Детские церебральные параличи

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 08:04, контрольная работа

Краткое описание

Детские церебральные параличи — это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.

Файлы: 1 файл

нерво.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

        2.2 Синдромы речевых нарушений 

    Речевые нарушения у детей с церебральными  параличами характеризуются задержкой  речевого развития, дизартрией и алалией.

    Задержка  речевого развития отмечается уже в  доречевой период. Гуление и лепет  появляются поздно, отличаются фрагментарностью, бедностью звуковых комплексов, малой  голосовой активностью. Первые слова  также запаздывают, активный словарь накапливается медленно, формирование фразовой речи нарушается. Задержка речевого развития, как правило, сочетается с различными формами дизартрии или алалии.

    У детей с церебральными параличами наиболее часто отмечается псевдобульбарная дизартрия. Для этой формы дизартрии характерно повышение тонуса речевой мускулатуры. Язык в полости рта напряжен, его спинка спастически изогнута, кончик не выражен. Губы спастически напряжены. Повышение мышечного тонуса может чередоваться с гипотонией или дистонией в отдельных мышечных группах артикуляционного аппарата. Парезы артикуляционных мышц вызывают расстройство звукопроизношения по типу псевдобульбарной дизартрии. Характерны нарушение голосообразования и расстройство дыхания. Часто наблюдаются содружественные движения (синкинезии) в артикуляционной мускулатуре.

    Наряду  с псевдобульбарной дизартрией, которая  может встречаться при всех формах церебрального паралича, имеют место  и другие формы дизартрии. Так, экстрапирамидная форма дизартрии наблюдается  при гиперкинетической форме детского церебрального паралича. Эта форма характеризуется мышечной дистонией гиперкинезами артикуляционных мышц, выраженным нарушением интонационной стороны речи. При атонически-астатической форме детского церебрального паралича отмечается мозжечковая дизартрия, особенностью которой является асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь носит замедленный и толчкообразный характер. К концу фразы голос затихает (скандированная речь).

    Часто встречается смешанная дизартрия. Моторная алалия приводит к недоразвитию всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической и семантической. При сенсорной алалии затруднено понимание обращенной речи. Отмечаются выраженные нарушения фонематического восприятия, вторично страдает развитие моторной речи.

    Речевые нарушения у детей с церебральными  параличами редко бывают изолированными. Чаще дизартрия сочетается с задержками речевого развития или с алалией. 

        2.3 Сенсорные нарушения 

    При детских церебральных параличах (особенно при гиперкинетической форме) довольно часто снижается острота слуха (обычно отмечается на высокочастотные тона). Это может способствовать нарушению произношения ряда звуков в отсутствие дизартрии. Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (и, к, с, п, э, ф, ш), не употребляет их в своей речевой продукции. В дальнейшем отмечаются трудности при обучении таких детей чтении письму. У некоторых больных недоразвит фонематический слух. Любое нарушение слухового восприятия может привести к задержке речевого развития, а в тяжелых случаях — к грубому недоразвитию речи.

    Ранняя  диагностика недостаточности слуха  у детей с церебральными параличами имеет большое значение, так как своевременная коррекция этого дефекта позволяет избежать задержек речевого развития. Снижение остроты слуха у ребенка с двигательными нарушениями может затруднить выбор подходящей для него школы. В этом случае школу следует выбирать с учетом ведущего дефекта, исходя из того, что мешает адаптации ребенка (слуховой или двигательной). 

    2.4 Синдромы нарушений высших психических функций

    2.4.1 Нарушения пространственных представлений 

    Восприятие  пространства (пространственный гнозис) рассматривается как результат  совместной деятельности различных  анализаторов, среди которых особо  важное значение имеет двигательно-кинестетический. У детей с церебральными параличами имеет место недоразвитие пространственного гнозиса, что связано с недоразвитием или поражением теменной доли больших полушарий головного мозга и с нарушениями зрительного восприятия.

    Нарушения зрительного восприятия связаны с недостаточностью фиксации взора и конвергенции, сужением полей зрения, птозом, двоением, нистагмом и снижением остроты зрения. Нарушения подвижности глазных яблок являются следствием пареза мышц, двигающих глазное яблоко. Нарушения слухового восприятия также имеют значение в нарушении формирования пространственного гнозиса. Подобные сенсорные нарушения в дальнейшем служат причиной нарушения внимания и неумения сосредоточиться на задании. 

    2.4.2 Нарушение формирования схемы тела, стереогнозиса 

    Наличие патологических тонических рефлексов  и парезов рук приводит к недоразвитию зрительно-моторной координации. Наряду с нарушением формирования пространственного  гнозиса это затрудняет Формирование восприятия формы и овладение  умением соотносить в пространстве объемные и плоские величины. При этом страдает также развитие схемы тела. Задерживается формирование понятий “правое” и “левое”. Большое значение в недоразвитии схемы тела имеют недостаточность кинестетических ощущений, недоразвитие реакции равновесия, поражение нижней части теменной доли правого или левого полушария мозга. Так, при поражении левой теменной доли с большим трудом формируются предтавления о правом и левом, развиваются элементы астереогнозии, дальнейшем затруднено усвоение письма, чтения и счета. 

    2.4.3 Эмоциональные нарушения 

    У больных детскими церебральными  параличами часто отмечаются эмоциональные  нарушения, которые проявляются  в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению  страхов. Страх нередко возникает даже при простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела, окружающей обстановки. Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей. У детей с гиперкинетическим синдромом страхи могут перерасти в синдром витальной (жизненной) дезадаптации. При этом на различные зрительные и слуховые раздражители дети отвечают не ориентировочной, а защитной реакцией. Отмечаются повышенная возбудимость, слабая воля, неумение преодолевать препятствия и слабая мотивация к их преодолению.

    У детей старшего возраста развиваются  вторичные эмоциональные нарушения  как реакция на свой дефект. У  них наблюдается склонность к  невротическим нарушениям. Кроме  того, возникает угроза патологического  развития личности по тревожно-мнительному, аутистическому (уход в себя, в мир своих фантазий) или инфантилизированному типу. 

    2.4.4 Нарушения интеллектуального развития 

    Интеллектуальное  развитие детей с церебральными  параличами протекает в неблагоприятных  условиях и часто задерживается или искажается. Интеллект при детских церебральных параличах бывает изменен по-разному: примерно 30% детей имеют недоразвитие интеллекта по типу олигофрении, у 25 — 30% интеллект сохранен, а у остальных наблюдается задержка интеллектуального развития, обусловленная двигательными, речевыми и сенсорными расстройствами.

    Важно вовремя определить, диагностировать  заболевание, так как рано поставленный диагноз предполагает рано начатое  лечение. Раннее лечение — один из залогов успеха в лечении детских  церебральных параличей. Очень важно правильно организовать лечение детских церебральных параличей. Оно должно основываться на следующих принципах: раннее начало, этапность, преемственность и комплексность.

    Этапность в лечении детских церебральных параличей означает лечение на разных этапах: родильный дом — больница — санаторий для детей с двигательными нарушениями дома ребенка — детские сады — специализированные школы и интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами.

    Между этими учреждениями должна быть преемственная связь, что делает лечение более адекватным и успешным. Комплексность лечения означает, что должна проводиться различная восстановительно-коррекционная работа: лечение движениями (лечебная физкультура), массаж, физиотерапевтические воздействия, ортопедическое и медикаментозное лечение, медико-педагогическая коррекция. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Неврологические и психоневрологические нарушения  у детей — это следствие  раннего органического поражения  мозга, возникшего внутриутробно, во время родов или непосредственно после них. Такие патологические состояния требуют постоянного лечения и медико-педагогической коррекции нарушенных функций нервной системы. Однако эти мероприятия могут быть эффективными только при условии соблюдения таких принципов, как непрерывность, поэтапность, комплексность, преемственность.

    Оказываемая в нашей стране неврологическая  и психоневрологическая помощь детям  разных возрастов имеет четкую структуру, носит дифференцированный и поэтапный  характер и строится с соблюдением названных выше принципов. Она осуществляется в ряде учреждений, развернутых в системе Министерства здравоохранения РФ, Министерства просвещения РФ, Министерства социального обеспечения РФ. При открытии специализированных учреждений учитывается характер поражения нервной системы, тяжесть состояния больных, их возраст, а также необходимость проведения тех или иных лечебно-педагогических мероприятий.

    Детали  структуры специализированной помощи несколько варьируют в различных  регионах страны в зависимости от местных потребностей и условий. Однако общие принципы сохраняются. Специализированную медико-педагогическую помощь детям с нервными и нервно-психическими нарушениями условно можно подразделить на три этапа.

    Первый  этап — специализированная помощь детям раннего возраста. Она характеризуется акцентом на медицинскую помощь с минимальной дифференцировкой учреждений в зависимости от нозологической принадлежности патологии.

    Второй  этап — специализированная помощь детям дошкольного возраста. На этом этапе все больший удельный вес приобретает педагогическая помощь и происходит дифференциация специализированных учреждений в зависимости от нозологии.

    Третий  этап — специализированная помощь детям школьного возраста. На этом этапе основное внимание уделяется педагогическим мероприятиям с максимальной дифференциацией учреждений в зависимости от нозологии, задач трудовой и социальной адаптации.

    Организация медико-педагогической помощи детям  с физическими и психическими дефектами включает также научные  и научно-практические исследования в области комплексного медицинского и педагогического изучения причин и последствий поражения центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата, методов профилактики заболеваний, их лечения и социальной компенсации. Эти вопросы разрабатываются в различных научно-исследовательских институтах.

    Вопросы организации медико-педагогической помощи детям с ранними органическими  поражениями нервной системы  и физическими дефектами находятся  в сфере внимания законодательных  и исполнительных органов. С ростом благосостояния общества в целом расширяются, улучшаются и совершенствуются специализированные учреждения, а также формы и методы работы в них, увеличиваются размеры материальной помощи детям-инвалидам и их семьям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы 

  1. Бадалян Л. О. Невропатология: учеб. для студ. высш. учеб. зав. - М., 2007.
  2. Бадалян Л.О. Невропатология. - М., 2002.
  3. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. - М., 2000.

Информация о работе Детские церебральные параличи