Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:51, контрольная работа
Период алхимии - с древности до XVI в. нашей эры. Он характеризуется поисками философского камня, эликсира долголетия, алкагеста (универсального растворителя). Кроме того, в алхимический период почти во всех культурах практиковалось «превращение» неблагородных металлов в золото или серебро, но все эти «превращения» у каждого народа осуществлялись самыми разными способами.
Теоретические вопросы 2
1. Алхимия и ее влияние на развитие химии и фармации 2
2. Медицинская помощь в Киевской Руси 4
3. Деятельность Петербургского фармацевтического общества (1818-1917 гг.). 5
Тестовые задания 7
Литература 10
Содержание
Теоретические вопросы
1. Алхимия и ее влияние на развитие химии и фармации
2. Медицинская помощь в Киевской Руси
3. Деятельность Петербургского фармацевтического общества (1818-1917 гг.).
Тестовые задания
Литература
Период алхимии - с древности до XVI в. нашей эры. Он характеризуется поисками философского камня, эликсира долголетия, алкагеста (универсального растворителя). Кроме того, в алхимический период почти во всех культурах практиковалось «превращение» неблагородных металлов в золото или серебро, но все эти «превращения» у каждого народа осуществлялись самыми разными способами.
Исторически алхимия сложилась как тайное, мистическое знание, направленное на поиски философского камня, превращающего металлы в золото и серебро, и эликсира долголетия. В течение своей многовековой истории алхимия решала многие практические задачи, связанные с получением веществ и заложила фундамент для создания научной химии.
Наивысшего развития алхимия достигла в трех основных типах:
- греко-египетском;
- арабском;
- западно-европейском.
Родина алхимии - Египет. Еще в древности там были известны способы получения металлов, сплавов, применявшихся для производства монет, оружия, украшений. Эти знания держались в секрете и были достоянием ограниченного круга жрецов. Увеличивающийся спрос на золото подтолкнул металлургов к поиску способов превращения (трансмутации) неблагородных металлов (железа, свинца, меди и др.) в золото. Алхимический характер древней металлургии связал ее с астрологией и магией. Каждый металл имел астрологическую связь с соответствующей планетой. Погоня за философским камнем позволила углубить и расширить знания о химических процессах. Получила развитие металлургия, были усовершенствованы процессы очистки золота и серебра. Тем не менее, в период правления императора Диоклетиана в Древнем Риме алхимия стала преследоваться. Возможность получения дешевого золота напугала императора и по его приказу были уничтожены все труды по алхимии.[1]
Значительную роль в запрете алхимии сыграло христианство, которое рассматривало ее как дьявольское ремесло.
После завоевания арабами Египта в VII в. н. э. алхимия стала развиваться в арабских странах. Самым выдающимся арабским алхимиком был Джабир ибн Хайям, известный в Европе как Гебер. Он описал нашатырный спирт, технологию приготовления свинцовых белил, способ перегонки уксуса для получения уксусной кислоты. Основополагающей идеей Джабира являлась теория образования всех известных тогда семи металлов из смеси ртути и серы как двух основных составляющих. Эта идея предвосхитила деление простых веществ на металлы и неметаллы.
Развитие арабской алхимии шло двумя параллельными путями. Одни алхимики занимались трансмутацией металлов в золото, другие искали эликсир жизни, дававший бессмертие.
Появление алхимии в странах Западной Европы стало возможным благодаря крестовым походам. Тогда европейцы позаимствовали у арабов научно-практические знания, среди которых была алхимия. Европейская алхимия попала под покровительство астрологии и поэтому приобрела характер тайной науки. Имя самого выдающегося средневекового западноевропейского алхимика осталось неизвестным, известно лишь, что он был испанцем и жил в XIV веке. Он первым описал серную кислоту, процесс образования азотной кислоты, царской водки. Несомненной заслугой европейской алхимии было изучение и получение минеральных кислот, солей, спирта, фосфора и т. д. Алхимиками была создана химическая аппаратура, разработаны различные химические операции: нагревание на прямом огне, водяной бане, прокаливание, перегонка, возгонка, выпаривание, фильтрование, кристаллизация и др. Таким образом, были подготовлены соответствующие условия для развития химической науки.
Уровень медицины в Киевской Руси, по всей вероятности, был выше уровня знаний по естественным наукам. Во-первых, из летописей мы знаем, что на Руси практиковали сирийские и армянские врачи. Сирия входила в сферу арабской науки, армянская медицина тоже была высоко развита. Во-вторых, можно предположить, что каждый хороший врач, русский и иностранный, распространял медицинские знания, обучая своих ассистентов. Из "Русской Правды" мы знаем, что в случае нанесения увечий в драке обидчик должен был не только выплатить компенсацию пострадавшему, но и оплатить услуги врача. Очевидно практика обращения за помощью к врачу была широко распространена, и количество докторов должно было быть значительным. В некоторых княжеских указах и церковных уставах упоминаются больницы, организованные Церковью. Мало известно о медицинских знаниях волхвов и знахарей. Видимо, многие их средства и рецепты составили основу так называемой народной медицины последующих периодов. Следует отметить, что волхование строилось не только на предрассудках. В медицинской практике волхвов были также элементы настоящей интуиции и здравого рассудка, особенно в использовании лечебных свойств трав, массажей, припарок и так далее.[2]
"Лечцы" Древней Руси - типичные представители народной медицины. Секреты исцеления передавались в "семейных школах" из поколения в поколение. Были и женщины-целительницы. Так, крестьянская девушка, дочь бортника, Феврония успешно применяла полученные от родителей медицинские знания. Дочь черниговского князя Ефросинья была "зело сведуща в Асклепиевых писаниях" - так называли тогда медицинские книги. Евпраксию - внучку Владимира Мономаха, известную под именем Добродеи, с детства привлекала народная медицина. Для своего времени она обладала энциклопедическими знаниями.
В медицине времен Киевской Руси процветала и хирургия, называвшаяся тогда "резанием" (а хирург - "резалником"). Производились операции на черепе (при эпилепсии и других заболеваниях), ампутации конечностей. Введению в лечебную практику многих средств растительного и животного происхождения медицина западноевропейских стран, Византии и народов Малой Азии в значительной мере обязана народной медицине наших предков. Так, знаменитый Авиценна рекомендовал при многих болезнях мед, липовый цвет, березовый сок, называя эти средства "русскими лекарствами".[3]
Объединительные процессы среди медицинских работников России зародились еще в начале XIX столетия. Начальной формой таких объединений были общественные организации, медико-фармацевтические попечительства и научные медицинские общества. Так, в 1804г. при Московском университете было создано Общество соревнования врачебных и физических наук, в 1818г. было организовано Санкт-Петербургское фармацевтическое общество, а в 1833г. начало свою деятельность Общество русских врачей в Петербурге.[4]
В рамках этих организаций врачи и фармацевты стремились решать, прежде всего, проблемы научного сотрудничества и защиты узкоцеховых, корпоративных интересов.
Среди фельдшеров, фармацевтов-служащих и других близких к ним по положению отрядов среднего медицинского персонала (ненормированный, тяжелейший труд фельдшеров оценивался от 120 до 600 рублей в год при прожиточном минимуме того времени около 560 рублей, а врач получал около 2000 рублей в год) во второй половине XIX века возникли организации, ставшие впоследствии основой для создания постоянных профсоюзных организаций.
Так, в 1905г. участники общего собрания служащих-фармацевтов приняли решение о создании Союза фармацевтов для защиты своих профессиональных прав и интересов, а также было решено, что членами профсоюза могут быть исключительно служащие.Впоследствии сторонники единства профсоюзного движения в сентябре 1918 года провели первую конференцию представителей существовавших в то время профсоюзов медицинских работников. Ее участники пришли к выводу, что медикам всех профессий, всех направлений необходимо объединиться в рамках одного союза. Предлагалось разработать единый устав, который бы соответствовал всем требованиям, предъявляемым к уставам пролетарских профсоюзов. Объединение российских медицинских работников в едином профсоюзе «Всемедикосантруд» произошло в 1919г.[5]
1. Впервые в 1830 г. списки ядовитых и сильнодействующих веществ были обозначены литерами А и Б для регулирования[6]:
1) Продаж этих веществ
2) Ввоза на территорию государства
3) Ценообразования
4) Производства
2. Основоположник терапевтического метода лечения[7]:
1) Клавдий Гален
2) Корнелий Цельс
3) Самуэль Ганеман
4) Лиоскорил Пеланий
3. Универсальным средством от всех болезней в средневековой Европе считался:
1) Хризолит
2) Териак
3) Опал
4) Медный купорос
Териак, универсальное лекарственное средство, открытое и описанное лейб-медиком Нерона Андромахом; состояло из 70 веществ. В средние века применялось против всех заразительных болезней.[8]
4. Вставьте пропущенное слово[9]: Лечебницы при храмах в Древней Греции, построенных в честь бога врачевания Асклепия, назывались асклепейоны.
5. Основные черты врачевания периода первобытнообщинного общества[10]
1) целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания
2) зарождение лечебной магии
3) создание первых текстов медицинского содержания
4) появление профессиональных служителей культа (в т.ч. врачевателей)
5) развитие приемов рационального врачевания
Ответ А - верно 1), 2), 4), 5).
6. Источники информации о медицине в Древнем Египте[11]:
1) тексты на стенах пирамид.
2) папирус Эберса.
3) папирус Смита.
4) свод законов Хаммурапи
5 папирус из Кахуна.
6) свод законов Ману
Ответ Г - верно 1), 2), 3), 5).
7. Первая русская научно-исследовательская химическая лаборатория создана[12]:
1) Д.И.Менделеевым
2) С.Д. Лебедевым
3) НИ. Зиминым
4) М.В. Ломоносовым (в 1748 г.)
5) A.M. Бутлеровым
1. Мирский М.Б. Медицина России XVI-XIX вв. М.:- «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН).-1996.
2. Музыка О.А., Попов В.В. «Постнеклассическая наука: концепции современного естествознания: Учебное пособие»- Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2005.
3. Пашков К.А. «Учебно-методическое пособие по истории медицины» для студентов лечебного факультета. М.- 2004.
4. Семенченко В. Ф. История фармации. – М.: Март, 2003.
5. Сорокина Т.С. Учебник «История медицины».М.: Академия.-2004.
6. Хрестоматия по истории медицины. Под ред. П.Е.Заблудовского. М.- 1968.
10
[1] Сорокина Т.С. Учебник «История медицины».М.: Академия.-2004.
[2] Пашков К.А. «Учебно-методическое пособие по истории медицины» для студентов лечебного факультета. М.- 2004.
[3] Пашков К.А. «Учебно-методическое пособие по истории медицины» для студентов лечебного факультета. М.- 2004.
[4] Мирский М.Б. Медицина России XVI-XIX вв. М.:- «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН).-1996.
[5] Мирский М.Б. Медицина России XVI-XIX вв. М.:- «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН).-1996.
[6] Мирский М.Б. Медицина России XVI-XIX вв. М.:- «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН).-1996.
[7] Пашков К.А. «Учебно-методическое пособие по истории медицины» для студентов лечебного факультета. М.- 2004.
[8] Там же.
[9] Пашков К.А. «Учебно-методическое пособие по истории медицины» для студентов лечебного факультета. М.- 2004.
[10] Там же
[11] Хрестоматия по истории медицины. Под ред. П.Е.Заблудовского. М.- 1968.
[12] Там же
Информация о работе Алхимия и ее влияние на развитие химии и фармации