МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине
Методы принятия управленческих решений
Выполнила: Алещенко Алина Руслановна
студентка
3 курса
факультет
менеджмент
заочного
отделения,
шифр зачетки
– 37 – МЗ/14
группа
- 13 - МЗ
Преподаватель: д.т.н. Кондратьев Валерий
Сергеевич
Оценка:_____________
Подпись:____________
2015г.
Содержание
Введение
1. Основные стадии подготовки принятия
решения
2. Методы принятия управленческого
решения
3. Принятие решения в сложных
ситуациях и трудности его
осуществления
3.1. Проблемы уникального
выбора
3.2. Организационные
системы решения проблем выбора
4. Системный подход к принятию
управленческого решения
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Процессы принятия решений,
понимаемые как выбор одной из нескольких
возможных альтернатив, пронизывают всю
человеческую жизнь. Большинство решений
мы принимаем не задумываясь. Есть решения,
которым мы придаем малое значение, и поэтому
мало задумываемся при осуществлении
выбора. Существуют проблемы выбора, решая
которые, человек испытывает мучительные
раздумья. В таких проблемах новым является
либо объект выбора, либо обстановка, в
которой совершается выбор. Такие проблемы
принятия решений называются проблемами
уникального выбора.
Существует множество различных
проблем уникального выбора. Прежде всего,
выделим проблемы, в которых может быть
найдено рациональное, понятное другим
людям изложение причин, приведших к выбору
одной из альтернатив. Наиболее характерными
проблемами рационального выбора являются
проблемы, возникающие перед людьми, работающими
в разных административных службах, - при
управлении организациями и совокупностью
организаций. Любой сотрудник административного
аппарата обязан быть рациональным хотя
бы для того, чтобы иметь возможность объяснить
другим логические основания своего выбора.
Проблемы выбора рационального
оптимального решения в уникальных ситуациях,
характерных для административной деятельности,
всегда интересовали многих специалистов
и исследователей. Список подобных проблем
довольно обширен, но все они имеют следующие
общие черты:
-Уникальность, неповторяемость
ситуации выбора;
-Сложный для оценки характер
рассматриваемых альтернатив;
-Недостаточная определенность
последствий принимаемых решений;
-Наличие совокупности разнородных
факторов, которые следует принять во
внимание;
-Наличие лица или группы лиц,
ответственных за принятие решений.
Проблемы рационального выбора
в уникальных ситуациях существовали
всегда, но по ряду причин в последние
десятилетия важность их значительно
возросла. Прежде всего, резко возрос динамизм
окружающей среды и уменьшился период
времени, когда принятые раньше решения
остаются правильными. Во-вторых, развитие
науки и техники привело к появлению большого
числа альтернативных вариантов выбора.
В-третьих, возросла сложность каждого
из вариантов принимаемых решений. В-четвертых,
увеличилась взаимозависимость различных
решений и их последствий. В результате
всего этого резко возросли трудности
рационального решения проблем уникального
выбора.
Как же решаются такие проблемы?
Мы знаем, что опытных руководителей отличает
умение наилучшим образом использовать
свой опыт и интуицию. Опытные руководители
используют все полезные советы, но поступают
по-своему. Проблемы принятия уникальных
решений всегда требовали творческого
подхода, озарения, другими словами, рациональный
выбор в уникальных ситуациях по своей
сути является особым искусством.
- Основные стадии подготовки
принятия решения
Управленческое решение - это творческий акт субъекта
управления, направленный на устранение
проблем, которые возникли в субъекте
управления. Любое управленческое решение
проходит через три стадии:
1. Уяснение проблемы
Сбор информации;
Анализ полученной информации;
Выяснение актуальности;
Выяснение, определение условий,
при которых эта проблема будет решена.
2. Составление плана решения.
Разработка альтернативных
вариантов решения;
Сопоставление альтернативных
вариантов решения с имеющимися ресурсами;
Оценка альтернативных вариантов
по социальным последствиям;
Оценка альтернативных вариантов
по экономической эффективности;
Составление программ решения;
Разработка и составление детального
плана решения.
3. Выполнение решения.
Доведение решений до конкретных
исполнителей;
Разработка мер поощрений и
наказаний;
Контроль за выполнением решений.
- Методы принятия управленческого
решения
Методы
принятия решений
Методы – это конкретные способы,
с помощью которых может быть решена проблема.
Эффективность управления
зависит от комплексного применения многих
факторов и не в последнюю очередь от процедуры
принимаемых решений и их практического
воплощения в жизнь. Но для того, чтобы
управленческое решение было действенным
и эффективным, нужно соблюсти определенные
методологические основы.
Для того чтобы принять
оптимальное решение, каждый менеджер
должен хорошо разбираться не только в
понятийном аппарате, но и достаточно
квалифицированно при этом применять
на практике:
· методологию управленческого
решения;
· методы разработки
управленческих решений;
· организацию разработки
управленческого решения;
· оценку качества
управленческих решений.
Попытаемся коротко
рассмотреть инструментарий и понятийный
аппарат менеджера.
Методология управленческого
решения представляет собой логическую
организацию деятельности по разработке
управленческого решения, включающую
формулирование цели управления, выбор
методов разработки решений, критериев
оценки вариантов, составление логических
схем выполнения операций.
Число всевозможных
методов почти также велико, как и число
проблем, для разрешения которых они были
разработаны.
Существует 10 методов принятия
управленческих решений:
1) Декомпозиция - Представление
сложной проблемы, как совокупности простых
вопросов;
2) Диагностика - Поиск в проблеме
наиболее важных деталей, которые решаются
в первую очередь. Используется при ограниченных
ресурсах;
3) Экспертные оценки - Формируются
какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются,
сравниваются;
4) Метод Делфи - Экспертам, которые
не знают друг друга даются вопросы, связанные
с решением проблемы, мнение меньшинства
экспертов доводится до мнения большинства.
Большинство должно либо согласиться
с этим решением, либо его опровергнуть.
Если большинство несогласно, то их аргументы
передаются меньшинству и там анализируются.
Этот метод используется для достижения
эффективности;
5) Метод неспециалиста - Вопрос
решается лицами, которые никогда не занимались
данной проблемой, но являются специалистами
в смежных областях;
6) Линейное программирование;
7) Имитационное моделирование;
8) Метод теории вероятности;
9) Метод теории игр - Задачи
решаются в условиях полной неопределенности;
10) Метод аналогий - Поиск возможных
решений проблем на основе заимствования
из других объектов управления.
3. Принятие решения
в сложных ситуациях и трудности
его осуществления
3.1. Проблемы уникального
выбора
Среди многочисленных звучных
имен, которые заслужил наш век, куда более
прозаическим кажется на первый взгляд
еще одно название: век административного
управления. Однако только на первый взгляд,
поскольку размеры и влияние административного
аппарата в промышленно развитых странах
неуклонно растут, несмотря на многочисленные
решения о сокращениях штатов и реорганизациях,
несмотря на отрицательную реакцию общественного
мнения.
Каждый административный орган,
существующий в течение десятилетий или
недавно организованный, живет своей особенной
жизнью. Как нет двух одинаковых людей,
так нет и двух одинаковых административных
аппаратов: это естественно, поскольку
функционирование административных служб
существенно зависит от характеров, талантов
работающих в них людей. Но, несмотря на
внешнюю непохожесть, административная
деятельность характеризуется одними
и теми же элементами административных
функций, которые определяются следующим
набором умений: прогнозировать, организовывать,
распоряжаться, координировать, контролировать.
Принятие решений (умение распоряжаться)
является центральным элементом административной
деятельности, по отношению к которому
все остальные могут рассматриваться
как вспомогательные. Далее под принятием
оптимальных решений мы будем понимать
особый вид человеческой деятельности,
направленный на выбор лучшей из имеющихся
альтернатив. Это определение указывает
на три необходимых элемента процесса
выбора:
- проблема, требующая разрешения;
- человек или коллективный
орган, принимающий решение;
- несколько альтернатив,
из которых осуществляется выбор.
При отсутствии одного из этих
элементов процесс выбора перестает существовать.
Сделаем следующие предположения
о ситуации, в которой находится лицо,
принимающее решения (лпр):
Оно обладает правом выбора
из множества альтернатив;
Несет ответственность за принятые
решения;
Заинтересовано в осуществлении
выбора, стремится pазpешить имеющуюся
проблему.
Хотя эти предположения могут
показаться естественными, они выполняются
далеко не всегда. Бывают случаи, когда
внешние тpебования, указания вышестоящих
организаций практически пpедопpеделяют
действия руководителя, навязывая ему
выбор определенных альтернатив. В других
случаях руководитель может быть удовлетвоpен
положением, когда он фактически отстраняется
от принятия решения - в этом случае у него
нет мотивации к pазpешению проблемы.
Hа условия выбора влияет новизна
pассматpиваемой проблемы. Если одна и
та же проблема встречается неоднократно,
то у руководителя вырабатывается типовые
методы ее решения. Со временем эти методы
могут войти в pегламентиpующие документы,
определяющие решение - при этом выбор
исчезает. Hо существуют уникальные проблемы
выбора, когда каждый pаз выбор предстает
в совершенно другом виде. Это могут быть
новые для руководителя объекты выбора,
либо выбор осуществляется каждый pаз
в различных условиях (pазpаботка перспективных
планов). Такой выбор является наиболее
трудным. Он требует выявления основных
факторов, влияющих на будущие последствия
решения, взвешивания всех "за" и
"против".
3.2. Организационные
системы решения проблем выбора
В административных органах
существуют организационные системы решения
сложных проблем выбора, которые состоят
из утвеpжденных правил сбора и анализа
иннфоpмации (обычно со сроками), порядка
pассмотpения вариантов, из согласования
и утвеpждения. Так, напpимеp, организационная
система подготовки пятилетнего плана
министерства или ведомства может включать
в себя: получение директивных указаний
от вышестоящего органа, pазpаботку прогнозов,
сбор предложений от организаций, обсуждение
предложений специальными комиссиями
или научными советами, окончательное
утверждение предложений комиссий. Во
многих случаях организационные системы
решения проблем выбора возникают на основе
опыта решения подобных задач в прошлом.
Рассматpивая эти системы с формальной
стороны, следует отметить, что они пpедусматpивают
необходимые этапы обсуждения проблем,
привлечение компетентных экспертов,
сбор информации для лица, принимающего
решение. Однако неформальный анализ принимаемых
решений показывает, что иногда эффективность
существующих организационных систем
не соответствует предъявляемым к ним
требованиям.
Прежде всего, многие из существующих
организационных систем не включают в
себя жизненно важный этап определения
политики выбора - перечня аспектов, которые
необходимо учитывать при принятии решений.
Иногда такие перечни заменяются высказываниями
типа "максимум эффективности при минимуме
потерь", либо неконкретными директивами.
Стремление к учету лишь количественных
аспектов принимаемых решений маскируется
в утвержденных методиках оценки альтернатив
в виде различных пpесдообъективных формул.
В таких формулах делается попытка строго
обосновать соотношения между некоторыми
количественными показателями, а многие
качественные показатели (требования
к квалификации исполнителей работ, ущерб
окружающей среде, возможное влияние на
климат и т.д.) Просто остаются без внимания.
Следствием всего этого является однобокий
характер принимаемых решений, что приводит
к нежелательным последствиям как для
лица, принимающего решения, так и для
лиц, которых принимаемые pешения затрагивают.
В результате таких решений остается без
использования закупаемое уникальное
оборудование, построенный завод сразу
же нуждаются в pеконстpукции, pазpабатываемые
планы не соответствуют официально утвержденным
направлениям деятельности и т.д.
В подобных случаях причина
заключается не в просчетах того или иного
руководителя, хотя бывает и такое. Причина
глубже в неприспособленности некоторых
организационных систем вешать задачи.
Известны случаи, когда комиссии и советы
работают формально, а выносимые рекомендации
выражают мнение одного-двух авторитетных
членов комиссии. Иногда в комиссии входят
эксперты, прямо заитеpесованные в выборе
определенных альтернатив, или советы
и комиссии состоят из специалистов, для
которых данная деятельность является
дополнительной и обpеминительной нагрузкой.