Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:08, курсовая работа
В настоящее время линейное программирование является одним из наиболее употребительных аппаратов математической теории оптимального принятия решений. Для решения задач линейного программирования разработано сложное программное обеспечение, дающее возможность эффективно и надежно решать практические задачи больших объемов.
Введение
4
1. Линейное программирование
7
2. Постановка задач линейного программирования
11
3. Методы решения задач линейного программирования
14
3.1. Графический метод решения ЗЛП
14
3.1.1. Методика решения ЗЛП графическим методом
17
3.1.2. Применение графического метода решения ЗЛП на практике
18
3.2. Симплексный метод решения ЗЛП
22
Заключение
29
Список использованных источников
31
Нижняя строка симплекс-таблицы называется оценочной строкой. В оценочной строке необходимо убрать все минусы. Сначала убирают самый большой «минус». Столбец, в котором в оценочной строке находится самый большой «минус», называется разрешающим столбцом. Далее находим оценочные отношения, как показано в симплекс-таблице. Строка, в которой будет наименьшее значение оценочных отношений, будет называться разрешающей строкой.
На пересечении разрешающего столбца и разрешающей строки находится разрешающий элемент. Как видно из симплекс-таблицы 1 этот элемент равен 1.
Первая симплекс-таблица подвергается преобразованию, суть которого заключается в переходе к новому опорному решению.
Производим необходимые расчеты и строим следующую симплекс-таблицу 2.
Базис | Св. член | X1 | X2 | X3 | X4 | X5 | Оценочные отношения |
x3 | 50 | 0 | 10 | 1 | -15 | 0 | 50/10=5 |
x1 | 60 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | ∞ |
x5 | 80 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 80/1=1 |
L(x) | 2400 | 0 | -20 | 0 | 40 | 0 |
|
В оценочной строке еще остался отрицательный элемент, значит суточный объем производства неоптимален. Продолжаем расчеты и строим следующую симплекс-таблицу 3.
Базис | Св. член | X1 | X2 | X3 | X4 | X5 | Оценочные отношения |
x2 | 5 | 0 | 1 | 0,1 | -1,5 | 0 |
|
x1 | 60 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
|
x5 | 75 | 0 | 0 | -0,1 | 1,5 | 1 |
|
L(x) | 2500 | 0 | 0 | 2 | 10 | 0 |
|
В оценочной строке не осталось отрицательных значений, следовательно, данный суточный объем производства первой и второй моделей радиоприемников оптимален.
Получили L(x)=2500 [$/сутки], х1=60 [шт/сутки], х2=5 [шт/сутки].
Данные ответы совпадают с ответами, полученными при решении данной задачи линейного программирования графическим методом.
Заключение
Содержание линейного программирования составляют теория и методы решения задач о нахождении экстремумов функций на множествах, определяемых линейными ограничениями (равенствами и неравенствами). Линейное программирование является одним из разделов науки об исследовании операций.
Значительное число задач, возникающих в обществе, связано с управляемыми явлениями, т.е. с явлениями, регулируемыми на основе сознательно принимаемых решений. При том ограниченном объеме информации, который был доступен на ранних этапах развития общества, принималось оптимальное в некотором смысле решение на основании интуиции и опыта, а затем, с возрастанием объема информации об изучаемом явлении, - с помощью ряда прямых расчетов. Так происходило, например, создание календарных планов работы промышленных предприятий.
Совершенно иная картина возникает на современном промышленном предприятии с многосерийным и многономенклатурным производством, когда объем входной информации столь велик, что его обработка с целью принятия определенного решения невозможна без применения компьютеров. Еще большие трудности возникают в связи с задачей о принятии наилучшего решения. Проблема принятия решений в исследовании операций неразрывно связана с процессом моделирования.
Первый этап процесса моделирования состоит в построении качественной модели.
Второй этап - построение математической модели paccматриваемой проблемы. Этот этап включает также построение целевой функции, т. е. такой числовой характеристики, большему (или меньшему) значению которой соответствует лучшая ситуация с точки зрения принимающего решения. Итак, в результате этих двух этапов формируется соответствующая математическая задача.
Третий этап - исследование влияния переменных на значение целевой функции. Этот этап предусматривает владение математическим аппаратом для решения математических задач, возникающих на втором этапе процесса принятия решения.
Четвертый этап - сопоставление результатов вычислений, полученных на третьем этапе, с моделируемым объектом, т. е. экспертная проверка результатов (критерий практики). Таким образом, на этом этапе устанавливается степень адекватности модели и моделируемого объекта в пределах точности исходной информации.
Широкий класс задач управления составляют такие экстремальные задачи, в математических моделях которых условия на переменные задаются равенствами и неравенствами. Теория и методы решения этих задач как раз и составляют содержание линейного программирования.
Методы и модели линейного программирования широко применяются при оптимизации процессов во всех отраслях народного хозяйства: при разработке производственной программы предприятия, распределении ее по исполнителям, при размещении заказов между исполнителями и по временным интервалам, при определении наилучшего ассортимента выпускаемой продукции, в задачах перспективного, текущего и оперативного планирования и управления; при планировании грузопотоков, определении плана товарооборота и его распределении; в задачах развития и размещения производительных сил, баз и складов систем обращения материальных ресурсов и т.д.
На современном промышленном предприятии с многосерийным и многономенклатурным производством применение методов линейного программирования играет важную роль, т.к. помогает из множества вариантов найти оптимальный план производства и проанализировать деятельность предприятия в целом.
Список использованных источников
1. Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах. - Минск : Высшая школа, 2004.
2. А.Н. Карасев, Н.Ш. Кремер, Т.Н. Савельева «Математические методы в экономике», М., 2000.
3. Балашевич В.А. «Основы математического программирования». Мн.: Выш. шк. 2002.
4. Красс М.С. , Чупрынов Б.П. Основы математики и ее приложения в экономическом анализе. Учебник-3-е изд., -М.: Дело, 2002.
5. Кузнецов, А.Г., Новикова,Г.И., Холод.И.И. Высшая математика. Математическое программирование. - Минск: Высшая школа, 2001.
6. Т.Л. Партыкина, И.И. Попов Математические методы: учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2005. - 464 с.: ил - (профессиональное образование).
7. Хачатрян С.Р., Пинегина М.В., Буянов В.П. Методы и модели решения экономических задач. – М.: Экзамен, 2005.
2