Технополис как модель инновационной деятельности, российские и зарубежные технопарки

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:03, контрольная работа

Краткое описание

Посткризисное состояние экономики России позволяет выявить наметившиеся тенденции ее развития. Среди них главным направлением модернизации российской экономики становится формирование национальной инновационной системы (НИС) как основного стратегического ориентира в выработке новых конкурентных преимуществ в системе мирового хозяйства. Готовность России принять инновационную составляющую в экономической деятельности обусловливает ее новое позиционирование в системе мирового хозяйства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Инновационные процессы. Национальная инновационная система……4
Технополисы: мировой опыт, модели ……………………………………....8
Российские технополисы ……………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………18
Использованные источники…………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

ахмадеев технопарк.docx

— 43.71 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Инновационные процессы. Национальная инновационная система………4
  2. Технополисы: мировой опыт, модели ……………………………………....8
  3. Российские технополисы ……………………………………………………15

Заключение………………………………………………………………………18

Использованные  источники…………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Посткризисное состояние  экономики России позволяет выявить  наметившиеся тенденции ее развития. Среди них главным направлением модернизации российской экономики  становится формирование национальной инновационной системы (НИС) как  основного стратегического ориентира  в выработке новых конкурентных преимуществ в системе мирового хозяйства. Готовность России принять  инновационную составляющую в экономической  деятельности обусловливает ее новое  позиционирование в системе мирового хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инновационные процессы.

Национальная  инновационная система

В настоящее время  в нашей стране ведется дискуссия  о том, какой должна быть национальная инновационная система (НИС). Само понятие «национальная инновационная система» появилось относительно недавно. В 1980-е гг. ряд ученых-экономистов одновременно разрабатывали концепцию национальных инновационных систем. Признанными лидерами в этом направлении остаются Р. Нельсон — профессор Колумбийского университета (США), Б. Лундвалл — профессор университета г.Упсала (Швеция), К. Фримен — профессор Центра изучения научной политики при Сассекском университете (Великобритания).

Первое систематическое  изложение данной концепции относится  к 1988 г. и связано с публикацией  коллективной монографии «Технический прогресс и экономическая теория». Впоследствии концепция развивалась  усилиями других исследователей.

Для всех основоположников концепции стало общим признание  того, что НИС — это результат  процесса интеграции различных по целям  и задачам структур, которые заняты в сфере создания и промышленного  использования научных знаний и  технологий в пределах своих национальных границ (научно-исследовательские организации, университеты, компании). Эти структуры  поддерживают институты правового, финансового и социального взаимодействия, имеющие устоявшиеся национальные корни, традиции, политические и культурные особенности.

Инновационное развитие экономики зависит от того, насколько  эффективно ее участники взаимодействуют  между собой в рамках единой системы  с момента создания инноваций  и новых знаний до их использования. Взаимодействие участников может выливаться в совместные исследования, обмен информацией и работниками, совместное патентование, коллективную закупку оборудования и другие виды деятельности, включая создание общих межотраслевых лабораторий. Многообразие видов и методов такого взаимодействия в инновационном процессе скорее всего и будет определять характер НИС. Главным должно оставаться то, что система взаимосвязи должна обеспечивать как можно более результативный процесс, который в свою очередь повысит эффективность всей системы.

Таким образом, НИС  — это совокупность хозяйствующих  субъектов, взаимодействующих в  процессе создания и реализации инновационной  продукции (услуг) и осуществляющих свою деятельность на основе соответствующей  нормативно-правовой базы в рамках проводимой государством политики. В  каждом государстве НИС формируется  под влиянием множества объективно заданных для данной страны факторов, включая географическое положение  и ее размеры, наличие природных  ресурсов и климат, особенности исторического  развития государства и форм предпринимательской  деятельности. Разработка и использование  концепции НИС позволяет применить  системный подход к эволюции инновационного процесса в экономике страны.

Пожалуй, одними из главных преимуществ создания НИС  являются признание решающего значения знаний и инноваций для модернизации экономики, вовлечение национальной экономики  в систему мирового хозяйства.

Инновационные системы  разных стран отличаются друг от друга, поскольку различны их инновационные  стратегии. Такие различия можно  связать с особенностями исторического  и национального развития, состоянием промышленности и технологической  базы, долей инвестиций в НИОКР  и прочими факторами. Единого, универсального рецепта создания национальной инновационной  системы нет, как не может существовать единственно верной и эффективной инновационной стратегии государства. Тем не менее при всех своих различиях инновационные системы имеют общие черты, в силу чего возможно использовать успешный опыт технологически развитых и конкурентоспособных стран.

Изучение международного опыта по формированию институциональных  контуров для поддержания инноваций  показывает, что подходы отдельных  стран при наличии некоторых  сходных черт одновременно сфокусированы  на удовлетворении национальных потребностей (например, в США — на поддержке  реструктуризации местной экономики, в Финляндии — на диверсификации экономики, во Франции — на создании сети малых технологических фирм). Отсюда и отличие инновационных  систем с точки зрения их направленности и роли государства в данной области.

Образование такой  институциональной структуры, которая  поддерживала бы постоянный цикл инновационных  процессов, — наиболее важная задача на этапе становления НИС. Только построив ее институциональный каркас, можно обеспечить беспрерывное создание, использование и обмен знаниями и технологиями.

Национальная инновационная  система может рассматриваться  как система обмена технологиями, знаниями и информацией между  людьми, предприятиями, институтами; обмена, который является неотъемлемым условием развития инновационных процессов  в стране. Участники инновационного процесса, взаимодействуя, превращают идею в технологию, процесс, товар  и услугу и выводят их на рынок.

Система, в которой  максимально эффективно будут использоваться инновации, должна включать ряд компонентов:

  • законодательный массив, регулирующий все возможные аспекты инновационной деятельности;
  • инвестиционно-финансовый блок по финансовой поддержке инноваций на каждом этапе жизненного цикла, особенно для посевного и стартового этапов;
  • государственная поддержка в виде особых льгот и преференций для рисковых проектов и программ, государственные заказы и закупки;
  • информационное обеспечение инновационной деятельности, включая создание актуализированных баз данных проектов;
  • подготовка кадров по различным аспектам инновационной деятельности и технологическому менеджменту;
  • формирование экспертного сообщества, предоставляющего различные услуги в области технологий и менеджмента;
  • просветительская деятельность по формированию инновационно-ориентированного общества.

Каждый из этих элементов, применяя язык математики, является необходимым, но недостаточным условием. Одновременное  их формирование позволит создать ту самую инновационную окружающую среду, вне которой инновационная  система существовать не может.

Формирование инновационной  системы должно ориентироваться  на приоритетные задачи экономического развития страны, особенно с позиции  устойчивого развития, экономической  безопасности и технологической  независимости.

Стратегические  векторы модернизации, заданные в  послании президента Д.А. Медведева  «Россия, вперед!», позволят сосредоточить  ресурсы на основных целях экономического развития:

  • встать в один ряд со странами-лидерами по эффективности производства, транспортировки и использования энергии, по разработке и выведению на внутренние и внешние рынки новых видов топлива;
  • привлечь российских специалистов к участию в совершенствовании IT-технологий, процессов развития глобальных общедоступных информационных сетей, используя создаваемые в стране суперкомпьютеры и другую необходимую материальную базу;
  • сохранить и вывести на новый качественный уровень ядерные технологии;
  • сформировать собственную наземную и космическую инфраструктуру передачи всех видов информации;
  • занять передовые позиции в производстве отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечно-сосудистых, онкологических и неврологических заболеваний.

Национальная инновационная  система России должна включать инфраструктуру, генерирующую, финансирующую и поддерживающую инновационную деятельность (вузы, НИИ, технопарки, производственные предприятия, фонды, малый и средний бизнес).

Анализ объектов инновационной инфраструктуры в  разных странах мира показывает, что  заметная роль в ней принадлежит  технополисам.

Технополисы: мировой опыт, модели

Идее технополисов более полувека, однако нет общепринятого определения данного понятия и его устоявшейся классификации. Более того, для обозначения сходных понятий в разных странах употребляются различные термины: «технополис», «технопарк», «технопол», «технологический ареал», «исследовательский парк» и «научный парк».

Цель таких образований  одинакова — сосредоточить в  одном месте всю необходимую  инфраструктуру для развития наукоемкого  бизнеса (изобретателей, бизнес-консультантов, финансовые учреждения и т.д.) и предоставить молодым высокотехнологичным предприятиям возможность коллективно использовать данную инфраструктуру на максимально льготных условиях.

В современном понимании  «технополис» (от греч. techne — мастерство и polis — город) — это город и прилегающая к нему территория, где в органичном единстве размещены предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности, научные учреждения, вузы, готовящие для технополиса научные и инженерные кадры, также жилая застройка с соответствующей современной производственной и социальной инфраструктурой.

В развитии технопарков  четко прослеживаются два периода:

  • 1960-е гг., когда большинство из них возникло в США и появились зачаточные формы в западноевропейских странах (Великобритании, Франции, ФРГ);
  • 1980-е гг., когда стало формироваться второе поколение в США и Западной Европе, появились технопарки в Японии и других странах Азии, а многообразие парков пополнилось их разновидностями.

В результате появления  и эволюции технопарков и технополисов сложились основные модели: американская, европейская и японская.

Американская  модель технополиса представляет реализацию проекта, основной целью которого является сдача в аренду наукоемким фирмам площадей, пригодных для ведения научно-исследовательской работы и создания экспериментальных инновационных образцов. В структуре первых американских технопарков не учитывались такие параметры, как размер предприятия, отраслевая принадлежность, возможные пути развития. Все эти вопросы впоследствии встали перед их организаторами. Первые американские технопарки были статичны в своем развитии из-за отсутствия специально создаваемых условий для инкубации новых инновационных фирм. Этот недостаток постарались исправить при создании технопарков в Европе, где этот процесс начался в 1970-х гг.

Европейская модель характеризуется следующими отличительными признаками:

  • наличие комплекса зданий, предназначенных для размещения малых, вновь созданных инновационных фирм, что способствует быстрому формированию малых и средних инновационных предприятий;
  • усовершенствованная система обслуживания, состоящая из сложного и простого сервиса;
  • наличие нескольких учредителей — университета или ведущего научно-исследовательского центра, чей вклад состоит в научной поддержке парка и сотрудничестве с ним, а также городской и (или) региональной администрации, предоставляющей землю и инфраструктуру;
  • наличие агентства по развитию территории или организации, которая предоставляет гранты и выделяет научному парку здания, позволяя органично и динамично развиваться.

В Европе первыми  стали создавать технопарки в  слаборазвитых районах стран  для интенсификации их развития и  повышения уровня жизни населения.

Идея строительства  именно технополисов, т.е. научно-производственных городов, возникла в Японии в начале 1980-х гг. Японская модель подразумевает активное государственное участие в планировании, финансировании и развитии технополисов. По программе «Технополис», принятой к реализации в Японии в 1982 г., планировалось строительство новых городов науки в 19 зонах, равномерно распределенных по территории Японских островов.

Информация о работе Технополис как модель инновационной деятельности, российские и зарубежные технопарки