Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 16:30, реферат
Маркетинговая деятельность как важнейшая предпринимательская функция должна обеспечивать устойчивое конкурентоспособное положение предприятия на рынке товаров и услуг с учетом состояния внутренней и внешней среды. В этой связи маркетинговая деятельность предполагает проведение исследований и разработку программы мероприятий, способствующих росту эффективности деятельности предприятия и повышению степени удовлетворения потребностей конечных потребителей или клиентов.
Содержание и основные направления маркетинговых исследований.
Маркетинговая деятельность
как важнейшая
Маркетинговые исследования включают два главных направления:
1) исследование характеристик рынка, т.е. оценка его состояния, тенденций и закономерностей развития. Это понятие охватывает макроуровень, а именно рынок товаров и услуг в целом, локальные и региональные рынки отдельных продуктов и услуг;
2) исследование
внутренних действительных и
потенциальных возможностей
Необходимость маркетинговых
исследований, как показывает история
их развития, связана с процессом
расширения производства и появления
новых технологий во всех сферах производства
и обращения товаров и услуг,
информатизацией производства, ростом
социальных и культурных потребностей
потребителей. В России еще семь-восемь
лет назад только специалисты
знали о существовании
Несмотря на возрастающую значимость маркетинговых исследований среди маркетологов нет единства мнений в их интерпретации. В научной литературе, а также на практике употребляются самые различные понятия, относящиеся в той или иной степени к содержанию маркетинговых исследований. К маркетинговым исследованиям относят исследования рынка, сбыта, партнеров и конкурентов, мотиваций потребителей, опыта организации производства, а также маркетинговую разведку, социальные исследования и многое другое. Американская Ассоциация Маркетинга определяет маркетинговое исследование как функцию, которая связывает организацию с рынком через информацию. Эта информация используется, чтобы идентифицировать и определить возможности и проблемы маркетинга. Маркетинговое исследование определяет информацию, которая необходима для выявления проблем, разрабатывает методы сбора информации и осуществляет процесс сводки и группировки данных; интерпретирует результаты и информирует о полученных выводах. Данное определение является наиболее распространенным, ключевым в понимании сущности и основных направлений маркетингового исследования, оно обеспечивает связь представителя маркетинга с потребителем, клиентом и общественностью через информацию, которая используется для выявления и определения маркетинговых проблем, для совершенствования маркетинговой деятельности, повышения ее эффективности.
Итак, современное маркетинговое исследование - это система поиска, сбора, обработки данных, необходимых для решения маркетинговых проблем и обеспечения маркетинговой деятельности на любом ее уровне. Классическое маркетинговое исследование включает регулярное исследование рынков сбыта собственной продукции, выработку пакетов документов о потенциале предприятия, его взаимосвязях с внешней средой, в том числе с партнерами, потребителями и конкурентами. Права исследователей, заказчиков и респондентов защищает Международный кодекс по практике маркетинговых и социальных исследований, принятый Европейским обществом по изучению общественного мнения и маркетинга.
Маркетинговые исследования
затрагивают различные области:
от принципиальных изменений в отношении
бизнеса или решения о
На каждой стадии процесса планирования маркетинговое исследование оказывает содействие в поиске и решении проблемы, в т.ч. в выборе оптимального решения. При этом оно выполняет 3 функции:
- Описательная функция включает в себя сбор и констатацию фактов, а исследователь отвечает на вопрос, как развивалось данное явление, каковы его объем, структура, вариация, динамика и т.д.
- Аналитическая (
- Специфика прогнозной функции исследования заключается в использовании первых двух функций для разработки научных перспектив развития изучаемого явления.
Итак, цель маркетингового исследования состоит в информационно-аналитическом обеспечении маркетинговой деятельности на любом ее уровне. При этом на макроуровнемаркетинговых исследований оценивается рыночная ситуация, выявляются закономерности и тенденции развития рынка, дается прогноз спроса. На микроуровне конкретного предприятия с помощью маркетинговых исследований осуществляется анализ и прогноз собственных возможностей фирмы, ее потенциала и конкурентоспособности, состояния и перспектив развития того сегмента рынка, на котором она действует.
В зависимости от размера и типа предприятия, особенностей товара (продукта или услуги) выдвигаются конкретные задачи маркетингового исследования, которые отличаются значительным разнообразием. В то же время можно выделить некоторые общие для всех субъектов маркетинговой деятельности направления исследования.
Область Маркетинговых исследований |
Проблемы |
Требуемые данные |
Источники информации |
Анализ рынка |
Место предприятия на рынке |
Размер и основные пропорции рынка; товарная структура; тенденция развития рынка; главные конкурирующие фирмы; степень монополизации |
Вторичная информация: официальные публикации, в т.ч. данные статистики производства, товарооборота, товарных запасов, цен, финансов. |
Существующие сегменты рынка и их различия |
Характеристики рынка |
Официальные статистические данные; справки о конъюнктурной обстановке, предоставляемые торговыми корреспондентами; опросы специалистов и потенциальных покупателей. | |
Определение потребностей, мотивов, степени удовлетворения потребителей. |
Основные характеристики потребителей и потенциальных потребителей. |
Данные о рыночной сегментации; психографический анализ рынка. | |
Развитие продукта |
Определение целевых сегментов рынка и присущих им предпочтений |
Отношение потребителей к товарам и их характеристики; реакция рыночных групп потребителей на продукт; определение рыночных сегментов. |
Тестирование продукта; групповые дискуссии; результаты факторного и кластерного анализа. |
Выбор наиболее перспективных направлений развития продукта |
Размер и структура рынка; состояние и основные тенденции развития рынка; интенсивность конкуренции; коммерческий риск |
Вторичная информация (данные анализа рынка); тестирование экспериментальных изделий; тестирование продукта | |
Исследование каналов распределения |
Выбор каналов сбыта |
Объемы поставок, транспортные затраты, выручка от реализации производителя; результаты деятельности конкретных посредников; имидж предприятий торговли |
Внутрифирменный учет и отчетность; опросы торговых посредников и потребителей |
Выбор месторасположения предприятия торговли |
Покупательная способность района; положение конкурентов, их рекламная и ценовая политика |
Вторичные исследования емкости
рынка; социально-демографическая | |
Рекламные исследования |
Объект рекламы; целевая группа; бюджет рекламы |
Степень насыщения рынка; этапы жизненного цикла продукта; характеристики целевой группы; учет и анализ издержек обращения, связанных с рекламой |
Вторичные исследования рынка; внутрифирменный учет |
Выбор носителей рекламы; интенсивность рекламного обращения |
Доступность и стоимость носителей рекламы |
Стоимость на стандартные
рекламные пространства и единицу
времени; рекламные проспекты | |
Контроль результатов |
Особенности восприятия рекламы в различных сегментах рынка; анализ экономической эффективности рекламы |
Тестирование рекламных мероприятий (тесты на узнаваемость, запоминаемость); интервью; данные предприятий торговли об объемах продаж | |
Исследование цен |
Установление (или изменение) цены на продукт |
Нижняя граница цены на основе затрат; цены конкурентов; восприятие цен потребителями; объем продаж товаров с различным уровнем цен; дифференциация цен (пространственная, временная и др.) |
Статистические данные об
уровне цен на товары; данные аудита
предприятий розничной |
Под МИ понимают систему планирования, сбора и анализа информации, необходимых для решения маркетинговых проблем.
МИ выполняют три основные функции:
Цель МИ: Состоит в информационно-
на Макроуровне - дается анализ состояния рынка, закономерности и тенденции его развития, проводится анализ спроса;
на Микроуровне - осуществляется анализ и прогноз собственных возможностей предприятия, оценка его конкурентоспособности, состояния и перспектив развития того сегмента рынка, на котором функционирует данное предприятие.
Роль МИ в процессе планирования маркетинговой деятельности.
ê |
|
ê |
|
ê |
|
ê |
|
Информация о работе Содержание и основные направления маркетинговых исследований