Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 13:49, шпаргалка
понятие и сущность маркетинга
Маркетинг (от англ. market – «рынок») – это оригинальное единство строгой науки и умение эффективно работать на рынке.
Маркетинг – это единый комплекс организации производства и сбыта товара (услуги), направленный на выявление и удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей с целью получения прибыли.
14 июня 1995 г. Государственной Думой
России был принят первый
Он определил основные принципы рекламной деятельности в стране, способствовал регулированию правовых отношений, возникающих в процессе создания, распространения, получения рекламы.
Закон установил ответственность за недобросовестную, недостоверную рекламу, определил права и обязанности участников рекламного процесса, а также механизм государственного регулирования в сфере рекламы.
В законе впервые были даны определения понятия рекламы, основных участников рекламного процесса: рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, потребителя рекламы и т.д.
Чтобы понять глубину проработки и важность положений Закона для рекламной деятельности в России, назовем несколько его разделов: «Общие и специальные требования к рекламе», «Особенности рекламы», «Зашита несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы», «Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей», «Полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы и Права органов саморегулирования в области рекламы», «Ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя».
Законом были предоставлены определенные права органам самоуправления в области рекламы по контролю рекламной деятельности в России. Согласно ему они имели право снять недобросовестную рекламу, а также привлечь к ответственности нарушителей законодательства.
В Законе рассматривались особенности отдельных видов рекламы, а также особенности рекламы отдельных видов товаров, таких как алкоголь, табак, медикаменты, оружие. Важным дополнением в Закон стало принятие регуляции, ограничивающей рекламу табака и алкогольной продукции. Эта реклама была запрещена к показу по телевидению с 1 января 1997 г.
Понятия недостоверной и недобросовестной рекламы четко и обстоятельно излагались в Федеральном законе «О рекламе», поскольку именно эти вопросы чаше всего становились предметами спора сторон. Формулировки, приведенные в Законе, предотвратили возможность в будущем двойного толкования этих понятий.
Представленные примеры подтверждают тезис о том, что этот документ охватывал действительно все вопросы, связанные с рекламной деятельностью.
За период, прошедший со времени принятия первого Закона, продолжали издаваться нормативные акты, которые предусматривались им. В 1995 г. МАП разработал «Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе». В Уголовном кодексе РФ есть положение, предусматривающее ответственность за заведомо ложную рекламу.
В 2004 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 115-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О рекламе», касающийся ограничений рекламы пива.
Со времени принятия первого Закона о рекламе прошло более 10 лет. За это время рекламная индустрия России шагнула далеко вперед, окрепла, пережила серьезный кризис в 1998 г. Проявились недостатки первого Закона, которые надо было исправить, а также необходимо было привести Закон в соответствие тем условиям, в которых сегодня работают рекламисты. Все эти причины повлияли на то, что 13 марта 2006 г. Президент РФ подписал второй Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе».
|
Комплекс маркетинга в его каноническом виде ("4P") включает 4 составляющих:
Продукт (Product) — это набор «изделий и услуг», которые
фирма предлагает целевому рынку.
Цена (Price) — денежная сумма,
которую потребители должны уплатить
для получения товара.
Дистрибуция (Place) — всевозможная деятельность, благодаря
которой товар становится доступным для
целевых потребителей.
Продвижение (Promotion) — всевозможная деятельность фирмы по
распространению сведений о достоинствах
своего товара и убеждению целевых потребителей
покупать его.
Таким образом, концепция маркетинга-микс по Маккарти определялась набором основных маркетинговых инструментов, включаемых в программу маркетинга: товарная политика (product), сбытовая политика (place), ценовая политика (price), коммуникационная политика или политика продвижения (promotion).
Современные исследователи постоянно расширяют этот список, благодаря чему возникают новые концепции - 5P, 6Р, 7Р, ... 12Р и 4С (см. ниже), однако общепризнанной все-таки является концепция 4P. Ключевым фактором при этом выступает то, что именно эти 4 элемента могут полностью контролироваться маркетологом.
Наиболее успешной (по признаку распространенности в умах маркетологов и ученых) из "расширенных" трактовок комплекса маркетинга сейчас можно назвать концепцию "7Р", в которой к "4P" добавляются еще 3
: People, Process и Physical Evidence.
Люди (PEOPLE) - контингент, имеющий отношение к процессу
купли-продажи;
Процесс покупки (PROCESS) –
то, что связано с деятельностью покупателя
по осуществлению выбора товара;
Физический атрибут (PHYSICAL EVIDENCE) (обстановка,
среда, в которой оказывается услуга, продается
товар) - материальный предмет, который
может служить для клиента подтверждением
факта оказания услуги.
Эта концепция изначально создавалась для маркетинга услуг, однако сейчас все большее число исследователей пытаются применять ее и к "товарному" маркетингу. Что, тем самым, делает ее еще более уязвимой для критики.
Модель |
Английская расшифровка |
Русская расшифровка |
Примечание |
4P |
Product, Price, Place, Promotion |
Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение |
Джерри Маккарти (Jerry McCarthy), 1964 |
5P |
Product, Price, Place, Promotion, Personnel |
Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Персонал |
|
Product, Price, Place, Promotion, Package |
Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Упаковка |
||
Product, Price, Place, Promotion, Publicity |
Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Связи с общественностью |
||
7P |
Product, Price, Place, Promotion, People, Process, Physical Evidence |
Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Люди, Процесс, Физический аттрибут |
Б.Бумс и Дж.Битнер (Bitner, J. and Booms, B.), 1981 |
Контроллинг – это комплексная систематическая оценка всех сторон предприятия. Она касается:
• всех подразделений;
• руководителей;
• сотрудников.
Контроллинг выступает средством улучшения деятельности фирмы. Причем оперативность является одним из основных принципов. Контроллинг означает скорее «постоянно держать под контролем», а не просто контроль.
Задача контроллера состоит в том, чтобы при фактических расхождениях с планом привести в действие механизм, способный восстановить движение фирмы к намеченной цели.
Механизм контроллинга основан на следующих принципах.
• Движение и развитие. Под этим подразумевается, что Контроллинг обязан активно воздействовать на тех, кто тормозит прогресс, и добиваться постоянного обновления всей деятельности фирмы, особенно в сфере маркетинга.
• Своевременность. Контроллинг как маркетинговая философия ориентирован на будущее, служит раннему выявлению новых возможностей и рисков фирмы.
• Стратегическое сознание. Контроллинг должен быть как бы фильтром, предотвращающим реализацию решений при несоответствии их стратегическому плану.
• Принцип документации. Контроллинг предусматривает изложение информации в письменном виде, систематизировано, полно и наглядно.
Организация контроллинга на предприятии:
Организацию контроллинга следует начать с действий, которые не требуют значительных затрат.
Контроллер каждого крупного подразделения должен:
• быть аналитиком;
• способным широко, стратегически мыслить;
• быть освобожденным от суетной текучки;
• быть в служебном отношении независимой фигурой;
• иметь доступ к информации фирмы;
• участвовать в совещаниях и в принятии ответственных решений.
Контроллинг должен быть организован таким образом, чтобы ни одно из направлений маркетинга-микс не осталось без стратегического и оперативного контроля.
СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В МАРКЕТИНГЕ
Установление цен на новый товар. Для этого компания может применить несколько стратегий.
1. «Медленное снятие сливок». Можно держать высокую цену на новый товар и низкие расходы на стимулирование сбыта. Это приемлемо для небольшого рынка, где потенциальные покупатели осведомлены о товаре и готовы платить высокую цену.
2. «Быстрое снятие сливок» осуществляют при высокой цене в сочетании с интенсивным стимулированием сбыта. Такая стратегия применяется к состоятельным покупателям. После замедления начальной волны сбыта в результате «снятия сливок» цена снижается, чтобы привлечь менее обеспеченные слои населения.
3. «Быстрое проникновение» или «прочное внедрение на рынок» достигается при назначении низкой стартовой цены и интенсивном стимулировании сбыта. Это способствует наиболее быстрому и полному завоеванию рынка. Применять эту стратегию имеет смысл в тех случаях, когда рынок велик, потенциальные покупатели чувствительны к цене и незнакомы с товаром и, кроме того, есть конкуренция. Если ресурсы компании ограничены, то придется держать низкие цены при слабом стимулировании. Такая стратегия применима в следующих случаях:
• рынок очень чувствителен к ценам, и низкая цена способствует его расширению;
• со временем снижаются издержки производства и распределения товара.
Установление цен на товар, имитирующий уже существующий. Фирма должна принять решение о позиционировании товара. Необходимо сделать упор на показ четкого баланса «цена – качество». Как правило, сам по себе имитирующий товар при всех прочих равных условиях малопривлекателен, поэтому здесь уместен маркетинг-микс:
1) снижение издержек и цен;
2) повышение имиджа производителя и/или продавца;
3) инвестирование в мероприятия по продвижению;
4) приближение производства и продажи к потребителю (открытие местного производства, складов и магазинов);
5) улучшение сервиса.