удовлетворения или концепция
«помех». Эта концепция предполагала
существование достаточно высокого
уровня потребности в детях
и что, если будут устранены
трудности «помехи» к их рождению,
то рождаемость возрастет.
Концепция исторического
уменьшения потребности в детях,
объясняющая причины снижения
рождаемости историческими изменениями
функций семьи в обществе и
изменением роли детей в семье.
Дети теряют свою экономическую
полезность и начинают удовлетворять
лишь эмоциональные потребности
родителей, для чего, в большинстве
случаев, достаточно иметь 1-2 детей.