Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:29, курсовая работа
Я выбрал эту тему курсовой работы, потому что каждый человек ежедневно, не всегда осознавая это, решает проблему: как получить наибольший эффект, обладая ограниченными средствами. Наши средства и ресурсы всегда ограничены. Жизнь была бы менее интересной, если бы это было не так. Чтобы достичь наибольшего эффекта, имея ограниченные средства, надо составить план, или программу действий.
Введение 4
1 Транспортная задача: общая постановка, типы и виды моделей 5
1.1 Общая постановка, цели, задачи 5
1.2 Основные типы, виды моделей 6
2. Методы решения транспортной задачи 11
2.1 Диагональный метод, или метод северо-западного угла 11
2.2 Метод минимального элемента 13
2.3 Метод наименьшей стоимости 15
2.4 Скриншоты курсового программного продукта 18
2.5 Листинг программы 19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Колледж экономики, управления и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Математические методы»
Тема:
Методы решения транспортной задачи (метод потенциалов)
Автор курсовой работы __________
(подпись) Ф.И.О.
Шифр специальности 230105.51
Оценка курсовой работы _________
Руководитель курсовой работы ___________ Шинакова С.В.
.
2012
ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ О КУРСОВОЙ РАБОТЕ
Студента Сапин Игорь
Александрович _______________
(фамилия, имя, отчество)
Тема курсовой работы Методы решения транспортной задачи___________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
Руководитель курсовой работы:
_______________ Шинакова С.В. .
(подпись) (Ф.И.О.)
Оглавление
Введение 4
1 Транспортная задача: общая постановка, типы и виды моделей 5
1.1 Общая постановка, цели, задачи 5
1.2 Основные типы, виды моделей 6
2. Методы решения транспортной задачи 11
2.1 Диагональный
метод, или метод северо-
2.2 Метод минимального элемента 13
2.3 Метод наименьшей стоимости 15
2.4 Скриншоты
курсового программного
2.5 Листинг программы 19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
Я выбрал эту тему курсовой
работы, потому что каждый человек
ежедневно, не всегда осознавая это,
решает проблему: как получить наибольший
эффект, обладая ограниченными
Актуальность выбранной тематики курсовой работы заключается в том, что к задачам транспортного типа сводятся многие другие задачи линейного программирования - задачи о назначениях, сетевые, календарного планирования.
Под названием «транспортная
задача» объединяется широкий круг
задач с единой математической моделью.
Данные задачи относятся к задачам
линейного программирования и могут
быть решены симплексным методом. Однако
матрица системы ограничений
транспортной задачи настолько своеобразна,
что для ее решения разработаны
специальные методы. Эти методы,
как и симплексный метод, позволяют
найти начальное опорное
Транспортная задача является частным типом задачи линейного программирования и формулируется следующим образом. Имеется m пунктов отправления (или пунктов производства) Аi …, Аm, в которых сосредоточены запасы однородных продуктов в количестве a1, ..., аm единиц. Имеется n пунктов назначения (или пунктов потребления) В1, ..., Вm, потребность которых в указанных продуктах составляет b1, ..., bn единиц. Известны также транспортные расходы Сij, связанные с перевозкой единицы продукта из пункта Ai в пункт Вj, i 1, …, m; j 1, ..., n. Предположим, что
,
т. е. общий объем производства равен общему объему потребления. Требуется составить такой план перевозок (откуда, куда и сколько единиц продукта везти), чтобы удовлетворить спрос всех пунктов потребления за счет реализации всего продукта, произведенного всеми пунктами производства, при минимальной общей стоимости всех перевозок. Приведенная формулировка транспортной задачи называется замкнутой транспортной моделью. Формализуем эту задачу.
Пусть хij - количество единиц продукта, поставляемого из пункта Аi в пункт Вj. Подлежащие минимизации суммарные затраты на перевозку продуктов из всех пунктов производства во все пункты потребления выражаются формулой:
Суммарное количество продукта, направляемого из каждого пункта отправления во все пункты назначения, должно быть равно запасу продукта в данном пункте. Формально это означает, что
, i 1, …, m
Суммарное количество груза, доставляемого в каждый пункт назначения из всех пунктов отправления, должно быть равно потребности. Это условие полного удовлетворения спроса:
, j 1, …, n
Объемы перевозок - неотрицательные числа, так как перевозки из пунктов потребления в пункты производства исключены:
xij 0, i 1, ..., m; j 1, ..., n
Транспортная задача сводится, таким образом, к минимизации суммарных затрат при выполнении условий полного удовлетворения спроса и равенства вывозимого количества продукта запасам его в пунктах отправления.
Всякое неотрицательное решение системы линейных уравнений определяемое матрицей X=(xij)(i 1, …, m; j 1, ..., n) и называется планом транспортной задачи.
В общей постановке транспортная
задача состоит в отыскании
Различают два типа транспортных задач: но критерию стоимости (план перевозок оптимален, если достигнут минимум затрат на его реализацию) и по критерию времени (план оптимален, если на его реализацию затрачивается минимум времени).
Обозначим количество груза, имеющегося на каждой из баз (запасы), соответственно ,а общее количество имеющегося в наличии груза– :
;
заказы каждого из потребителей (потребности) обозначим соответственно , а общее количество потребностей – :
,
Очевидно, в случае закрытой модели весь имеющийся в наличии груз развозится полностью, и все потребности заказчиков полностью удовлетворены; в случае же открытой модели либо все заказчики удовлетворены и при этом на некоторых базах остаются излишки груза , либо весь груз оказывается израсходованным, хотя потребности полностью не удовлетворены .
Так же существуют одноэтапные модели задач, где перевозка осуществляется напрямую от, например, базы или завода изготовителя к потребителю, и двухэтапные, где между ними имеется “перевалочный пункт”, например – склад.
План перевозок с указанием запасов и потребностей удобно записывать в виде следующей таблицы, называемой таблицей перевозок (приложение 1)
Условие или означает, с какой задачей мы имеем дело, с закрытой моделью или открытой моделью транспортной задачи. Переменное означает количество груза, перевозимого с базы потребителю : совокупность этих величин образует матрицу (матрицу перевозок).
Система содержит уравнений с неизвестными. Её особенность состоит в том, что коэффициенты при неизвестных всюду равны единице. Кроме того, все уравнения системы могут быть разделены на две группы: первая группа из т первых уравнений (“горизонтальные” уравнения) и вторая группа из п остальных уравнений (“вертикальные” уравнения). В каждом из горизонтальных уравнений содержатся неизвестные с одним и тем же первым индексом (они образуют одну строку матрицы перевозок), в каждом из вертикальных уравнений содержатся неизвестные с одним и тем же вторым индексом (они образуют один столбец матрицы перевозок). Таким образом, каждая неизвестная встречается в системе дважды: в одном и только одном горизонтальном и в одном и только одном вертикальном уравнениях.
Такая структура системы позволяет легко установить ее ранг. Действительно, покажем, что совокупность неизвестных, образующих первую строку и первый столбец матрицы перевозок, можно принять в качестве базиса. При таком выборе базиса, по крайней мере, один из двух их индексов равен единице, а, следовательно, свободные неизвестные определяются условием , .Перепишем систему в виде
где символы и означают суммирование по соответствующему индексу. Так, например,
При этом легко заметить, что под символами такого суммирования объединяются только свободные неизвестные (здесь , ).
В рассматриваемой нами системе только два уравнения, а именно первое горизонтальное и первое вертикальное, содержат более одного неизвестного из числа выбранных нами для построения базиса. Исключив из первого горизонтального уравнения базисные неизвестные с помощью вертикальных уравнений, мы получаем уравнение
или короче
где символ означает сумму всех свободных неизвестных. Аналогично, исключив из первого вертикального уравнения базисные неизвестные с помощью горизонтальных уравнений, мы получаем уравнение
Так как для закрытой модели транспортной задачи , то полученные нами уравнения одинаковы и, исключив из одного из них неизвестное , мы получим уравнение-тождество 0=0, которое из системы вычеркивается.
Итак, преобразование системы
свелось к замене двух уравнений
(первого горизонтального и
В системе выделен указанный выше базис: базисные неизвестные из первых т уравнений образуют первый столбец матрицы перевозок, а базисные неизвестные остальных уравнений образуют первую строку матрицы перевозок без первого неизвестного . В системе имеется уравнений, выделенный базис содержит неизвестных, а, следовательно, и ранг системы .
Для решения транспортной задачи необходимо кроме запасов и потребностей знать также и тарифы , т. е. стоимость перевозки единицы груза с базы потребителю .
Совокупность тарифов также образует матрицу, которую можно объединить с матрицей перевозок и данными о запасах и потребностях в одну таблицу (приложение 2).
Сумма всех затрат, т. е. стоимость реализации данного плана перевозок, является линейной функцией переменных :
Информация о работе Методы решения транспортной задачи (метод потенциалов)