Сущность теории поведения потребителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:28, контрольная работа

Краткое описание

Проблема потребительского выбора в рыночной экономике одна из центральных. Она непосредственно связана с изучением поведения потребителя и того влияния, которое потребительский выбор оказывает на принятие предпринимательский решений в условиях ограниченности ресурсов и необходимости их эффективного использования для удовлетворения растущих потребностей.

Оглавление

1. Сущность теории поведения потребителя 3
2. Подходы к теории полезности 9
3. Сущность ординалистской теории полезности 10
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Поведение потребителей.docx

— 30.91 Кб (Скачать)

 

3. Сущность  ординалистской теории полезности

 

До сих  пор, говоря об ординалистском подходе, мы считали, что возможность упорядочения потребителем наборов благ по степени  их предпочтения и существование  функции порядковой полезности есть нечто само собой разумеющееся. На самом деле, однако, такое утверждение  требует от нас принятия некоторых  предположений аксиоматического характера  о свойствах отношений предпочтения и безразличия, не выходящих, впрочем, за рамки простого здравого смысла.

I. Предположение  о сравнимости. Потребитель способен  сравнить любые два возможные  набора благ и в результате  этого сравнения приходит к  одному (и только одному) из следующих  трех возможных заключений:

 

или X` > X`` (набор X` предпочтительнее, чем набор X``);

или X` < X`` (набор X` менее предпочтителен, чем набор X``);

или X` ~ X`` (набор X` столь же предпочтителен, как и  набор X`` - потребитель безразличен  в выборе между и).

 

Заметим, что  мы не даем здесь какого-либо специального определения понятиям "предпочтение" и "безразличие", считая, что смысл  этих понятий достаточно ясен. Подчеркнем лишь, что безразличие в выборе ни в коем случае не означает "не могу сравнить". Потребитель безразличен  в выборе между двумя равно  желаемыми наборами, имеющими одинаковый уровень полезности.

Предположение I в целом кажется вполне разумным и не противоречащим действительности. Конечно, вкусы, а значит, и предпочтения потребителей могут изменяться во времени, однако это вовсе не исключает  однозначной определенности предпочтений в каждый конкретный момент времени. Экономистам же в конечном счете  для построения теории спроса важно  определить, как изменяется потребительский  выбор при изменении экономических  переменных (цены и дохода), а вовсе  не при изменении потребительских  вкусов.

II. Предположение  о транзитивности отношений предпочтения  и безразличия. Если потребитель  предпочитает набор X` набору X``, а  набор X`` набору X```, то он предпочитает  набор X` набору X```, т. е. 

 

если X` > X`` и X`` > X```, то X` > X```.

Точно так  же

если X` > X`` и X`` ~ X``` или X` ~ X`` и X`` > X```,

то X` > X```, а  также 

если X` ~ X`` и X`` ~ X```, то X` ~ X```.

 

Вообще говоря, справедливость предположений I и II обеспечивает возможность упорядочения потребителем всего множества наборов благ и присвоения полезностям этих наборов  численных значений.

III. Предположение  о ненасыщаемости. Если набор  X` содержит не меньшее количество  единиц каждого блага, чем набор  X``, то набор X` предпочтительнее  или безразличен набору X``. Если  же только набор X` содержит при этом больше единиц хотя бы одного блага, чем набор X``, то набор X` предпочтительнее набора X``.

Это предположение, соответствующее интуитивному представлению  о том, что "больше - лучше, чем  меньше", охватывает практически  все случаи, представляющие интерес  для общей теории. Ситуации типа "больше некуда" встречаются редко; к тому же потребитель всегда может  отказаться от дополнительного количества блага, если оно не увеличивает полезности.

Теперь, когда  после всех сделанных выше предположений  мы принимаем допущение о возможности  упорядочения потребителем всего множества  наборов благ с точки зрения их предпочтительности и существования  порядковой функции полезности, мы могли бы в принципе вести дальнейший анализ с помощью математических методов, рассматривая задачу потребительского выбора как стандартную оптимизационную  задачу максимизации функции полезности при некотором ограничении (задаваемом доходом потребителя и ценами благ). 2

Кривая безразличия - линия, соединяющая все наборы благ, приносящие потребителям одинаковое удовлетворение (полезность). Иными словами, потребителю  безразлично, какой набор выбрать, так как они для него одинаково  хороши, обеспечивают одинаковый уровень  удовлетворения потребностей. (Причем можно сравнивать любые наборы благ или блага). 3

Кривые безразличия  имеют следующие свойства:

1) Чем выше  от начала координат расположены  кривые безразличия, тем они  лучше для потребителя. Набор  в т.С лучше набора в т.А. 

2) Кривые  безразличия не пересекаются.

3)Кривые  безразличия имеют нисходящий  вид. Наклон кривой безразличия  показывает пропорцию, в которой  потребитель готов заменить один  товар на другой.. Если оба товара  нравятся потребителю, то при  сокращении потребления одного товара должно увеличиться потребление другого, чтобы степень удовлетворения потребителя не изменилась.

4)Кривые  безразличия вогнуты. Это связано  с тем, что потребитель легче  откажется от тех благ, которых  у него в избытке, чем от  тех благ, которых он имеет  мало. При выпуклых кривых безразличия  потребитель предпочитает сбалансированный  набор потребительских товаров.  Поэтому, как правило, кривые  безразличия имеют выпуклую к  началу координат форму (т.е.  вогнутую вовнутрь). 4

 

 

Список литературы

 

  1. Блауг М.. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. -623с.
  2. Борисов Г.В., С.Ф. Сутырин, М.В. Шишкин. История экономических учений. Учебное пособие. СПб., 2003. -679с.
  3. История экономических учений. Под ред. А.Г. Худокормова. Ч.II. М., 1994. -684с.
  4. История экономических учений. Учебное пособие. (Под ред. В. Автономова и др.). М., 2001. – 732с.
  5. Шумпетер Й.. История экономического анализа. СПб., 2001. – 1412с.

1 Шумпетер Й.. История экономического анализа. СПб., 2001. –1204с.

2 История экономических учений. Под ред. А. Г. Худокормова. Ч. II. М., 1994. -269с.

3 История экономических учений. Под ред. А. Г. Худокормова. Ч. II. М., 1994. -344с.

4 Борисов Г. В., С. Ф. Сутырин, М. В. Шишкин. История экономических учений. Учебное пособие. СПб., 2003. -364с.




Информация о работе Сущность теории поведения потребителя