Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:39, реферат
Индустрия туризма является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Согласно данным ВТО, в последние двадцать лет среднегодовые темпы роста иностранного туризма составили 5,1 %, а среднегодовые темпы роста валютных поступлений от международного туризма -14 %; в 1993 г. международных туристских прибытий было 576 млн чел., а поступления от международного туризма достигли 372 млрд долл. США. К 2010 г.
Введение
Предпосылки формирования и развития маркетинга в России
Заключение
Список использованной литературы
Министерство
образования и науки РФ
Федеральное
агентство по образованию «Алтайский
государственный технический университет
им. И. И. Ползунова» ИИО КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА по дисциплине
«Маркетинг в СКС и Т» тема:
«Предпосылки формирования
и развития маркетинга
в России» Выполнил:
ст. гр. А(з)-СКС-61 Кравцова А.Ю. Проверил:
Биттер Н.В. с. Алтайское, 2009 |
ПланВведение Предпосылки формирования и развития маркетинга в России Заключение Список использованной
литературы Введение Индустрия туризма является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Согласно данным ВТО, в последние двадцать лет среднегодовые темпы роста иностранного туризма составили 5,1 %, а среднегодовые темпы роста валютных поступлений от международного туризма -14 %; в 1993 г. международных туристских прибытий было 576 млн чел., а поступления от международного туризма достигли 372 млрд долл. США. К 2010 г. количество международных поездок предположительно возрастет до 937 млн1. Многие высокоразвитые страны, такие как Швейцария, Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма. В западных странах туризм признается доходной отраслью хозяйства, находящей поддержку государства. В России туризм пока не воспринимается полноправным сегментом экономики и предметом научного анализа. Российская туристская индустрия переживает период своего становления как самостоятельный сектор хозяйствования. С каждым годом увеличивается потребность в квалифицированных кадрах в области туризма, возникают многочисленные высшие учебные заведения и курсы повышения квалификации, готовящие кадры туризма. В условиях быстроразвивающегося рынка туризма России важную роль играют маркетинговые мероприятия: исследования, стратегия и планирование. В туризме (как в России, так на европейских рынках) маркетингу уделяется недостаточно внимания, так как предприниматели в основном сориентированы на практику и действуют в соответствии с имеющимся у них опытом. Важнейшей причиной такого положения вещей является и тот факт, что большинство туристских предприятий до недавних пор могли без особых усилий и маркетинговых исследований постоянно увеличивать и расширять клиенту и объемы производства туристских услуг. Экстенсивный рос спроса на туруслуги в России, обусловленный огромным количественным потенциалом, высоким уровнем образования населения, готовностью расходовать деньги на отдых и традиционной щедростью русских туристов во время отдыха в недалеко прошлом не являлись стимулами в активизации маркетинговой деятельности предприятий туризма. Вместе с тем индивидуализация потребительского спроса использование как массово-стандартизованного, так и дифференцированного предложения туристских товаров и услуг, концентрация капитала и технологические процессы в индустрии туризма обусловливают необходимость усиления внимания к проблемам маркетинговых исследований, стратегий и планирования. В России такая практика начала развиваться в канун XXI века, особенно в наиболее развитых географических районах, например в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде.
Однако в отличие от маркетинга многих
товаров массового потребления маркетинг
в туризме имеет свои специфические особенности,
возникающие прежде всего из-за специфического
характера туристских услуг. Предпосылки
формирования и развития
маркетинга в России
Говоря о современном рынке маркетинговых услуг следует сказать о стадии и особенностях развития маркетинга в России, а также об определяющем его современное развитие явлении - проникновении в Российские регионы фирм национального масштаба. Для российской экономики начало 90-х гг. стало переломным моментом, поскольку этот период тесно связан с отказом от старых административно-командных форм хозяйствования и переходом к новым, рыночным формам. В связи с этим перед отечественными предприятиями встали проблемы, от решения которых во многом зависит эффективность как их непосредственной деятельности, так и всей экономики страны. Изменение форм собственности,
перестройка системы управления
промышленностью привели к Движение России к рыночной экономике и выход товаропроизводителей на международные рынки потребовали тщательного изучения зарубежного опыта и использования наиболее приемлемых для нашей страны его элементов. Как показывает мировая практика, для сферы маркетинга характерны различные направления деятельности:
Как видно из приведенного перечня, маркетинг охватывает практически весь цикл движения товара: от начала его разработки и до момента потребления. В соответствии с характером спроса различают несколько типов маркетинга:
В России, как уже отмечалось, переход от административно-командной, централизованной экономики к рыночному механизму потребовал поиска новых форм взаимоотношений между участниками производства. Одной из них стал маркетинг, позволивший в кратчайший срок заменить жесткую плановую систему, наладить эффективные связи между производителями и потребителями, получать важную информацию о покупательских запросах и формировать на ее основе производственные программы, доводить продукцию до потребителя, избегая потерь, связанных с незаинтересованностью покупателей в предлагаемом товаре, выявить сильные и слабые стороны предприятий и фирм, чтобы развивать одни и исключить другие. Со всей определенностью
можно утверждать, что маркетинг
в области формирования производственных
программ оказался более эффективным,
чем разрабатывавшиеся в Роль маркетинга в российской экономике возрастает по мере развития научно-технического прогресса. Несмотря на то что отечественный рынок остается еще неразвитым и ему присущи такие негативные черты, как невысокий уровень инфраструктуры, низкое качество продукции и высокие цены, отсутствие развитого конкурентного пространства, определенные сдвиги в этой области, несомненно, есть. Следует принять во внимание и общий уровень развития промышленности России. В этих условиях не представляется возможным слепое копирование зарубежного опыта и простой перенос его на российскую почву. Маркетинговая деятельность в нашей стране имеет свои характерные особенности. На внутреннем рынке
отечественные предприятия (фирмы)
нередко строят стратегию маркетинга
на уже имеющемся у предприятия
товаре. И в этом случае не требуется
особых затрат на «проталкивание» товара
к потребителю, связанных со сложной
рекламной деятельностью, персональными
скидками, стимулированием искусственного
морального старения используемой продукции.
Реклама чаще всего носит исключительно
информационный характер, поскольку
подстегивание спроса может привести
к обратному эффекту (здесь следует
учитывать российский менталитет).
Однако представления руководителей
некоторых предприятий о Высокие цены и необходимость
продавать товар низкого Таким образом, попытки
отечественных предприятий Все вышесказанное
означает, что в настоящее время
российским специалистам следует усиленно
развивать маркетинг в сфере
технологий, изучать цикл их развития,
выявляя тот период времени, когда
необходимо переходить к более совершенным
технологиям. Данный тип маркетинговой
деятельности требует серьезных
усилий как в сфере научно- Такой подход позволит российским фирмам и предприятиям, даже при том условии, что они мало известны иностранным покупателям, создать базу для проникновения на западные рынки при сохранении прочных позиций и на национальном рынке. Открытие внутреннего рынка для зарубежных компаний и их инвестиций создаст существенные трудности тем производителям, которые имеют слаборазвитое производство и низкие качественные показатели продукции. Учитывая малую престижность российских производителей продукции внутри страны, вполне естественно ожидать, что покупатели при всех прочих равных условиях (качество, цены, уровень обслуживания) отдадут предпочтение западным технологиям, оборудованию и потребительским товарам. Следовательно, только
более высокий уровень Кроме маркетинга, связанного
с управлением циклами Кроме того, ремаркетинг
способствует высвобождению определенной
доли производственных мощностей. Данный
момент имеет немаловажное значение.
Резервы предприятия – это
залог постоянной модернизации производства,
планового ремонта Пожалуй, самой слабой стороной коммерческой и производственной деятельности отечественных предприятий является их оторванность от непосредственных потребителей. Фактически детально не изучается состояние спроса на внутреннем рынке, а в производственные и исследовательские программы не включаются итоги анализа изменений конъюнктуры, в связи с чем значительно возрастает риск коммерческой неудачи при реализации вновь созданной продукции. В организационном
плане отечественным Что касается методов маркетинговой деятельности по изучению потребностей покупателей, то здесь вполне можно использовать некоторый опыт зарубежных компаний. В первую очередь это так называемый «телефонный маркетинг». Суть его сводится к созданию системы телефонного интервьюирования, когда у потребителей целенаправленно выясняются их пожелания по улучшению старых товаров или созданию новых. В Англии, например, ежемесячно проводится около 14 тыс. опросов потребителей. В США около 70% потребителей, как отмечают зарубежные специалисты, предпочитает на вопросы, связанные с изучением рынка, отвечать по телефону в отличие, скажем, от исследований при помощи анкет. Прямой «телефонный маркетинг» дополняется также «свободными» телефонами, снабженными системой автоматической записи, которые устанавливаются в отделах изучения спроса тех или иных корпораций. Основное их назначение – сбор сведений о всех недостатках продукции, выявленных в процессе эксплуатации, а также получение информации о предложениях по дальнейшему совершенствованию продукции. «Свободные» телефоны должны принимать информацию из любых городов за счет предприятия. Тем самым оно получит возможность быстро выявить все слабые места собственных товаров, охватив значительную долю пользователей, а также наметить пути модернизации продукции. Соблюдая интересы потребителей, производственные объединения обеспечат себе гарантию от провала на рынках сбыта. На западных рынках
отечественные предприятия Исследование рынка и изменения потребительского спроса можно осуществлять при помощи проведения опросов и анкетирования потребителей. Цель опросов та же – получение различной информации о качестве товаров и услуг, обслуживания, сервиса, ремонта и т.п. Условием проведения активной практической деятельности по изучению рынков сбыта посредством анкетирования становится появление мощных средств вычислительной техники. Данная система хорошо развита в индустриальных странах. Важным аспектом маркетинговой деятельности по изучению рынков является постоянная связь с клиентами. В западных компаниях эта связь осуществляется в форме составления и заключения индивидуальных договоров с пользователями продукцией. Так, например, филиал фирмы «Кадиллак» заключил контракты с определенной частью владельцев выпускаемых им автомобилей с целью получения от последних замечаний и пожеланий. В отличие от системы телефонных опросов и опросов при помощи анкетирования индивидуальные контракты имеют определенные преимущества: информация о замечаниях получается более подробной и качественной, поэтому фирмы могут выяснить обстоятельства, при которых возникают неполадки. Сочетание таких маркетинговых форм, как «прямой телефонный» маркетинг, «свободные» телефоны, опросы путем анкетирования и заключение индивидуальных договоров с потребителями, позволяет добиться двух необходимых факторов в изучении потребительского спроса – высокой степени охвата производственных потребителей и населения, а также глубины и качества получаемой информации. Важным аспектом
в маркетинге по исследованию потребностей
и запросов потребителей являются мероприятия,
направленные на активизацию покупателей.
Для того чтобы получить требуемую
информацию о претензиях и пожеланиях,
необходимо показать потребителям заинтересованность
в этом предприятии, а также сообщить,
каким образом они могут Хороших результатов
в проведении работы по сбору информации
о настроениях покупателей Как ранее упоминалось,
в задачи маркетинга входит формирование
производственных программ, учитывающих
потребности рынка. В связи с
этим возникает вопрос о материальной
базе успешной деятельности компаний
по реализации своей продукции. Положительных
результатов можно достигнуть, лишь
предлагая покупателям Кроме того, основой
основ производства высококачественных
и разнообразных товаров Реализация Важнейшим, без преувеличения, элементом маркетинга является реклама, которая выполняет функцию информатора об имеющейся продукции. Сейчас перед российскими производителями стоит существенная задача, в соответствии с которой отечественные товары должны не уступать зарубежным в престижности. В представлении массового потребителя под давлением скудного ассортимента некачественной отечественной продукции сложился имидж о безусловном превосходстве импортных товаров (это свойственно как потребителям, так и производственникам). Происходит это даже тогда, когда в реальности отечественная продукция превосходит иностранные аналоги по таким параметрам, как цена и качество. Представляется Заключение В заключение перечислим основные направления развития отечественного маркетинга:
Что касается индустрии туризма, современная концепция маркетинга в туризме требует учета целостного и всеобъемлющего характера туристского бизнеса. Для реализации такой концепции необходима разработка механизма координации маркетинга различных организаций в сфере туризма. Успех развития туризма напрямую зависит от уровня государственной поддержки этой отрасли. В условиях кризиса маркетинговые мероприятия на федеральном уровне должны быть направлены на стимулирование развития внутреннего и въездного туризма. Опыт крупнейших российских туроператоров показал, что правильная стратегия и эффективная маркетинговая программа позволяют фирме определить целевые рынки, выбрать постоянных надежных партнеров, существенно увеличить объем продаж, долю рынка. Самым распространенным методом проведения исследований в работе значительной части российских туристских организаций является кабинетное исследование. Необходимо более эффективное проведение исследований на научной основе. Для проведения наиболее глубоких комплексных исследований надо приглашать специалистов или создавать собственный маркетинговый отдел с квалифицированным персоналом. Малым и средним туроператорам целесообразно объединиться для проведения совместных маркетинговых мероприятий и исследования рынка в целях снижения расходов на привлечение специалистов-маркетологов и специализированных маркетинговых компаний. Специфический характер маркетинга на туристском рынке России определен тем фактором, что преобладающее количество российских туроператоров ограничивает свои маркетинговые мероприятия проведением рекламных кампаний в основном в виде рекламы в печати. Необходимо разнообразие форм рекламной деятельности. Туристский маркетинг
должен быть адресован не только конечным
потребителям - туристам, но и промежуточным
инстанциям - турагентствам, партнерам,
общественным туристским объединениям,
государственным органам по регулированию
туризма. |
|
|
Список использованной литературы:
|