Розничная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение проблем современного рынка. Характеристику рынка как совокупности или арены актов купли-продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы и инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

    супермаркеты магазины самообслуживания с преимущественно продовольственным ассортиментом;

    суперонтер перспективный магазин по торговле скоропортящимися товарами, расположен чаще всего вне города;

    конвинненс  онтор небольшой магазин с ограниченным числом продуктов высокой степени готовности (как дополнение к крупным магазинам);

    супертриадо новая модель крупного магазина, имеющая современный торговый центр с реализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зона супермаркета-склада, зона продажи товаров улучшенного качества;

    драгонтер розничное предприятие с высокой степенью автоматизации операций, где принимаются кредитные и дебиторские карточки;

    магазин-дискаунт магазин сниженных цен, реализует товары среднего качества по сравнительно невысоким ценам и др.

    Широкое распространение получают розничные конгломератыкорпорации свободной фирмы, объединяющие несколько предприятий разнородных направлений и форм розничной торговли под единым владением с частичной интеграцией функций распределения и управления. Представляют интерес и оптово-розничные клубы, членами которого являются мелкорозничные торговые фирмы (60%), вносящие 20—30 дол. в год, и индивидуальные потребители (40%), вносящие 5% от цены товара. Примером такого клуба может служить фирма Price club (Калифорния).

    Классическая  инфраструктура рынка включает товарные биржи, фондовые биржи, биржи труда и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Характеристика основных элементов инфраструктуры рынка

    На  рынке товаров и услуг инфраструктура представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, фирмами, предоставляющими участникам рыночную информацию, занимающимися маркетингом, рекламой и т. д. Эта часть инфраструктуры охватывает огромное экономическое пространство между производителями и потребителями; ее функционирование обеспечивает регулирование сбыта и обслуживание потребителей. Эта инфраструктура реагирует на сигналы, идущие от спроса, и обеспечивает равновесие на товарном рынке.

    На  рынке труда инфраструктурой являются биржи труда, системы, обеспечивающие обучение и переквалификацию работников.

    На  рынке ценных бумаг это в первую очередь фондовая биржа, где покупаются и продаются акции и облигации. Соединяя инвесторов и владельцев сбережений, биржа способствует межотраслевому и межрегиональному переливу капиталов.

    Инфраструктура  кредитного рынка это современная двухуровневая банковская система (Центральный банк и коммерческие банки), страховые компании и различные фонды, способные мобилизовать свободные денежные средства и превратить их в кредиты.

    Государственные финансы (центральные и местные бюджеты) также являются частью инфраструктуры рынка. Бюджеты через налоги, а также через расходы позволяют государству решать те проблемы, перед которыми отступает рынок.

    Следующий элемент инфраструктуры — это законодательство, правовая система, регулирующая взаимодействие участников рынка. Отсутствие или слабое развитие правовой системы превращает рынок в «дикий», а экономику делает криминальной.

    Мы  рассмотрели основные элементы инфраструктуры рынка. Еще раз отметим, что рынок  не может нормально функционировать без развитой инфраструктуры. Поэтому перед странами, входящими в рынок, а значит, и перед нашей страной стоит задача создания рыночной инфраструктуры.

    В настоящее время уровень развития инфраструктуры товарных рынков в России в целом и в регионах не соответствует условиям свободного движения товаров. В ходе экономических реформ нарушились процесс товародвижения и существовавшие между хозяйствующими партнерами взаимосвязи, увеличилась звенность в процессе реализации товаров, возросли издержки, цены, количество нерациональных перевозок, бессистемно осуществляется оптовая и торгово-посредническая деятельность.

    Мировой опыт свидетельствует, что непременным  условием эффективности функционирования экономики рыночного типа является развитая инфраструктура товарного рынка. Ее субъекты выполняют очень важные функции: затаривание, расфасовка, хранение товаров на складах, в холодильниках, разукрупнение или наоборот увеличение объемов поставок, транспортировка и доставка продукции; предоставление информации о спросе, предложении, ценах, условиях продажи, местонахождении товаров, финансовая помощь для поддержки производства в некоторых случаях и др.3

    В услугах оптовых баз особенно нуждаются мелкие и средние потребители, так как из-за нетранзитных объемов поставок им товаров только эти базы могут предложить широкий ассортимент продукции и гарантировать стабильное и бесперебойное ее поступление. Инфраструктура товарных рынков должна создавать условия для поддержания необходимого соотношения спроса и предложения, сокращения времени реализации товаров, ускорения оборота капиталов, снижения издержек товарообращения и цен, формирования эффективной конкурентной среды.

    Условия рынка требуют увеличения количества торгово-посреднических предприятий  и организаций, и прежде всего - реализующих товары производственного назначения в розницу и мелким оптом, а также оказывающих чисто посреднические и информационные услуги, а также более равномерного их размещения на территории России.

    Основная  часть объектов оптовой торговли (95%) - негосударственные, 90% всех предприятий являются малыми с численностью работников до 25 человек, а на 58% предприятий занято лишь до пяти человек. Наиболее активно объекты оптовой торговли образовывались в 1992-1994 гг. В этот период было зарегистрировано более 80% таких предприятий, при этом лишь около 10% были созданы путем приватизации, остальные - вновь образованные.4

    Наиболее  распространенная организационно-правовая форма хозяйствования указанных предприятий - товарищество с ограниченной ответственностью (52% общего их числа), 18% составляют индивидуальные частные предприятия, 13 - акционерные общества закрытого типа, 9 - открытого типа, 10% - предприятия других форм.5

    Предприятия оптовой торговли располагают складами общей площадью 63 млн. м2. На одно товарищество с ограниченной ответственностью в среднем приходится складской площади 244 м2 и емкость холодильников -12 т, на акционерное общество открытого типа - соответственно 13500 м2 и 513 т, акционерное общество закрытого типа - 847 м2 и 38 т, индивидуальное частное предприятие - 41 м2 и 2,3 т.

    Складские площади загружены на 40-60%, остальная  часть сдается в аренду, используется на условиях кооперации или продается  промышленным предприятиям и коммерческим структурам. Однако, несмотря на наличие значительного количества складских площадей, не хватает высокомеханизированных складов с соответствующим комплексом сервисных услуг. Поэтому требуются модернизация складских площадей, доведение доли активной части основных фондов торгового назначения до 35-40%.

    По  мере развития рыночных отношений создаются  новые рыночные структуры и видоизменяется их деятельность. Например, на протяжении двух трех лет происходил бурный рост бирж, реализующих продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления. В настоящее время биржевая активность снижается. Значительно уменьшилось количество товарных бирж - на начало 1997 г. их было всего 78. Через них на протяжении последних двух лет реализуется менее 1% общего объема продаваемой продукции.

    Важной  проблемой функционирования товарных рынков является формирование системы  соответствующего информационного  обеспечения. Пока этот процесс происходит стихийно, никто не учитывает создаваемые  базы данных о состоянии и развитии товарных рынков, не координирует деятельность производителей информации и не обеспечивает их взаимовыгодное сотрудничество. В результате, несмотря на большое число фирм, специализирующихся на производстве и распространении информации, ни одна из них не имеет надежную и полную информацию, всесторонне характеризующую состояние товарных рынков и инфраструктуру (спрос, товарное положение, цены, конкурентоспособность, условия продажи, формы обслуживания).

    Не  отвечает объективным требованиям  и нормативно-правовое обеспечение торговых отношений, не сформирована его четкая система и достаточная законодательная основа. Количество правовых актов, принимаемых на разных уровнях власти и ведомствами, даже не поддается учету Нормативные акты рассогласованы между собой на стадии подготовки, принятия и действия, некоторые из них не отражают все стороны и аспекты функционирования товарных рынков, а многие необходимые - еще не разработаны. В нормативной документации есть много противоречий. Эффективность правовой системы в целом и отдельных ее составляющих не определяется.

    Для формирования и функционирования рациональной инфраструктуры российских товарных рынков Правительство РФ постановлением от 3 августа 1996 г. "О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации" поручило Минэкономики России с привлечением заинтересованных федеральных и местных органов исполнительной власти разработать указанную комплексную программу на 1998-2005 гг. В настоящее время закончена научная проработка и в ближайшее время будет подготовлен ее проект.

    В соответствии с прогнозом развития инфраструктуры товарных рынков на 2002 г. и ближайшую перспективу доля реализации продукции производственно-технического назначения через оптовых посредников будет расти на 2-3% в год. По мере развития сети эффективных посредников и увеличения объемов производства продукции этот показатель будет повышаться.

    Структура объемов закупок товаров в  наиболее крупных коммерческо-посреднических организациях может составить: закупка  в своей области -30%, в соседних областях - 25, в других областях России - 25, в других государствах - 20%. Доля реализации товаров в своей области прогнозируется на уровне 50%, в соседних областях - 20, в других областях России - 20, в других государствах - 10%.

    В объеме реализации товаров коммерческо-посреднических организаций удельный вес других оптовых посредников может составить 10-30%, а в закупках товаров - 30-40%.6

    По  мере развития логистических функций  возможны организационные преобразования в системе коммерческо-посреднических структур, изменения их специализации. Ожидается создание новых видов оптовых посредников, транспортно-сбытовых центров и др. Будет развиваться взаимодействие складских предприятий оптовых посредников с транспортными терминалами и складами обслуживаемых предприятий и интегрированная организация товародвижения через места складирования. Предполагается сокращение складских перевалок и числа стадий складирования продукции.

    Из  новых посреднических организаций  комплексного обслуживания могут выделяться или на их основе образовываться транспортно-экспедиционные структуры. При территориальном тяготении к крупным транспортным узлам новые посреднические организации комплексного обслуживания могут явиться базой для создания транспортно-сбытовых центров (именуемых за рубежом распределительными центрами). При обслуживании заказчиков по контрактам возможно образование на местах специализированных структур, например, в рамках федеральной контрактной системы. Приоритетными в деятельности оптовых посредников по оказанию дополнительных услуг становятся услуги транспортно-экспедиционного характера, объем которых может увеличиться в большинстве организаций Их удельный вес в общей сумме оборота коммерческо-посреднических структур достигнет, вероятно, 15-20%. Интеграция и специализация оптовых посредников будет сопровождаться организацией складского обслуживания, развитием складской сети как важнейшего элемента рыночной инфраструктуры.

    Влияние биржевых структур на формирование товарного  рынка России будет оставаться незначительным из-за уменьшения промышленного производства, низкой платежеспособности, преобразования бирж в другие коммерческие структуры. Предполагается, что через биржи будет продаваться менее 1% общего объема реализации продукции.

Информация о работе Розничная торговля