Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 08:56, реферат
Одна из основных проблем, с которой сталкивается современная компания, — организация и поддержание жизнеспособного бизнеса в условиях стремительно меняющегося рынка и деловой среды. В 1950-х гг. полагали, что ключ к ее решению — повышение эффективности производства. В 1960-1970-х гг. в основе роста и увеличения прибыли компаний лежали процессы активных слияний и поглощений и реализация программ диверсификации. Именно тогда родилась концепция управления компанией на принципах инвестиционного портфеля, куда «добавляются» перспективные и откуда «изымаются» умирающие направления бизнеса. В 1980-е гг. компании «вернулись к своим баранам» и сконцентрировались на хорошо знакомых им направлениях деятельности. В консультационной компании Артура Литтла были разработаны модельные характеристики высокоэффективного бизнеса, включающие четыре ключевых фактора успеха: заинтересованные группы, рабочие процессы, ресурсы и организацию.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Общие понятия планирования маркетинга ..…………………………….5
1.1 Принципы планирования маркетинга ……………………….………...…. 11
1.2 Основные задачи планирования маркетинга ……………………………...12
2. Бизнес – план в системе планирования……………………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
Например,
в 1975 г. компания "Серрс-Рабек" осуществила
разработку программ маркетинга до 2000
г. Естественно, что удлинение планового
периода снижает степень
Как правило, краткосрочные планы маркетинга составляются на годовой период и в отличие от перспективных бывают в высшей степени детализированными, т.е. подробно отражают номенклатуру товаров, объем их производства, цены, издержки, методы стимулировать их сбыта, формы послепродажного обслуживания покупателей и т.п. На основе такого плана управляющий компанией по маркетингу осуществляет контроль за производственной и сбытовой деятельностью компании, а также за динамикой рыночной конъюнктуры. Временной период маркетинговых планов, разработанных на годовой основе, обычно совпадает со сроком разработки финансовых планов и бюджетов компании. Там, где финансовый год компании начинается с января, разработка маркетинговых планов начинается в начале сентября. Утверждаются эти планы до конца года.
С традиционной,
единой для всех пятилетней периодичностью
должна собираться только отчетная информация,
дающая возможность получить картину
социально-экономического развития страны
и отдельных элементов народнохозяйственной
системы за временные периоды, кратные
пяти годам. Единый, обязательный для всех
пятилетний горизонт планирования противоречит
как общим концепциям планирования в условиях
рыночных отношений, так и принципам маркетинговой
деятельности.
1.1 Принципы планирования маркетинга
Обобщая вышеизложенное, можно выделить несколько принципов, которые следует использовать отечественным предприятиям при планировании своей маркетинговой деятельности.
1. Системный
подход к планированию. План предприятия
— это система, объединяющая
ряд взаимосвязанных планов, одним
из которых является план
2. Разнообразие видов предприятий, их целей и задач, выпускаемой продукции (услуг) порождает разнообразие подходов к организации планирования маркетинговой деятельности.
3. Многовариантный
ситуационный характер
4. Динамичный,
непрерывный характер
5. Наличие
понимаемой всеми принимающими
участие в планировании
Планирование в
маркетинге решает следующие основные
задачи:
* определяет цели, основные принципы и
критерии оценки самого процесса планирования
(например, дифференциация товаров в зависимости
от выбранных сегментов рынка, комплексное
планирование рыночной стратегии, определение
объемов и сроков финансирования в зависимости
от маркетинговых целей);
* задает структуру и резервы планов, их
взаимную связь (например, увязывает планы
реализации товара по отдельным сегментам
рынка, претворяет в жизнь комплексную
рыночную стратегию, сбытовую и производственную
деятельность региональных отделений
и филиалов);
* устанавливает исходные данные для планирования
(состояние и перспективы развития рынка,
существующие и будущие потребности конечных
пользователей продукции предприятия,
прогноз изменений товарной структуры
рынков и т.п.);
* определяет общую организацию процесса
и рамки планирования (уровень компетенции
и ответственности управляющих, права
и обязанности организационно-структурных
подразделений предприятия и т.п.).
Вначале рекомендуется провести анализ
перспектив предприятия, т.е. выяснить
неблагоприятные тенденции, опасные зоны
предпринимательства, установить, где
предприятие может иметь наилучшие шансы
для развития, оценить возможность появления
различных чрезвычайных ситуаций, которые
могут оказать воздействие на выбранную
линию развития. Удачное определение перспектив
позволяет предотвратить выход фактических
результатов деятельности за пределы
оцененного диапазона развития.
Второй шаг в системе стратегического
планирования - анализ позиций предприятия
в конкурентной борьбе, определение необходимых
для улучшения положения предприятия
действий путем совершенствования товара
и т.д., выбор наиболее эффективных стратегий.
Анализ общей конкурентоспособности может
показать, что некоторые направления деятельности
не имеют хорошей перспективы и от них
следует отказаться. В связи с этим рекомендуется
сделать третий шаг, а именно, применить
метод выбора стратегии путем сравнения
ожидаемых результатов в различных направлениях
деятельности, установить приоритеты
и распределить имеющиеся ресурсы, чтобы
обеспечить реализацию таких стратегических
линий, которые сулят наибольший коммерческий
успех.
Естественно предположить, что предприятие,
оценив результаты своей деятельности
в перспективе и посчитав их вполне удовлетворительными,
с точки зрения своих целей, может ограничиться
имеющимся в его распоряжении потенциалом
и сегодняшними возможностями (финансы,
кадры, конкурентоспособность товара
на внутреннем и внешних рынках, уровень
развития НИОКР и т.п.). В этом случае процесс
стратегического планирования и связанные
с ним анализ внешней Среды и прогнозирование
ее возможного развития может быть прекращен,
руководящее звено предприятия переходит
к разработке конкретных программ и бюджета.
Однако во многих случаях оказывается,
что предприятие не в состоянии планировать
свое будущее на основе нынешних возможностей
и имеющегося потенциала развития. Чаще
всего это связано с тем, что сложившиеся
направления товарной политики не соответствуют
стратегическим целям, особенно в плане
перспектив НТП. Тогда необходимо оценить
возможные пути диверсификации направлений
деятельности, чтобы определить новые,
более эффективные виды деятельности,
к которым следует перейти.
При оперативном планировании ближайшие
цели предприятия трансформируются в
текущие программы действия, бюджеты и
планы прибылей, которые доводятся до
каждого подразделения предприятия; по
каждому подразделению устанавливается
оперативный контроль за их исполнением.
Текущие программы и бюджеты вместе с
планом прибылей служат ориентиром для
оперативных подразделений в работе по
обеспечению рентабельности текущих операций.
Более сложной задачей представляется
формирование стратегических программ,
бюджетов и планов прибылей, в которые
должны быть заложены основы будущей рентабельности
планируемых операций.
За последнее время у нас в стране возник повышенный интерес разработке бизнес-планов отдельных организаций и предприятий. Однако в публикациях по данному вопросу практически не рассматриваются вопросы определения места бизнес-плана в системе планирования предприятия, его связи с другими планами предприятия. Хотя для малых предприятий может разрабатываться тол один бизнес-план, для большинства предприятий бизнес-план только один из планов их производственно - хозяйственной и сбытовой деятельности.
Можно рекомендовать разработку двух бизнес-планов. Первый составляется для тех, кто может занять вам деньги или вложить их в ваш бизнес. Этот план призван вызвать у инвестора уверенность, что приводимые прогнозы реалистичны, а цели достижимы. Второй план — дня самого предприятия. Этот план является более детальным и более объективно и откровенно описывает текущее состояние и открывающиеся возможности. Он помогает осуществлять контроль за деятельностью предприятия, сравнивать текущую деятельность с прогнозами и объяснять различия.
Составляют
бизнес-план обычно сотрудники данного
предприятия при методической помощи
и участии экспертов-
Большинство компаний видят основную цель маркетинговых концепций скорее в удовлетворении потребностей потребителей, нежели в увеличении производства товаров и услуг. Современные бизнес-планы в большей степени ориентированы на клиентов и конкуренцию, хорошо обоснованы и реалистичны. В разработке планов участвуют все функциональные подразделения компании. Менеджеры по маркетингу воспринимают себя скорее как профессиональных управленцев и только , потом как узких специалистов. Участие высшего управленческого звена в разработке маркетинговых планов постоянно расширяется. Планирование превращается в непрерывный процесс, направленный на соответствие действий компании быстро меняющимся условиям рынка.
Названия маркетинговых планов обычно варьируются: «Бизнес-план», «Маркетинговый план», иногда — «Операционный план». Большинство маркетинговых планов рассчитаны на один год (иногда на несколько лет). Планы различаются по своему объему — они содержат от 10 до 50 страниц. Некоторые компании подходят к разработке планов очень серьезно, другие рассматривают их как руководство к действию. По мнению менеджеров по маркетингу, наиболее распространенными недостатками маркетинговых планов являются их нереалистичность, недостаточный анализ конкуренции и ориентация на краткосрочные результаты.
Компания должна сопоставлять показатели потенциальных покупателей её продукции, определять основных конкурентов, взять на заметку новые достижения в области технологии, новые законы, постановления и стандарты, которые могут повлиять на характеристики оборудования и маркетинг, проанализировать свое финансовое положение и состояние каналов распределения выпускаемой продукции. Обобщая сказанное, компания должна постоянно отслеживать основные факторы макросреды (демографические, экономические, технологические, социальные, культурные), а также моменты микросреды (клиентура, конкуренты, каналы распределения, поставщики),которые влияют на возможности получения прибыли.
Высокоэффективные
компании стремятся соответствовать
или превзойти ожидания заинтересованных
групп, координируют рабочие процессы,
эффективно используют внутренние и внешние
источники ресурсов; организационная
культура таких компаний ориентирована
на успех.
Список использованной литературы
1. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. / Е.П. Голубков - М., «Издательство «Дело» - 1995
2. Маркетинг. Словарь. / Голубков Е.П. - М., Экономика - Дело, 1994
3. Основы маркетинга. / Ф. Котлер / - М., издательство «Прогресс» - 1991 г.
4. Проблемы планирования и управления. Опыт системных исследований / Под ред. Голубкова Е.П. - М., Экономика, 1987 г.
5. Современный маркетинг / под. Ред. В.Е. Хруцкого - М., Финансы и статистика - 1991 г.
6. Какое принять решение? Практикум хозяйствования. / Голубков Е.П. / - М., Экономика, 1990 г.
7. Формула успеха: маркетинг. Завьялов П.С., Демидов В.Е. - М., Международные отношения, 1988 г.