Квадратичные формы в олимпиадных задачах

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:58, реферат

Краткое описание

Объектом исследования являются квадратичные функции.
Предмет исследования – квадратичные функции в олимпиадных задачах .
Цель работы: рассмотреть различные олимпиадные задачи с применением квадратичных функций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….2
1.Определение и свойства квадратичной функции………………………3
а) Определение, теоремы и свойства квадратичной функции……….....3
б) Утверждения о расположении корней квадратного трехчлена……11
2. Олимпиадные задачи с использованием квадратичной функции……15
Заключение…………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Содержание2.docx

— 182.38 Кб (Скачать)

 

то есть графики всех трехчленов проходят через точку (2; 4006).

Задача 6. Изображены графики трех квадратных трехчленов. Могут ли это быть трехчлены ах2 + bх + с, сх2 + ах + b, + сх + а?

Рис. 1.

Решение. Предположим, что  могут. Заметим, что значения данных трехчленов в точке х = 1 совпадают (они равны а + b + с). Но из рисунка видно, что каждые две параболы пересекаются в двух точках, причем все шесть точек пересечения различны. Пришли к противоречию.

Ответ: не могут.

 

Задача 7

Дан график функции у = х + ах + а (рис. 2). Найдите а.

Рис. 2.

Решение.

График касается оси   Ох, поэтому    , ,

т.е.  а = 2и   а =.   Отсюда а = 0 или а = 4.   Но из графика видно, что а 0.

Ответ:  а = 4.

Задача 8

Верно ли, что если квадратные уравнения + ах + b = 0 и + сх + d = 0 не    имеют    корней,    то    и    уравнение не имеет корней?

Решение.

 Способ 1.

 По условию а2 < 4b,    .    Покажем, что тогда

 

Имеем:

 

 

Способ 2.

Пусть (х) = х2 + ах + Ь.    f2 (х) = х2 + сх + d.

По условию  > 0 и f2 > 0 при всех х, так как D, < 0 и D2 < 0. Но тогда и

значит, уравнение f(х) = 0 не имеет корней.

Ответ: верно.

      Задача 9 Произведение производных двух квадратных трехчленов при всех значениях переменной больше суммы этих трехчленов. Докажите, что хотя бы один из трехчленов будет принимать и отрицательные значения.

Доказательство.

 Если х0 - абсцисса вершины параболы у = f(x), то f'(x) -линейная функция, обращающаяся в нуль при х = х0. Значит, в точке х = х0, где x0 - абсцисса вершины параболы у = , сумма данных трехчленов отрицательна (по условию). Отсюда следует, что в точке х = х0 значение по крайней мере одного из трехчленов отрицательно

Задача 10

Параболы вида у + bх + с проходят через одну точку. Докажите, что вершины всех таких парабол лежат на одной параболе.

Доказательство.

Способ 1. Пусть параболы проходят через точку О(; ). Тогда   + b + с,   откуда

Вершина каждой из данных парабол  имеет координаты    :

 

 

Значит, yb = , следовательно, вершины парабол лежат на параболе   у = хг - 2хах + (уа+ )

Замечание. Вычисления упростятся, если перенести начало координат в точку (х0; у0). Вид данных парабол при таком параллельном переносе не изменится.

Способ 2. Построим параболу П0 вида у = х2 + Ах + В с вершиной в точке О. Пусть V - вершина одной из данных парабол П. Тогда при симметрии относительно точки М - середины отрезка OV - парабола  П  переходит в параболу П0 (рис. 3) (парабола однозначно определяется вершиной и коэффициентом при х2                                                                        . Поэтому точка О, являющаяся одновременно точкой, принадлежащей параболе П, и вершиной параболы , перейдет в точку, принадлежащую параболе П0, и в вершину параболы П. Значит, вершина  V лежит на параболе П0.

 

Заключение

         

                  Рассматривая и анализируя различные источники информации, мы пришли к выводу, что задачи с применением квадратичных функций, очень часто встречаются, как на ЕГЭ, так и на вступительных экзаменах в ВУЗы, на олимпиадах по математике.

В силу вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что квадратичные функции занимают далеко не последнее  место не только в курсе математики, но и в олимпиадах по этому предмету. Поэтому данная тема в настоящее  время очень актуальна, и учащиеся должны в полной мере освоить материал по данной теме.

      В данной курсовой работе мы рассмотрели задачи на:

  • Исследование дискриминанта квадратного трехчлена
  • Применение теоремы Виета
  • Использование свойств графика квадратичной функции.

 

      Поставленные в начале работы цели и задачи выполнены. Были рассмотрены:

  • различные олимпиадные задачи с применением квадратичных функций
  • свойства квадратичных функций
  • теоремы и утверждения, помогающие при решении таких задач.

 

 

 

   Список литературы

    1. «Квадратичная функция в задачах муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике». Журнал «Математика в школе» № 9. 2010 год
    2. Г.Д. Глейзер, С.М. Саакян Алгебра и начала анализа 1995 год
    3. «К  проблеме  школьного  математического образования» журнал «Математика в школе» №3. 1988 год
    4. Г.А. Гальперин, А.К. Толпыго Московские математические олимпиады 1986 год
    5. А. Н. Колмогоров «Что такое график функции?» Физико-математический журнал «Квант» №2 1970 год
    6. В.В. Зайцев, В.В. Рыжков, М.И. Сканави Элементарная математика 1974 год

Так же использовались электронные  ресурсы:

    1. http://festival.1september.ru/articles/579417/
    2. http://parametry.narod.ru/square.html

 


Информация о работе Квадратичные формы в олимпиадных задачах