Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:07, реферат
Проблеме обучения самостоятельной работе студентов и её организации посвятили свои работы исследователи Л.Г. Вяткин, М.Г. Гарунов, Б.П. Есипов, В.А. Козаков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Н.А. Половникова, П.И. Пидкасистый и др., рассматривая общедидактические, психологические, организационно-деятельностные, логические, методические и другие аспекты этой деятельности. Вопросы развития творческой самостоятельности раскрыты в исследованиях В.В. Дрозиной, А.В. Кирьяковой, В.А. Беликова, В.В. Давыдова, В.И. Андреева и др.
Проблеме обучения самостоятельной работе студентов и её организации посвятили свои работы исследователи Л.Г. Вяткин, М.Г. Гарунов, Б.П. Есипов, В.А. Козаков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Н.А. Половникова, П.И. Пидкасистый и др., рассматривая общедидактические, психологические, организационно-деятельностные, логические, методические и другие аспекты этой деятельности. Вопросы развития творческой самостоятельности раскрыты в исследованиях В.В. Дрозиной, А.В. Кирьяковой, В.А. Беликова, В.В. Давыдова, В.И. Андреева и др.
Самостоятельная
работа студентов является обязательной
формой учебной деятельности для
каждого студента, и определяется
рабочими учебными планами по специальностям
по каждому из циклов дисциплин. Новые
государственные
Несмотря на
то, что по программе уделяется
достаточно много времени на самостоятельную
работу, это не дает ожидаемых результатов
по следующим причинам: содержание
самостоятельной работы, реализуемое
разными преподавателями в
Большую роль в организации самостоятельной работы студентов играют информационные компьютерные технологии и мощные программные продукты (обучающие программы с тестирующими системами, с информационными базами данных), позволяющие существенным образом влиять на процесс обучения, помогая в усвоении нового материала и ускорении вычислений. Однако «злоупотребление» информационными технологиями в гонке за скоростью выполнения работы и экономия аудиторных часов может привести к тому, что студент может разучиться работать в коллективе, а умение работать в команде ценно в профессиональной деятельности.
Чтобы сформировать навыки самостоятельной деятельности у студентов нужно, прежде всего, научить их приемам мышления и выработать стремление к поисковому познанию. Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе и развивает самостоятельную творческую деятельность, которая сильно стимулирует приобретение и закрепление знаний. Не надо забывать о том, что перед студентом надо ставить выполнимые задачи и «адекватно» оценивать его работу (некоторые преподаватели искусственно занижают баллы пологая, что таким образом стимулируют успешную учебную деятельность). Непосильные задачи, постоянные «поражения» приводят к противоположному результату. Самостоятельная работа студента приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой, вырабатывает навыки принятия решений.
Применение учебной
информации, добытой студентом
В стремлении создать поколение специалистов, ориентированных на непрерывное обучение в течение всей жизни, возрастает роль самостоятельной образовательной деятельности студентов. Еще А. Дистервег писал, что «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». Самостоятельная образовательная деятельность студентов - это моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных профессиональных качеств.
Формирование профессиональных качеств будущих специалистов во многом определяется отношением самих студентов к самостоятельной работе. Пассивный подход, при котором студенты считают, что весь материал дается преподавателем на лекционных и семинарских занятиях, приводит к минимилизации возможностей в будущей успешной профессиональной деятельности и снижению качества обучения. Также неверно отождествлять самостоятельную работу с «отработками», фактически нацеленными не на получение новых знаний, а на закрепление пройденного материала. Наибольший эффект достигается тогда, когда студент постоянно работает над собой. Самостоятельную работу студента можно считать одним из основных факторов профессионально-личностного развития будущего специалиста.