SWOT-анализ. Организация и контроль марткетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или их временной неплатежеспособности. Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалась в кризисе, и принять меры еще до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей).
Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, про-водится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия — первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.
Изучая внешнюю среду, менеджеры концентрируют свое внимание на выяснении, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. Довольно популярным способом, также применяемым для анализа внешней среды, является метод SWOT, подробно описанный в литературе по страте-гическому управлению.
Самый удобный и опробированный способ оценки стратегического по-ложения компании — SWOT-анализ. Сила — это то, в чем предприятие преуспело. Она может заключаться в навыках, опыте работы, ресурсах, дости-жениях (лучший товар, совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, узнаваемость товарной марки). Зиннуров У.Г в своей работе сравнивает SWOT-анализ со стратегическим балансом, где сильные стороны — это активы предприятия в конкурентной борьбе, а слабые стороны — это пассивы.
Рассмотрим более подробно вопросы, связанные и понятием, историей возникновения и технологией SWOT-анализа.

Файлы: 1 файл

ЮРА МАРКЕТИНГ.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

    Возможности и угрозы не только влияют на положение  компании, но и указывают на необходимость   стратегических изменений.

    Чтобы соответствовать положению компании, стратегия должна:

    1) быть нацелена на использование  перспектив, соответствующих возможностям компании;

    2) обеспечивать защиту от внешних  угроз. 

    Таким образом,  важной частью SWOT- анализа является оценка сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и угроз ей, а также выводы о положении компании и необходимости стратегических изменений.

    Методика SWOT-анализа исключительно эффективный, доступный, дешевый способ оценки состояния проблемной и управленческой ситуации в организации. Консультанты рекомендуют регулярно, по крайней мере, раз в год проводить SWOT-анализ деятельности организации собственными силами руководства фирмы.

    Так, американская ассоциация управления (АМА) разработала контрольный лист SWOT-анализа, заполнив который для различных  конкурирующих фирм, можно оценить сильные и слабые стороны предприятия в конкурентной борьбе4. Показатели конкурентоспособности оценивались по следующим блокам: финансы, производство, организация и управление, маркетинг, кадровый состав, технология. В таблице 1 приводится контрольный лист для проведения SWOT-анализа. 

    Таблица 1. Контрольный лист SWOT-анализа

Показатели  оценки 1 2 3 4 5
Финансы

1. Оценка структуры  активов (по финансовым коэффициентам)

2. Инвестиционный  рейтинг

3. Доход на  активы

4. Норма прибыли

5. Доход на  вложенный капитал 

         
Производство

1. Использование  оборудования

2. Производственные мощности/ пропускная способность оборудования

3. Численность  занятых

4. Системы контроля  качества

5. Совокупная  факторная производительность

6. Возможности  расширения производства/ расширения  зон обслуживания

7. Возраст технологического  оборудования

         
Организация и управление

1. Численность  инженерно-технологического и управленческого персонала

2. Скорость реакции  управления на изменения во  внешней среде

3. Четкость разделения  полномочий и функций

4. Тип организационной  структуры управления

5. Качество используемой  в управлении информации

6. Степень гибкости  оргструктуры управления 

         
Маркетинг

1. Доля рынка

2. Репутация  фирмы

3. Престиж торговой  марки

4. Расходы по  стимулированию сбыта

5. Численность  сбытового персонала

6. Ценовая политика/ уровень цен

7. Организационные  и технические средства для  сбыта

8. Уровень/ качество  обслуживания

9. Число клиентов

10. Качество поступающей  информации о рынке 

         
Кадровый  состав

1. Уровень квалификации  производственного персонала

2. Расходы по  подготовке и переподготовке  персонала

3. Уровень подготовки  сбытового персонала в технической  области

         
Технология

1. Применяемые  стандарты и степень их совместимости

2. Новые продукты

3. Расходы на  НИОКР 

         
 

    В графах 1-5 отмечается место, занимаемое предприятием на рынке (сегменте рынка) по следующему принципу:

    Графа 1. Лучше, чем кто-либо на рынке, лидирует в отрасли.

    Графа 2. Выше среднего уровня. Показатели хозяйственной  деятельности хорошие и стабильные.

    Графа 3. Средний уровень. Соответствие отраслевым стандартам. Устойчивые позиции на рынке.

    Графа 4. Уровень ниже среднего. Есть повод  для беспокойства. Отмечено ухудшение показателей хозяйственной деятельности. Следует позаботиться об улучшении своих позиций на рынке.

    Графа 5. Положение тревожное. Ситуация предприятия  в отрасли должна быть улучшена самым решительным образом. Предприятие находится в кризисной ситуации.

    Нужно отметить, что данная методика оценки конкурентоспособности предприятия не дает интегрального показателя конкурентоспособности и как следствие затруднительно произвести сравнение конкурентных преимуществ организаций.

    Технология  работы с материалом, полученным в  ходе SWOT-анализа, исключительно проста. Респонденту, после того как он сделал соответствующую запись, задаются уточняющие вопросы типа: «Почему Вы так считаете?» или «Как Вы считаете, чем вызвано (обусловлено) существование той или иной проблемы?». При этом не требуется, сколько-нибудь, серьезной специальной подготовки тех, кто проводит подобный анализ внутри организации. Например, такой подход — сочетание SWOT-анализа и диагностического интервью — дает достаточно четкое представление о том: «Что представляет организация на самом деле?».

    Это исключительно универсальный метод, который может использоваться для анализа деятельности конкретных подразделений. В ряде случаев его можно использовать для оценки сильных, слабых сторон, возможностей и угроз в кадровой работе, при принятии управленческих решений. Кроме того, применение технологии SWOT-анализа маркетинговой службой при оценке основных конкурентов, создает прекрасные предпосылки для разработки тактики конкурентной борьбы и обеспечения конкурентных преимуществ. При этом исключительно важна максимальная степень детализации каждого из квадрантов SWOT-анализа.

    Руководителю  любого уровня в организации методика SWOT-анализа прекрасное подспорье в практической деятельности, позволяющее систематизировать проблемную ситуации, лучше осознать структуру ресурсов, на которые следует опираться в совершенствовании деятельности и развитии организации.

3 Направления SWOT-анализа  организации

3.1 Анализ внешней  среды

    Любая фирма функционирует, имея связи  с рынком: поставляя на него изделия, услуги и обеспечивая покупателей  соответствующей информации. С рынка фирма получает деньги и снова информацию – об объемах и темпах продажи, мнения покупателей, данные о товарах конкурентов и т.д. Таким образом, возникает замкнутая система, функционирующая как единое целое.

    Кроме того, имеется еще одна замкнутая  система, в которой компания является как бы принимающим звеном по отношению к поставщикам товаров. В ответ на этот материальный поток, фирма направляет информацию и деньги.

    В итоге фирма оказывается тесно  связанной с тем, что в теории маркетинга принято называть внешней средой. К внешней среде обычно относят: покупателей с их демографическими характеристиками, определяющими сбыт товаров; конкурентов; посредников – транспортные фирмы, торговые агенты и т.п.; финансовые учреждения; рекламные агентства; таможенные и другие правительственные органы; готовящиеся законы; экономическую ситуацию в стране; политический климат; развитие и достижения НТР; культурные традиции.

    Таким образом, понятие внешней среды  складывается из двух составляющих — факторы макросреды и факторы непосредственного окружения фирмы.

        К факторам внешней среды, которые определяют содержание SWOT-анализа, обычно относят:

  • Политико-административные факторы. Представляют собой характер взаимоотношений предприятия и государства в лице федеральных, региональных и местных властей, которые могут серьезно сказаться на деятельности организации. Анализ политического окружения и правовых аспектов позволит фирме установить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими аспектами правовой системы.
  • Законодательно-регулятивные факторы. Реализуются через регулятивную функцию государства, результатом чего являются нормативно-правовые акты, регламентирующие ту или иную сферу деятельности.
  • Социальные факторы. Изучение социального компонента макроокружения позволяет выяснить уровень жизни населения, его отношение к качеству жизни, разделяемые ими ценности, тенденции и направленности в моде и т.п.
  • Экономические факторы. Изучение экономического состояния позволяет понять действующие законы – темпы инфляции, соотношения валют, нормы налогообложения и их тенденции, уровень безработицы; и увидеть возможности использования природных и человеческих ресурсов.
  • Общественная среда. Эти элементы внешней среды имеют крайне важное значение для предприятия. Например, оказание давления недовольных покупателей на организацию, чья деятельность воспринимается как недопустимая, может существенно ухудшить деловую репутацию фирмы и подорвать доверие к ней со стороны прочих потребителей ее продукции.
  • Научно-технические факторы.  Анализ научно-технического и технологического развития общества позволяет вовремя заметить и начать применять в практике достижения современной науки и техники в области рекламы, управления, доставки, продажи, а также в области информационного обеспечения, что может стать значительным конкурентным преимуществом.

    Непосредственно на коммерческую деятельность фирмы  развитие научно-технического прогресса в области производства влияние не оказывает; этот фактор значим только для фирм, производящих продукцию или оказывающих услуги, которую реализует компания.

    Основу  анализа ближайшего окружения фирмы  составляет конкурентный анализ среды, который обычно строят на использовании так называемой модели пяти сил М. Портера. Согласно этой теории на деятельность фирмы оказывают влияние пять сил: конкурентная борьба внутри отрасли; угроза появления товаров и услуг-субститутов;  способность поставщиков диктовать свои условия; угроза появления новых конкурентов; способность покупателей диктовать свои условия.

3.2 Анализ внутренней  среды

 

    Внутреннюю  структуру организации называют еще внутренней средой. К ней относятся  функциональные структуры фирмы, обеспечивающие управление, разработку и тестирование новых товаров, продвижение товаров до покупателей, сбыт, обслуживание, взаимоотношения с поставщиками и иными внешними органами. В понятие внутренней среды так же входят квалификация персонала, система передачи информации и т.д.

    Таким образом, анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения сильных и слабых сторон организации.

    Изучая  внутреннюю среду фирмы необходимо уделить особое внимание организационной культуре организации, т.е. наличию таких норм и правил, как, например, материальное вознаграждение, льготы при покупке собственной продукции, другие социальные гарантии.

3.3 Количественный анализ

 

    Для проведения количественного анализа  можно построить матрицы вероятностей/воздействий, в одной из которых необходимо спозиционировать выявленные факторы внешней среды, оказывающие положительное влияние на организацию (возможности), в другой – факторы внешней среды, оказывающие негативное воздействие на организацию (угрозы).

    Такие матрицы приведены в виде таблицы 2 и таблицы 3, которые позволяют получить три оценки степени значимости факторов для организации: высокое, среднее, низкое. 

        Таблица 2. Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования возможностей внешней среды

    Вероятность

Воздействие

Высокая Средняя Слабая
Сильное Улучшение уровня жизни населения;

Изменение рекламных технологий

Появление новых  поставщиков Снижение налогов  и пошлин
Умеренное Разорение и  уход фирм-продавцов;

Развитие информационной отрасли

Снижение цен  на сырье и готовую продукцию;

Совершенствование менеджмента

Уменьшение  императивных норм законодательства;

Снижение безработицы

Слабое Неудачное поведение конкурентов;

Изменения моды

Совершенствование технологии производства Предложения о  сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей
 

    Однако  для получения более дифференцированной оценки значимости факторов внешней среды, применяется метод взвешенной оценки воздействия факторов, результаты которого представлены в таблице Ошибка! Источник ссылки не найден., где в первую колонку вписаны отдельные факторы среды; во вторую – вес данного фактора, в виде относительной важности, определяемой экспертным путем; в третью – оценка в баллах степени влияния фактора на организацию, которая присваивается экспертом в соответствии с выбранной шкалой. 

        Таблица 3. Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования угроз внешней среды

Вероятность

Воздействие

Высокая Средняя Низкая
Сильное Изменение правил ввоза продукции Сбои в поставках  продукции;

Рост темпов инфляции;

Появление товаров-субститутов

Увеличение  конкурентных преимуществ со стороны конкурентов;

Скачки курсов валют

Умеренное Снижение уровня жизни населения;

Рост налогов  и пошлин

Изменение покупательских предпочтений;

Ужесточение законодательства

Появление принципиально нового товара;

Появление новых  концернов

Слабое Изменение уровня цен;

Рост безработицы

Появление новых  фирм на рынке;

Усиление конкуренции

Национализация  бизнеса;

Ухудшение политической обстановки

 
 

    Для получения более полного представления, необходимо полученные данные ранжировать в порядке убывания их степени воздействия в таблице 4.

    Таблица 4. Внешние возможности и угрозы

№ п/п Возможности Угрозы
1 Улучшение уровня жизни населения Изменение покупательских предпочтений
2 Изменение рекламных технологий Появление товаров-субститутов
3 Развитие информационной отрасли Изменение правил ввоза продукции
4 Появление новых  поставщиков Сбои в поставках  продукции
5 Изменения моды Появление принципиально  нового товара
6 Снижение цен  на сырье и готовую продукцию Снижение уровня жизни населения
7 Снижение налогов  и пошлин Рост темпов инфляции
8 Совершенствование менеджмента Ужесточение законодательства
9 Снижение безработицы Изменение уровня цен
10 Разорение и  уход фирм-продавцов Скачки курсов валют
11 Уменьшение  императивных норм законодательства Появление новых  концернов
12 Совершенствование технологии производства Увеличение  конкурентных преимуществ со стороны конкурентов
13 Предложения о  сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей Рост налогов  и пошлин
14 Неудачное поведение  конкурентов Усиление конкуренции
15   Рост безработицы
16   Ухудшение политической обстановки
17   Национализация  бизнеса
18   Появление новых  фирм на рынке

Информация о работе SWOT-анализ. Организация и контроль марткетинга