Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:28, шпаргалка
1.Административная или классическая школы менеджмента.
2.Школа научного управления
3.Стили управления персонала.
4.Функции менеджмента.
7. Сущность понятий мотив, стимул и мотивация труда.
12. Сущность власти и ее виды.
1.Административная
или классическая школы
2.Школа научного управления
Основоположником школы считается Ф. Тейлор. Он и его последователи при обучении использовали такие методы исследования как наблюдение, замеры, анализ и логику для совершенствования многих операций ручного труда. При этом использовались хронометры и кинокамеры. В 1911 г. была опубликована работа Тейлора «Принципы и методы научного управления.», большинство положений которых сводились к следующему: 1) создание новых научных фундаментальных зданий вместо старых исторически-сложившийся методов работы; 2) отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучения; 3) сотрудничество между администрацией и рабочими в вопросах организации труда; 4) равномерное распределения труда между администрацией и рабочими; 5) использование прогрессивной системы оплаты труда для повышения производительности.
3.Стили управления персонала. В современном менеджменте выделяют три основных стиля руководства: 1) авторитарный; 2) демократический; 3) либеральный. Демократический стиль руководства предполагает привлечение работников к выработке и принятию решение по важнейшим вопросам деятельности организации путем применения методов убеждения и поощрения у подчиненных вырабатываются такие качества как инициатива и самостоятельность. Руководитель стремится к постоянному общению с работниками и не демонстрирует при этом своего превосходства, информирует коллектив о положении дел в организации о возникших трудностях и прислушивается к мнению каждого члена коллектива, регулярно контролирует работу, отмечает как успехи, так и упущения, постоянно отстаивает интересы работников. .В организациях с демократическим стилям управления наблюдаются взаимоотношения взаимопомощи и сотрудничество, практически отсутствуют конфликты и руководитель пользуется авторитетом. Авторитарный стиль управления – стиль, при котором централизуется власть. В коллективе сфера интересов ограничена производственными вопросами, практически отсутствует неформальные отношения, наблюдаются признаки неблагоприятного психологического климата (агрессивность, скрытность, подозрительность). Руководитель единолично принимает решения, не советуется с членами коллектива, осуществление жесткого контроля работы подчиненных , резкая критика по любому поводу, руководитель держится на
“расстоянии” от коллектива, не о чем не информирует подчиненных, не допускает неформального общения. Либеральный стиль управления характеризуется не вмешательством руководителя в дела коллектива, руководитель ограничивает только постановкой общих целей и задач, мало проявляет инициативу, заранее соглашается с принятыми решениями коллектива. Данный стиль управления неприменим в производственных подразделениях, а более подходит для творческих коллективов.
4.Функции менеджмента. Менеджмент как наука выполняет три основные функции: 1) планирование; 2) организация; 3) контроль. Функция планирования заключается в подготовке к принятию управленческого решения, т.е. постановка целей и задачи, выявление планируемого результата, определение альтернатив и нахождение конечных эффектов. Функция организации является основной функцией менеджмента и включает в себя процесс достижения поставленных целей и задач и руководство персоналом, выполняющим определенный вид работы. Функция контроля заключается в определении вывода и результата выполненной задачи. Она является важным способом мотивации и стимулирования работников и от качества выполнения этой функции зависит выполнение будущих задач.
7.
Сущность понятий мотив,
5.Методы менеджмента. Побуждение работников к труду и повышения результативности осуществляется с помощью методов менеджмента. Методы менеджмента - способы целенаправленного воздействия на коллектив или отдельного работника с целью повышения эффективности и качества труда. В современной науке выделяют следующие методы менеджмента: 1) административные; 2) экономические; 3) социально-экономические; 4) социально-психологические. Административные методы в управленческой деятельности определяют: а) место отдельных работников и их коллективов в организации; б) их права, обязанности и меру ответственности; 3) способы координации их действий в процессе трудовой деятельности. Административные методы требуют от работника минимально допустимой администрации и позволяют поддерживать строгую дисциплину в коллективе. Экономические методы реализуются в форме материального вознаграждения за количество и качество труда. Так же экономические методы могут реализовываться в виде санкций или штрафов. Система материального вознаграждения должна удовлетворять следующим требованиям: а) механизм образования фонда заработной платы должен быть прозрачен; б) кроме заработной платы деньги работника должны выдаваться в виде отдельных непредусмотренных политикой организации постоянных выплат; в) выплата материальной помощи; г) лучшего работника премировать за добросовестное выполнение служебных обязанностей, чем принимать меры к штрафным санкциям за какой либо проступок. Социально-экономические методы предусматривают одновременно предоставление сотрудникам своеобразной прибавки к заработной плате и позволяет подчеркивать принадлежность сотрудника к данной организации. Эти методы можно разделить на 3 группы: 1) обеспечение благоприятных, комфортных условий труда (санитарно-гигиеническое состояние, методы гуманизации труда); 2) развитие социальной инфраструктуры организации (жилье, льготное пользование жилищно-коммунальными услугами, услугами детских дошкольных учреждений и т.д.); 3) неявные выплаты, с помощью которых организация стремится подчеркнуть индивидуальность работника (различные социальные пакеты). Социально-психологические методы предназначены для создания таких внутриорганизационных условий, которые бы побуждали работника и коллектив в целом к повышению результативности труда. В тоже время работники должны иметь возможность и стремление к самосовершенствованию. Социально-психологические методы включают в себя: 1) социологическое исследование; 2) соревнования; 3) преодоление и использование конфликтов; 4) методы морального поощрения и порицания; 5) убеждение; 6) психологическое влияние; 7) планирование развития и карьерного роста работника.
6. Сущность и типы конфликтов. Конфликты могут быть функциональными (каждое критическое выступление, расхождение во мнении, диспут) и дисфункциональными (деструктивное явление, приводящее к разрушению ресурсов вместо их вовлечения в производство (ресурсы - люди, их трудоспособность, отношение к трудуи т.д.)). Ранее считалось, что конфликт это крайне нежелательное явление в организации. К примеру, последователи школы человеческих отношений считали, что конфликтов можно и нужно избегать, поскольку конфликт сам по себе является причиной неэффективного управления. В современном менеджменте, даже в высокоэффективных организациях, некоторые конфликты не только возможны, но и желательны, т.к. руководитель может использовать их в собственных целях. Однако, это не означает, что конфликт всегда носит положительный характер. В некоторых случаях он может предшествовать удовлетворению потребностей отдельной личности либо организации в целом. Типы конфликтов. выделяют в зависимости от количества участников конфликта следующие типы: 1) внутриличностный - ролевой конфликт, когда одному человеку предстоит принять определенное решение по конкретной проблеме, но он не может выбрать из двух или нескольких вариантов либо когда требование организации противоречат духовным ценностям; 2) межличностный - возникает при расхождении во мнениях и во время борьбы за ограниченные возможности и ресурсы; 3) конфликт между личностью и группой; 4) межгрупповой – может возникать между неформальными группами, между формальными и неформальными группами, между двумя формальными группами.
8.Причины возникновения конфликтов и их характеристика. Причинами конфликтов могут служить следующие обстоятельства: 1) ограниченность ресурсов, подлежащих распределению (макулатура); 2) взаимозависимость ответственности; 3) различия в интересах, ценностях, мнениях, манере поведения и т.д.; 4) неудовлетворительные коммуникативные связи. Также причины вызывающие конфликты можно разделить на 2 группы:1) причины, порождённые трудовым процессом; 2) причины личного характера.
9.Сущность
процесса принятия
10.Этапы принятия управленческих решений. В современном менеджменте выделяют следующие этапы принятия управленческих решений: 1) диагноз проблемы - на этом этапе производится определение проблемы, выявляются ее причины; 2) формулировка ограничений и критериев принятия управленческого решения - производится оценка всех имеющийся средств необходимых для решения проблемы; 3) определение альтернатив - необходимо рассмотреть все возможные действия решения проблемы; 4) оценка альтернатив по выбранным критериям; 5) выбор альтернативы - зачастую оптимальное решение находится путем анализа оцененных альтернатив и руководитель зачастую принимает не наилучшие решение, а наиболее приемлемое; 6) реализация - выбранные решения воплощаются в жизнь; 7) обратная связь - поступление данных о том, что происходило до и после принятия управленческого решения, выявление целесообразности принятия аналогичных решений в будущем.
11.
Группировка работников по
12. Сущность власти и ее виды. Весьма распространенными являются суждения о том, что власть и руководящая должность являются определяющими факторами успешного управления. Для этого необходимо еще эффективное управление, т.е. способность влиять на людей, быть лидером. Власть - это возможность влиять на других людей с целью достижения определенных целей. Обычно понятие «власть» вызывает отрицательно отношение. Такой взгляд неправильный. В различных подразделениях организации действие руководителя зависит от действий его непосредственного начальника и одновременно его коллег и подчиненных. Власть является необходимым условием успешной деятельности организации. Для успешного ведения менеджмента руководитель должен осознавать, что не только он обладает властью, и использование им власти в одностороннем порядке может вызвать у подчиненных такую реакцию, при которой они сами продемонстрируют свою власть. Руководитель зависит от подчиненных в вопросах касающихся известной только им информации необходимой для принятия управленческих решений, их влияния на своих коллег и самое главное, в их способности выполнять задание руководителя. Чтобы успешно руководить необходимо влиять, а чтобы влиять нужна власть, а для того, чтобы обладать властью необходимо держать под своим контролем потребности исполнителей. Власть руководителя подразделяется на следующие виды:1) власть основанная на вознаграждении - проявляется в тех случаях, когда подчиненный выполняет поручение руководителя в надежде на определенное вознаграждение; 2) власть основанная на принуждении - заключается в желании или способности заставить исполнителя выполнить поручение под страхом наказания; 3) законная власть - предоставляется руководителю в рамках его должности и основывается на традициях; 4) власть примера – форма власти построена на логике на силе личных качеств или лидерства, которые являются весьма привлекательными для подчиненных; 5) экспертная власть - существует тогда, когда исполнитель считает, что руководитель обладает высшей степенью компетентности. Власть имеет те же свойства, что и деньги – она может быть сохранена, приумножена или растрачена.