Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:51, доклад
Среди посредников выделяют следующие их виды - оптовые фирмы, дистрибьюторы, дилеры, агенты, брокеры, коммивояжеры, джобберы и т.п. Рассмотрим основные из них.
Механизм принятия решений о каналах распределения, основывается на экономической и технологической целесообразности движения товара по такому пути, чтобы принести выгоду производителю, посредникам и конечному потребителю. Если любой элемент цепочки не получит рассчитываемую выгоду, канал распределения будет неэффективен.
56 Выбор торгового посредника.
Среди посредников выделяют следующие их виды - оптовые фирмы, дистрибьюторы, дилеры, агенты, брокеры, коммивояжеры, джобберы и т.п. Рассмотрим основные из них.
Механизм принятия решений
о каналах распределения, основывается
на экономической и
Технико-экономическому анализу подвергается следующие показатели:
- определение числа возможных
посредников, исходя из
- выборы типа посредников
по юридическому и
- по какой схеме управления
организовать работу
- определение принципов
взаиморасчетов производителя
- оценка вариативности логистики распределения:
а) склад: на территории предприятия или ближе к потребителю;
б) транспорт: свой или арендуемый
Дистрибьюторы и дилеры
Эти виды посредников являются одной из разновидностей оптовых фирм, хотя часто их права по договору определены на уровне агентов.
Дистрибьюторы являются также
крупными оптовыми покупателями, имеют
свои склады и транспорт. Однако чаще
всего они не покупают товар в
полную собственность. Они имеют
различного рода скидки и льготные
условия закупки от поставщика -
товарный кредит, условия поставки
товара на консигнацию, большую отсрочку
платежа, право первой отгрузки и
т.п. Эти льготные условия они
получают в обмен на осуществление
строгой рыночной политики, запланированной
производителем на данном рынке. Дистрибьюторы
обязаны вести широкую
Чаще всего дистрибьюторы обслуживают определенные географические территории - регионы. Некоторые дистрибьюторы получают эксклюзивные права на деятельность на обслуживаемой территории, что означает отсутствие возможности у конкурентов закупать и реализовывать аналогичный товар поставщика в данном регионе.
Таким образом производитель использует дистрибьютора обычно в качестве средства популяризации своего товара и завоевания нового рынка. По мере развития данного рынка эксклюзивное право аннулируется, и товар распространяется по массовым каналам распределения.
Дистрибьютор также может
быть официальным. Официальный статус
не означает эксклюзива на реализацию.
Он лишь дает некоторые преимущества
дистрибьютору и его клиентам
в области цен, условий поставки,
сервисного обслуживания и т.п. В
каждом конкретном случае возможности
и обязанности дистрибьютора
оговорены в специальных
Дилеры в отличии от дистрибьюторов являются мелкими оптовыми покупателями, все остальные обязанности и права их схожи с дистрибьюторами. Чаще всего дилеры создаются дистрибьюторами для охвата других регионов и сегментов рынка и находятся в их непосредственном подчинении. При увеличении объемов реализации дилер может получить статус дистрибьютора, и наоборот.
Агенты
Сбытовые агенты - лица, представляющие интересы определенных производителей при сбыте их товаров Сбытовые агенты получают свое вознаграждение в виде комиссионных. Они не покупают товары в собственность, однако иногда располагают товарными запасами на условиях консигнации - оплата за реализованный товара через определенные равные периоды времени.
Различают агента производителя
и агента по сбыту. Агент производителя
продает часть продукции
Агент по сбыту - обслуживает потребителей определенной отрасли независимо от местоположения. Сбытовые операции осуществляются со склада производителя. Агенты могут быть зависимыми от поставщика и независимыми. В случае зависимости от поставщика они могут не иметь права распространять аналогичные товары поставщиков-конкурентов.
Использование сбытовых агентов
целесообразно в случае, если производитель
изготавливает один или очень
узкий ассортимент товаров с
ограниченным объемом сбыта в
каждом из районов рынка. Оптовая
фирма не будет уделять особого
внимания одному товару, имеющему ограниченный
рынок. Агент торгует не более
чем 30-тью наименованиями и более
внимательно отнесется к
Основные преимущества сбытовых агентов:
1. Сбытовые расходы невысоки - 5-6% от объема сбыта, в то время как у оптовых фирм - 13 - 25%.
2. Сбытовые агенты любого
типа полезны при выходе на
новые рынки с новым товаром.
Он имеет обширные деловые
связи и контакты и приложит
максимум усилий для
3. Качество деятельности сбытовых агентов выше, чем у оптовых фирм, поскольку уже ассортимент товаров (до 30 наименований).
К недостаткам сбытовых агентов можно отнести следующие:
1. Деятельность сбытовых
агентов не может столь же
полно контролироваться как
2. Отсутствует гибкость
в ситуации, когда обстановка
требует конкуренции по
3. При значительном объеме
продаж, стоимость реализации через
агента плюс расходы на
4. Агент, который обслуживает
несколько поставщиков служит
объектом конкуренции
5. Агенты чаще всего не могут оказать услуги по послепродажному обслуживанию, поскольку не имеют своих мощностей.
Сбытовые агенты работают
на основе заключения агентских соглашений
- это соглашения, заключаемые между
фирмой и ее торговым агентом на
неопределенное время с правом расторгнуть
их в оговоренные сроки. Различают
соглашения по объему прав и обязанностей
сторон. Выделяют также соглашения
с предоставлением
Брокеры и комиссионеры
Это разновидности сбытовых агентов. Комиссионер действует как агент производителя, продает товар на условиях консигнации, то есть не гарантирует сбыт и работает без контракта.
Брокер является лицом, которое самостоятельно или от брокерской конторы работает на бирже, где по заказу производителя реализует часть продукции. Продукция для допуска к обращению на бирже должна удовлетворять определенным требованиям, а именно иметь сортность и стандарт, принятый в торговле.
Использование того или иного посредника может также зависеть и от вида распрастраняемого товара. Так, например, обычно запасные части к машинам распрастраняют через широкую сеть агентов, имеющих складские помещения, что позволяет обеспечвать выполнение заявок иностранных фирм в довольно сжатые сроки.