Всемирная торговая организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

История ВТО.Основные принципы.Вступление России в ВТО

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………2

1 История ВТО……………………………………………………………………………..3

2 Задачи и функции ВТО………………………………………………………………….4

3 Основные соглашения и принципы ВТО………………………………………………6

4 Организационная структура ВТО……………………………………………………....8

5 Россия и ВТО…………………………………………………………………………….9

6 Условия присоединения……………………………………………………………......11

7 Критика вступления России в ВТО…………………………………………………....12

8 Преимущества торговой системы ВТО………………………………………………..12

9 Выгоды ВТО для потребителей………………………………………………………..12

10 Выгоды ВТО для экономики страны в целом……………………………………….13

11 Выгода системы ВТО для взаимоотношений между странами…………………….15

Список использованной литературы……………………………………………….……17

Файлы: 1 файл

!!ВТО.docx

— 45.24 Кб (Скачать)

 Два фундаментальных  принципа ГАТТ – это недискриминация и обеспечение доступа на рынок.

 Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.

 Доступ на рынок  обеспечивается, помимо применения  РНБ и национального режима, также  путем отмены количественных  ограничений импорта в пользу  таможенных тарифов, которые являются  более эффективным средством  регулирования товарооборота, а  также гласностью и прозрачностью  в вопросах торговых режимов  стран-участниц.

Услуги. Принципы более свободного экспорта и импорта услуг, независимо от способа их поставки, будь то трансграничная торговля, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие или присутствие  физических лиц, - были впервые документально  закреплены в новом Генеральном  соглашении о торговле услугами (ГАТС). Однако в силу специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования  и национальный режим применяются  здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны. Аналогично, отмена количественных квот носит выборочный характер, решения  о ней принимаются в ходе переговоров.

 Члены ВТО берут  на себя индивидуальные обязательства  в рамках ГАТС, в которых они  заявляют, какие из секторов услуг  и в какой степени они готовы  открыть для иностранной конкуренции.

Интеллектуальная собственность. Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) представляет собой свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых  оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций. Под “интеллектуальной собственностью” понимаются авторские права, торговые марки, географические названия, используемые для наименования товаров, промышленные образцы (дизайны), топологии интегральных микросхем и нераскрытая информация, например, торговые секреты.

Разрешение споров. Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, предусматривает  создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия  в ходе консультаций. Если это не удается, они могут следовать  четко отлаженной поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность  решения вопросов группой экспертов  и дает возможность подавать апелляцию  на данные решения с соответствующим  правовым обоснованием. О доверии  к данной системе свидетельствует  количество споров, которые выносились в ВТО: 167 дел к марту 1999 г. в  сравнении с 300 делами, которые были рассмотрены в течение всего  периода существования ГАТТ (1947-94 гг.)

Обзор политики. Задача механизма  обзора торговой политики заключается  в усилении прозрачности, в разъяснении  торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения. Политика всех стран-членов ВТО подвергается регулярному “рассмотрению”; в  каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей  страны и Секретариата ВТО. С 1995 года был произведен обзор политики 45 стран – членов организации.

 

 

Организационная структура ВТО

Официальным высшим органом  организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два  года. За время существования ВТО  было проведено шесть таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны  противников глобализации. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением  ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит  еще несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет  по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество  других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО  информацией о развивающихся  странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д.

Во главе организации  стоит Генеральный Директор с  соответствующим подчиненным ему  секретариатом.

 

Комиссия  по урегулированию споров

 

Одним из важнейших инструментов урегулирования возникающих между  государствами-участниками споров в рамках ВТО является Комиссия по урегулированию споров (DSB) — квазисудебный орган, призванный беспристрастно и быстро разрешать разногласия между сторонами. За истекшие после основания ВТО годы Комиссия была вынуждена много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными государствами-участниками ВТО. Многие решения Комиссии за истекшие годы воспринимаются неоднозначно. Большую озабоченность у активистов защиты окружающей среды вызывает, например, чрезмерная торговля между странами в ущерб интересам окружающей среды[источник не указан 191 день].

 

Отдельные решения

 

Некоторые решения Комиссии по Урегулированию Споров Всемирной  Торговой Организации, вызвавшие большой  общественный резонанс:

Решение 1992 года в рамках ГАТТ в отношении закона США, регулирующего  импорт тунца. Американский закон о  защите морских млекопитающих запрещал импорт рыбы, выловленной с применением  определенного вида сетей, при применении которого гибли дельфины. Закон применялся как к американским, так и к  иностранным продавцам рыбы и по мнению правительства США ставил перед собой «легитимную цель» защиты окружающей среды. Мексика, как страна, в которой применялся этот способ ловли тунца подала жалобу на этот закон, аргументируя тем, что он нарушает соглашения о свободной торговле и представляет собой запрещенное в рамках ГАТТ нетарифное ограничение. Предшественник Комиссии действительно признал этот закон не соответствующим нормам свободной торговли и указал на то, что американское правительство хотя и преследовало оспариваемым запретом легитимную цель защиты дельфинов, однако эта цель могла быть достигнута другими, не ущемляющими другие страны методами. Tuna/Dolphin Case I (англ.)

Похожий спор по отношению  к закону, запрещавшему импорт креветок в США, выловленных методом, опасным  для морских черепах был вынесен  на рассмотрение Комиссии уже в рамках ВТО в 2000 году. Азиатские страны (Индия, Пакистан, Малайзия и Таиланд), использовавшие этот метод ловли придерживались мнения о том, что подобные ограничения  импорта в США являются ничем  иным как «зеленым протекционизмом», за которым на самом деле стоит  желание развитых стран ограничить ввоз дешевого импорта, а экологические  обоснования являются всего лишь предлогом. Рассматривая это дело Комиссия хотя и признала в мотивировочной части своего решения возможность того, что меры по охране окружающей среды могут теоретически являться легитимной причиной для ограничения импорта определенных товаров, однако в конкретном случае закон о запрете ввоза креветок по ее мнению не соответствует нормам ВТО и США предписывается его отменить. Shrimp/Turtle Case (англ.)

Основную часть торговых споров в рамках ВТО составляют споры  между крупнейшими субъектами международной  торговли — Европейским союзом и  США. Так, например, получил широкую  огласку конфликт относительно введенных  США в марте 2002 года высоких пошлин на импорт европейской стали с  целью поддержки американской сталелитейной  отрасли. Европейский союз расценил это как запрещенную нормами  ВТО дискриминацию и оспорил  эти меры жалобой в Комиссию, которая  признала меры по защите американского  рынка нарушающими правила ВТО. США вынуждены были отменить дискриминационные  пошлины..

 

Россия  и ВТО

 

В 1986 году СССР обратился  с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.

В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой  о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.

Наиболее трудные  переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после  того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

Вступление России во Всемирную торговую организацию  постоянно откладывается ещё  и из-за необходимости подготовки к членству в ВТО и снижения потерь от присоединения. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран  задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жёстком регулировании своих экономик.

«Задачи, которые  сейчас стоят перед экономикой: и  экономический рост, и повышение  конкурентоспособности, и подготовка к конкуренции в условиях предстоящего вступления в ВТО — останутся  только благими пожеланиями, если не будут опираться на соответствующие  экономические и финансовые механизмы. Банковская система должна играть при этом важнейшую роль — и в инвестициях, и в экономическом росте. Однако нельзя забывать, что по своим активам и капиталу вся отечественная банковская система в разы меньше одного любого крупного иностранного банка, поэтому если мы действительно хотим конкурировать на равных и динамично развиваться, то такие перекосы нужно постепенно устранять…»[5]. Михаила Ершов, Февраль 2004 года.

В июне 2009 года на заседании  межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России Путин В. В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. В ВТО, согласно Договору о создании ВТО (WTO Agreement) могут вступать как страны, так и отдельные таможенные территории[6] (так, ЕС является членом ВТО, как и все страны по отдельности, входящие в его состав). 21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях. Это позволит и вступить в ВТО, и сохранить Таможенный союз.

5 октября 2010 года  пресс-спикер президента Грузии  заявила, что позиция Грузии  по вопросу вступления России  во Всемирную торговую организацию  остается «неизменной» и она  не сможет поддержать это решение  «до тех пор, пока не будут  выполнены те условия, которые  выдвигают власти Грузии, в том  числе, это касается темы таможенно-пропускных пунктов и целого спектра тех вопросов и проблем, которые существуют между Грузией и Россией». Основным требованием Грузии в связи с принятием России в ВТО было то, чтобы были легализованы два нелегальных по мнению Грузии пограничных КПП в конфликтных зонах Грузии — «Псоу» (Абхазия) и Роки-Нижний Заромаг (Цхинвальский регион). В то же время агентство «Рейтер» передает, что на форуме Международного экономического альянса 22 сентября в Нью-Йорке, в беседе с инвесторами и представителями правительственных кругов президент Михаил Саакашвили заявил, что Грузия не является единственным препятствующим фактором на пути принятия Российской Федерации в ВТО: «Между ними (ВТО) и Россией существует много вопросов» — заявил Михаил Саакашвили — «Таким образом, не только мы остались, и вы должны предоставить нам определенное время, пока мы станем последними… Возможно мы и не станем последними. Именно сейчас стоит огромная очередь стран»[7].

7 декабря 2010 года  в Брюсселе прошел саммит Россия—ЕС.  Накануне саммита глава Министерства  экономического развития РФ Эльвира  Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт подписали меморандум о завершении переговоров по вступлению России в ВТО. В документе отмечается, что стороны сняли все проблемные вопросы. В том числе по урегулированию российских экспортных пошлин на лес. Россия отказалась от планов их повышения со следующего года, а после вступления в ВТО пообещала и вовсе снизить[8].

К концу октября 2011 года при посредничестве Швейцарии  текст договора между Россией  и Грузией был согласован, и 31 октября 2011 года помощник президента России Аркадий Дворкович выразил уверенность, что Россия присоединится к ВТО 15 декабря 2011 года[9]. 4 ноября появились сведения о том, что Украина может отозвать свое согласие на вступление России в ВТО[10]. 9 ноября Грузия и Россия при посредничестве Швейцарии подписали соглашение о вступлении России в ВТО[11]. Со слов российской стороны в соответствии с этим соглашением аудит данных о торговле на границе Абхазии и Южной Осетии будет осуществлять независимая компания, которая также будет оказывать содействие российским и грузинским таможенным службам[12]. 10 ноября было заседание рабочей группы в ходе работы которой был подготовлен окончательный доклад о принятии России в ВТО. Подготовив всю документарную часть, комиссия объявила об окончании своей работы и о самороспуске.[источник не указан 16 дней] 15 декабря уже может быть принято решение о вступлении в данную организацию[13].

 

Условия присоединения

 

В декабре 2006 года была опубликована подробная информация об основных результатах переговоров, где приведены как сведения по важнейшим товарным позициям, так  и консолидированные данные по остальным. Результаты по всем тысячам позиций  опубликованы на английском языке. До этого переговоры велись в закрытом режиме, что является обычной практикой  для переговоров по экономическим  вопросам, включая ВТО.

В течение первого  года после вступления ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены  переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские  товары, массово производящиеся в  России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины  на компьютеры и элементную базу, снижены  пошлины на бытовую электронику  и электротехнику, лекарства, технологическое  и научное оборудование. Государство  сможет оказывать сельскому хозяйству  помощь на сумму не более 9 млрд долл. в год (сейчас объём помощи составляет 3,5 млрд долл. в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).

Информация о работе Всемирная торговая организация