Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:13, курсовая работа
Первые задачи геометрического содержания, связанные с отысканием наименьших и наибольших величин, появились ещё в древние времена. Развитие промышленности в 17-18 веках привело к необходимости исследования более сложных задач на экстремум и к появлению вариационного исчисления. Однако лишь в 20 веке при огромном размахе производства и осознанию ограниченности ресурсов Земли во весь рост встала задача оптимального использования энергии, материалов, рабочего времени, большую актуальность приобрели вопросы наилучшего в том или ином смысле управления различными процессами физики, техники, экономики и др.
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА 7
2 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕОРИИ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 8
3 СИМПЛЕКС МЕТОД 9
3.1 Теоретическая часть 9
3.2 Практическая часть 14
4 ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА 19
4.1 Теоретическая часть 19
4.2 Практическая часть 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23
Опорный план X3=(0; 14; 0; 72; 66; 0) является оптимальным, т.к. .
Ответ: Fmax=28 при Х*=(0; 14; 0).
Осуществим поиск решения с помощью MS Excel.
В ячейки E2:E4 введём ограничения. В ячейку C5 - формулу целевой функции.
Используем вкладку Данные/Поиск решения:
Рисунок 7– Решение в MS Excel
Ответ: Fmax=28 при Х*=(0;14;0).
Приведём решение задачи в MathCAD 14 Professional.
Рисунок 8 – Вод исходных данных
Программный код см. Приложение А.
В программе использованы следующие обозначения:
Рисунок 9 – Формирование результата в MathCAD
Транспортная задача — задача об оптимальном плане перевозок из пунктов отправления в пункты назначения. Разработка и применение оптимальных схем грузовых потоков позволяют снизить затраты на перевозки. Определяем оптимальной план перевозок некоторого груза из m-пунктов отправления А1, А2,…Аm в n-пунктов назначения В1,В2,…Вn при этом в качестве критерия оптимальности берем либо минимальную стоимость перевозки всего груза, либо минимальное время доставки.
Обозначим: Сij - тарифы перевозок, аi-запасы грузов, bj- потребности в грузе, xij- количество единиц груза.
Математическая постановка задачи
Целевая функция:
Ограничения:
(16)
Планом транспортной задачи называется неотрицательное решение систем линейных уравнений (15) и (14). Получим матрицу Х=(хij).
Оптимальным планом называют план Х=(хij), при котором целевая функция принимает свое минимальное значение.
Условие разрешаемости:
Если Σai>Σbj, то вводится фиктивный (n+1)-й пункт назначения.
Если Σai<Σbj, то вводится фиктивный (n+1)-й пункт отправления.
Задача 3: Требуется перевезти товары с четырёх складов в пять магазинов. Данные о наличии товаров на складе, спрос на него в магазинах, а так же стоимости перевозки единицы груза между складами и магазинами приведены в таблице. Составить план перевозки, чтобы затраты были минимальными.
Таблица 6 – Исходные данные
Пункт отправления |
Пункты назначения |
Запасы, aj (тонн) | ||||
B1 |
B2 |
В3 |
B4 |
B5 | ||
а1 |
11 |
28 |
15 |
12 |
17 |
4 |
а2 |
32 |
27 |
26 |
10 |
3 |
6 |
аз |
12 |
4 |
22 |
3 |
1 |
10 |
а4 |
4 |
1 |
5 |
4 |
24 |
10 |
Потребности, bi (тонн) |
7 |
7 |
7 |
7 |
2 |
30 |
Решение:
Метод северо-западного угла (диагональный)
На каждом этапе максимально возможным числом заполняют левую верхнюю клетку оставшейся части таблицы.
Таблица 7 - Решение методом северо-западного угла
Пункт отправления |
Пункты назначения |
Запасы, aj (тонн) | ||||
B1 |
B2 |
В3 |
B4 |
B5 | ||
а1 |
11 4 |
28 –– |
15 –– |
12 –– |
17 –– |
4 |
а2 |
32 3 |
27 3 |
26 –– |
10 –– |
3 –– |
6 |
аз |
12 –– |
4 4 |
22 6 |
3 –– |
1 –– |
10 |
а4 |
4 –– |
1 –– |
5 1 |
4 7 |
24 2 |
10 |
Потребности, bi (тонн) |
7 |
7 |
7 |
7 |
2 |
30 |
S=11
*4+32*3+27*3+4*4+22*6+5*1+4*7+
Ответ S=450 д.е., план перевозок X1=
Таблица 8 - Решение методом минимального элемента
Пункт отправления |
Пункты назначения |
Запасы, aj (тонн) | ||||
B1 |
B2 |
В3 |
B4 |
B5 | ||
а1 |
11 4 |
28 –– |
15 6 |
12 –– |
17 –– |
4 |
а2 |
32 – |
27 –– |
26 –– |
10 –– |
3 –– |
6 |
аз |
12 –– |
4 –– |
22 1 |
3 7 |
1 2 |
10 |
а4 |
4 3 |
1 7 |
5 – |
4 -- |
24 -- |
10 |
Потребности, bi (тонн) |
7 |
7 |
7 |
7 |
2 |
30 |
Решение:
S=11*4+4*3+1*7+26*6+22*1+3*7+
Ответ S=264 д.е., план перевозок X2=
В данном проекте были рассмотрены примеры задач линейного программирования.
Во всех двух задачах требовалось найти максимум или минимум линейной функции при условии, что её переменные принимали положительные значения и удовлетворяли условиям системы ограничений.
Метод симплекс-таблиц, методы решения транспортной задачи – все эти математические методы довольно хорошо известны. Я в курсовом проекте воспользовался возможностями прикладных программ при решении задач и выяснил преимущества Mathcad при решении задач линейного программирования графическим методом. При этом решение второй и третьей задач в Mathcad было более трудоёмко, чем Поиск решения в MS Excel.
В настоящее время достаточно хорошо используется программное обеспечение для решения класса экономических задач.
1 Абрамов Л.М., Капустин
В.Ф. Математическое
2 Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах: Учеб. пособие - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк. ,1993 - 336 с.
3 Ашманов С.А.Линейное программирование. - М.: Наука, 1981.
4 Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. -4-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 416 с.
5 Баканов М.И., Шеремет А.Д.Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999. -656 с.
6 Банди Б. Основы линейного программирования: Пер. с англ. - М.: Радио и связь, 1989. -176 с.
7 Габасов Р., Кириллова
Ф.М. Методы линейного
8 Габасов Р., Кириллова
Ф.М. Методы линейного
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рисунок А.1 – Листинг программы Mathcad