Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:28, контрольная работа
Проблема потребительского выбора в рыночной экономике одна из центральных. Она непосредственно связана с изучением поведения потребителя и того влияния, которое потребительский выбор оказывает на принятие предпринимательский решений в условиях ограниченности ресурсов и необходимости их эффективного использования для удовлетворения растущих потребностей.
1. Сущность теории поведения потребителя 3
2. Подходы к теории полезности 9
3. Сущность ординалистской теории полезности 10
Список литературы 14
3. Сущность
ординалистской теории
До сих
пор, говоря об ординалистском подходе,
мы считали, что возможность упорядочения
потребителем наборов благ по степени
их предпочтения и существование
функции порядковой полезности есть
нечто само собой разумеющееся. На
самом деле, однако, такое утверждение
требует от нас принятия некоторых
предположений аксиоматического характера
о свойствах отношений
I. Предположение
о сравнимости. Потребитель
или X` > X`` (набор X` предпочтительнее, чем набор X``);
или X` < X`` (набор X` менее предпочтителен, чем набор X``);
или X` ~ X`` (набор X` столь же предпочтителен, как и набор X`` - потребитель безразличен в выборе между и).
Заметим, что мы не даем здесь какого-либо специального определения понятиям "предпочтение" и "безразличие", считая, что смысл этих понятий достаточно ясен. Подчеркнем лишь, что безразличие в выборе ни в коем случае не означает "не могу сравнить". Потребитель безразличен в выборе между двумя равно желаемыми наборами, имеющими одинаковый уровень полезности.
Предположение
I в целом кажется вполне разумным
и не противоречащим действительности.
Конечно, вкусы, а значит, и предпочтения
потребителей могут изменяться во времени,
однако это вовсе не исключает
однозначной определенности предпочтений
в каждый конкретный момент времени.
Экономистам же в конечном счете
для построения теории спроса важно
определить, как изменяется потребительский
выбор при изменении
II. Предположение
о транзитивности отношений
если X` > X`` и X`` > X```, то X` > X```.
Точно так же
если X` > X`` и X`` ~ X``` или X` ~ X`` и X`` > X```,
то X` > X```, а также
если X` ~ X`` и X`` ~ X```, то X` ~ X```.
Вообще говоря, справедливость предположений I и II обеспечивает возможность упорядочения потребителем всего множества наборов благ и присвоения полезностям этих наборов численных значений.
III. Предположение
о ненасыщаемости. Если набор
X` содержит не меньшее
Это предположение, соответствующее интуитивному представлению о том, что "больше - лучше, чем меньше", охватывает практически все случаи, представляющие интерес для общей теории. Ситуации типа "больше некуда" встречаются редко; к тому же потребитель всегда может отказаться от дополнительного количества блага, если оно не увеличивает полезности.
Теперь, когда
после всех сделанных выше предположений
мы принимаем допущение о
Кривая безразличия - линия, соединяющая все наборы благ, приносящие потребителям одинаковое удовлетворение (полезность). Иными словами, потребителю безразлично, какой набор выбрать, так как они для него одинаково хороши, обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей. (Причем можно сравнивать любые наборы благ или блага). 3
Кривые безразличия имеют следующие свойства:
1) Чем выше
от начала координат
2) Кривые безразличия не пересекаются.
3)Кривые
безразличия имеют нисходящий
вид. Наклон кривой
4)Кривые
безразличия вогнуты. Это
Список литературы
1 Шумпетер Й.. История экономического анализа. СПб., 2001. –1204с.
2 История экономических учений. Под ред. А. Г. Худокормова. Ч. II. М., 1994. -269с.
3 История экономических учений. Под ред. А. Г. Худокормова. Ч. II. М., 1994. -344с.
4 Борисов Г. В., С. Ф. Сутырин, М. В. Шишкин. История экономических учений. Учебное пособие. СПб., 2003. -364с.