Транснациональные организации: сущность, организации и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 07:25, курсовая работа

Краткое описание

Возникновение в 60-е гг. транснационального капитала показало, что эта точка зрения была исторически ограничена. Важнейшей формой монополии стала не отдельная государственная монополия, а современная транснациональная корпорация (ТНК), представляющая собой высшую форму обобществления капиталистического производства.

Оглавление

Введение__________________________________________________3
1. Экономическая стратегия. Экономическая политика ТНК: _____6
производство и рынок
2. Виды международных корпораций и их отличительные черты__10
2.1 Отличительные черты международной корпорации__________11
2.2 Причины возникновения международной корпорации________12
2.3 Разновидности международных корпораций________________13
2.4 Эволюция международных корпораций____________________15
3. Основные особенности развития транснациональных
корпораций и направления их деятельности__________________21
3.1 Неакционерные формы
экспансии транснациональных корпораций__________________23
3.2 Особенности взаимодействия
развивающихся стран с ТНК______________________________26
Заключение______________________________________________28
Список литературы________________________________________31

Файлы: 1 файл

1.doc

— 530.50 Кб (Скачать)

     Критически  важный момент хозяйственной политики ТНК - достижение такого уровня потребительских  характеристик предлагаемой продукции, который соответствует требованиям  данного региона сбыта. Нередко случается, что даже новые товары, доказавшие свою конкурентоспособность в одной части мирового рынка, например, в Латинской Америке, не имеют спроса в США или Западной Европе. Различные страны находятся в разных климатических и географических поясах, на разных стадиях экономического и культурного развития, что определяет специфику приоритетов потребления. Необходимо также иметь в виду направленность экономической политики того или иного государства, платежеспособность и целевые установки предполагаемых групп потребителей и т. д. Все это необычайно усложняет оценку конъюнктуры различных регионов мирового рынка.

       В последние годы ТНК широко  используют методы кластерного  (многофакторного) анализа производственно-сбытовых  альтернатив. Их сущность заключается в том, что рынок расчленяется на отдельные сегменты в зависимости от характера спроса различных категорий потребителей. Затем каждый сегмент оценивается с точки зрения его ориентации на продукцию компании и удельного веса в формировании совокупного спроса. Такая типологизация позволяет выделить наиболее перспективные зоны потребления и предусмотреть для каждой из них особую стратегию сбыта, включающую необходимые модификации товарного ассортимента, ценовой, рекламной и сервисной политики. 

 

      2 ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОРПОРАЦИЙ И ИХ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ 

     Международные корпорации в последней четверти XX века становятся важнейшим элементом  развития мировой экономики и  международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия  отражает процессы интернационализации производства и капитала, глобализации мирохозяйственных связей. Международные корпорации предстают непосредственными участниками всего спектра мирохозяйственных связей, своеобразными «локомотивами» мировой экономики.

     Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, а с другой — сами представляют мощный механизм воздействия на них.

     Активно воздействуя на международные экономические  отношения, международные корпорации формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы.

     К концу 2006-го года в мире функционировало около 95 тыс. международных компаний. Они контролировали за пределами своих стран до 250 тыс. дочерних предприятий. Их семейство за последние двадцать пять лет разрослось более, чем в 5,5 раза. Так, в 1970 г. было зарегистрировано лишь 7 тыс. подобных фирм. Вместе с тем общемировую значимость имеет сравнительно небольшое число международных компаний.

     Из 500 самых мощных международных компаний 85 контролируют 70% всех заграничных инвестиций. Эти 500 гигантов реализуют 80% всей произведенной международными корпорациями продукции электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции машиностроения.

     По  прогнозам западных экономистов  к 2015г. в мировом хозяйстве установится господство 600 -800 транснациональных корпораций. Причем, 400 из них будут распоряжаться 75% валового промышленного продукта мира.

     Основная  часть международных корпораций сосредоточена в США, странах  Европы и Японии. Объем произведенной продукции на их предприятиях ежегодно превышает 2 трлн. долл. В них работают 87 млн. сотрудников, т.е. каждый десятый занятый и мире, исключая сельское хозяйство.

     2.1 Отличительные черты  международной корпорации

 

     Что представляют собой международные корпорации, какие компании из присутствующих на международном рынке к ним относят? Основными признаками характеризующими деятельность международных корпораций, являются: 1) годовой оборот превышающий 900 млн. долларов; 2) филиалы не менее, чем в шести странах; 3) величина процента продаж ее товаров, реализуемых за пределами страны — резиденции. К примеру, по этому показателю одним из мировых лидеров является швейцарская фирма «Нэстле» (98%). Международную корпорацию можно узнать и по структуре ее активов. В некоторых зарубежных исследованиях к международным корпорациям относят компании, имеющие 25% своих Активов за рубежом.

     Самые большие заграничные, активы среди  ТНК (кроме финансового сектора) имеют англо-голландский концерн  «Роял Датч Шелл», а также четыре фирмы США: «Форд», «Дженерал Моторс», «Эксон» и «ИБМ».

     Международный характер кампании проявляется и  в сфере собственности. Поскольку  собственность компании олицетворяют ее акции, то они должны иметь хождение во многих странах. Акции базовой  и дочерней фирм должны быть доступны для приобретения во всех странах, где действует международная корпорация. 
 

     2.2 Причины возникновения  международной корпорации 

     Наиболее  общей причиной Возникновения транснациональных  корпораций (ТНК) является интернационализация  производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы.

     Интернационализация производства и капитала приобретает  характер экспансии хозяйственных  связей через создание крупнейшими  компаниями многочисленных отделений за границей и превращения национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала становится важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций.

     К числу конкретных причин возникновения  ТНК следует отнести их экономическую эффективность, обусловленную большими масштабами производства в ряде отраслей. Жесткая конкуренция, необходимость выстоять в конкурентной борьбе способствуют концентрации производства и капитала в международном масштабе. В результате становится оправданной деятельность в глобальных масштабах, появляется возможность снизить издержки производства и получить сверхприбыль.

     Немаловажную  роль в становлении национальных международных корпораций играет государство. Оно поощряет их деятельность на мировой  арене и обеспечивает им рынки сбыта путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов и международных договоров. В качестве примера можно назвать практику поддержки крупного отечественного бизнеса в Японии («сюданы» и «кэйрэцу») или в Республике Корея, известной сегодня такими международными корпорациями («чеболь»), как «Самсунг», «SONY», «LG электронике».  
 

     2.3 Разновидности международных  корпораций 

     В зарубежной экономической литературе можно встретить множество определений  международных монополий: многонациональные корпорации, интернациональные корпорации, транснациональные компании, глобальные компании и др. Так, известный западный маркетолог Ф. Котлер по организационным принципам выделяет именно эти четыре типа международных компаний: 

       

     1. Транснациональные корпорации (ТЕК)  — это национальные монополии  с зарубежными активами. Их производственная  и торгово-сбытовая деятельность  выходит за пределы одного  государства.

     Корпорацией в США называют акционерное общество, а поскольку большинство современных ТНК возникли в результате международной экспансии американских компаний, этот термин вошел в их название.

     Правовой  режим транснациональных корпораций предполагает деловую активность, осуществляемую в различных странах посредством  образования в них филиалов и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно-исследовательских разработок, услуг потребителям и др. В целом, они составляют единый крупный производственный комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя. В то же время филиалы и дочерние компании могут быть смешанными предприятиями с преимущественно национальным участием страны базирования.

     2. Многонациональные корпорации (МНК) — это, собственно, международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. В качестве примера такой компании обычно «приводится англо-голландский концерн «Роял Датч Шелл», существующий с 1907 г. Современный капитал этой компании делится в пропорции 60:40. Примером многонациональной корпорации является широко известная в Европе швейцарско-шведская компания ABB (Asea Brown Bovery), специализирующаяся в области машиностроения, электронной инженерии. ABB имеет несколько совместных предприятий в странах СНГ. К числу ведущих МНК Европы относится англо-голландская компания «Юнилевер», «Филипс» и др.

     С точки зрения международного права  отличительными признаками многонациональных  корпораций являются: 1) наличие многонационального акционерного капитала; 2) существование многонационального руководящего центра; 3) комплектование администрации иностранных филиалов кадрами, знающими местные условия. Последнее, кстати, свойственно и многим ТНК. Вообще, границы между этими двумя группами международных компаний весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую.

     2.4 Эволюция международных  корпораций

 

     Со  времени своего возникновения (конец XIX века) международные корпорации претерпели значительную эволюцию. Первое поколение современных международных корпораций представляли, главным образом, так называемые колониально-сырьевые транснациональные корпорации. В ходе первой мировой войны и послевоенный период набрали силу ТНК, специализирующиеся на производстве вооружений. На этом этапе развития ТНК не оказывали столь существенного влияния на мировую экономику и соответствующие ей мирохозяйственные связи. Общее число международных монополий к началу 40-х годов XX века не превышало 300.

     С момента появления международные корпорации постепенно вырабатывали стратегическую линию своего поведения. К основным ее признакам можно отнести:

     1) обеспечение своего производства  иностранным сырьем;

     2) закрепление на зарубежных рынках  через сеть своих филиалов;

     3) размещение производства в тех  странах, где издержки производства  ниже, чем в стране базирования;

     4) ориентация на дифференцированную  производственно-торгово-финансовую  деятельность.

     С начала 50-х годов международные  корпорации начинают активные действия по завоеванию мировых рынков. Этому способствовала политика либерализации международных экономических связей, появление на политической арене многих освободившихся государств, растущий мировой потребительский спрос и другие факторы. Бурное развитие международных корпораций, как по их количеству, так и по масштабам и объемам деятельности способствовало тому, что они приобрели особую значимость и роль в международной экономике.

     Трансформация национальной компании в международную  проходит через ряд этапов.

     На  первом этапе зарубежная хозяйственная  деятельность практически мало влияет на положение компании в целом. Она  только начинает разворачивать зарубежную экономическую деятельность, как  правило, в форме экспорта. На этом этапе компания юридически привязана к одному государству.

     На  втором этапе зарубежная хозяйственная  деятельность приобретает относительную  самостоятельность. Деятельность компании за рубежом вступает в сложную  систему взаимозависимостей со всеми  другими сторонами деятельности компании, побуждает проводить качественные изменения в деятельности компании в целом. Центр международной деятельности перемещается с экспорта на зарубежное производство. Происходит отделение зарубежной деятельности от деятельности на внутреннем рынке. Это находит отражение в организационной структуре компании. Компания приобретает черты международной.

     На  третьем этапе растет роль зарубежной деятельности компании. Внутренний рынок  теряет приоритет и становится в  один ряд со многими внешними рынками. Именно на этом этапе компания становится действительно международной со всеми вышеперечисленными признаками.

Информация о работе Транснациональные организации: сущность, организации и структура