Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:11, курсовая работа
Потребность в безопасности является одной из важнейших составляющих в системе базовых потребностей человека и государства. Социально-трудовая сфера является главной сферой, в которой решается задача экономического обеспечения общественной безопасности. Во всех странах именно недостаточное экономическое обеспечение достойного уровня жизни населения вызывает социальную конфликтность, нарушение общественного спокойствия в форме забастовок и демонстраций, в ряде случаев серьезно угрожающих внутриполитической безопасности.
8
УДК 330.8:331 (04)
Решение трудовых проблем как условие достижения общественной стабильности
Эмгек көйгөйлөрүн чечүү - коомдук туруктуулукту жогорулатуунун шарты катарында.
Solution of labor problem as a condition of achievements of social stability
Савина С.Е., д.э.н., профессор БГУ им. К.Карасаева
Мамытов А.С., старший преподаватель БГУ им. К.Карасаева
В статье рассматривается состояние cоциально-трудовых проблем и их влияние на обеспечение общественной безопасности в стране.
Макалада саясий эмгек көйгөйлөрүнүн абалы жана анын өлкөдөгү коомдук коопсуздукту камсыздандырууда таасири каралат.
The article considers the state of social - problem labor and their effect on the provision of public safety in the country.
Ключевые слова: социально-трудовая сфера, уровень жизни, трудовые доходы, занятость, безработица, социальные конфликты.
Негизги сөздөр: социалдык эмгек катмары, жашоонун деңгээли, эмгек кирешелер, эмгек менен камсыз болуу, жумушсуздук, социалдык конфликттер.
keywords; Social and Labor Issues, Living, earned income, employment, unemployment, social conflict.
Потребность в безопасности является одной из важнейших составляющих в системе базовых потребностей человека и государства. Социально-трудовая сфера является главной сферой, в которой решается задача экономического обеспечения общественной безопасности. Во всех странах именно недостаточное экономическое обеспечение достойного уровня жизни населения вызывает социальную конфликтность, нарушение общественного спокойствия в форме забастовок и демонстраций, в ряде случаев серьезно угрожающих внутриполитической безопасности.
В Кыргызской Республике сложившаяся к настоящему времени ситуация в социально-трудовой сфере свидетельствует о том, что по многим параметрам достигнуты или превышены пороговые величины безопасности, что ведет к воспроизводству порочного круга бедности не только для взрослого населения, но и для детей. Рост социальной напряженности в обществе зависит от ряда факторов, среди которых можно выделить следующие.
Во-первых, это ползучая инфляция. Индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в экономике. Этот индекс измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базовом периоде. Если посмотреть в разрезе товаров, то в среднем наибольшие темпы инфляции характерны для группы «пищевых продуктов и безалкогольных напитков». Значительно усложняет жизнь населению тот факт, что цены на продовольственные товары растут довольно синхронно с тарифами на услуги. Так, в структуре потребительских расходов домашних хозяйств больше половины приходится на питание, причем начиная с 2005 г. просматривается тенденция постепенного увеличения доли этих расходов. Вторая существенная статья расходов – это покупка одежды и обуви, на третьем месте - покупка топлива, оплата услуг общественного транспорта и услуг ЖКХ. На саморазвитие человека как личности не остается практически ничего, хотя постоянно говорится с высоких трибун о необходимости беречь и приумножать человеческий капитал страны, как необходимое условие ее конкурентоспособности.
Во-вторых, рост коммерциализации здравоохранения и образования. Так, рост уровня расходов на оплату услуг здравоохранения и образования (включая и теневой компонент) приводит к постепенной недоступности для многих граждан не только качественных услуг этих секторов экономики, но и самих услуг (особенно в сельской местности). Так, в течение 10 лет происходит снижение обеспеченности населения врачами (с 29 человек в 2000 г. до 24 человек в 2010 г. в расчете на 10 тыс. населения). Приведем для сравнения: в 2010 г. этот показатель в среднем по СНГ составил 37,7 чел., в России – 43,1, в Казахстане – 37,5 чел. При этом постепенно стираются региональные различия в обеспеченности, но это не то обстоятельство, которое может радовать. Если в 2000 г. лучше всех обстояло дело в Иссык-Кульской (25,9 чел.) и Нарынской (23,4 чел.) областях, то в 2010 г. их показатели упали до уровня аутсайдеров (соответственно 15,5 чел. и 14,8 чел.). В 2010 г. самые низкие показатели обеспеченности в Джалал-Абадской (13,7 чел.) и Таласской (13,7 чел.) областях, но если южная область и в 2000 г. находилась на отстающих позициях, то стремительное падение в Таласской области требует своего глубокого анализа и срочного принятия мер.
В-третьих, в Кыргызстане не сложился массовый средний класс. Однако в развитых странах он является сердцевиной социальной структуры общества, а «… не олигархи, когда собственные интересы ставятся выше национальных интересов, и не бедный слой, когда задавленным нуждой людям не до понимания общих интересов, - а именно средний слой, который живет достойно, состоятельно и в сознании которого гармонично сплавлены народные и личные интересы» - указывает академик Т. Койчуев 1.
Все это позволяет нам сделать вывод, что материально-имущественное положение, выражаемое, прежде всего, в уровне среднедушевых денежных доходов, является главным признаком принадлежности людей к среднему классу. По нашим расчетам, в Кыргызстане признаком принадлежности к среднему классу в ценовых условиях 2009 года может служить среднедушевой денежный доход в диапазоне 10-20 тыс. сомов в месяц. Это достаточно широкий диапазон, но он вытекает как из широты самого понятия «средний класс», так и очень сильной ценовой дифференциации не только между регионами страны, но и между районами и отдельными населенными пунктами
При проведении экономических реформ необходимо исходить из социально-общественных аспектов безопасности. В стране наблюдается большой разрыв между богатым меньшинством и бедным большинством. На повестке дня стоит задача, по крайней мере, недопущения дальнейшего разрыва и поляризации нашего общества. Как полемически заостренно подчеркивается в публикациях на эту тематику, «подавляющую часть населения не интересует ситуация на фондовом рынке — это не их мир. Миллионы живущих на селе и в небольших городах оказались «инопланетянами» по отношению к 10-20% людей, живущих в созданной в результате реформ экономике». Однако лимит доверия населения почти исчерпан, поэтому нарастают протестные настроения. Принимаемые в настоящее время государством меры только сглаживают ситуацию, снижают накал напряженности в обществе, но пока не устраняют основные причины, угрожающие экономической безопасности
В-четвертых, это проблема занятости населения и снижения безработицы. Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства, поэтому показатели занятости и безработицы включаются в перечень показателей, характеризующих состояние социально-экономической стабильности в обществе. Однако анализ состояния рынка труда Кыргызской Республики позволяет сделать вывод, что в республике наблюдается высокий уровень безработицы, которая носит застойный характер. К основным проблемам, затрудняющим повышение уровня занятости и снижения безработицы относятся: низкий уровень частных инвестиций, отсутствие гражданского контроля, низкая эффективность государственного управления в вопросах обеспечения занятости населения, правовой нигилизм работодателей, слабая социальная защищенность работников, ощутимый недостаток в стране экономически эффективных рабочих мест и наличие неблагоприятной среды для развития предпринимательства.
В то же время следует сказать, что существуют и объективные обстоятельства, обусловленные действием долгосрочных факторов развития, которые необходимо учитывать при разработке и реализации политики занятости населения. В частности, на ближайшую перспективу прогнозируется увеличение населения в трудоспособном возрасте, как результат высокой рождаемости и демографического взрыва в 80-х годах прошлого века. Поэтому молодежь, которая будет вступать в репродуктивный возраст, станет дополнительной рабочей силой, выходящей на рынок труда. Соответственно рост численности населения в трудоспособном возрасте будет превышать число занятого населения, в результате чего на долгое время сохранится диспропорция в спросе и предложении рабочей силы на рынке труда.
Несмотря на тенденцию к общему снижению уровня бедности в республике, масштабы бедности населения по-прежнему высоки. Это в совокупности с высоким уровнем безработицы являются основными факторами, способствующими институционализации широкомасштабных миграционных процессов, росту внешней миграции и интенсификации внутриреспубликанских перемещений. При этом большая часть мигрантов выезжает в трудоспособном возрасте.
Сравнительно недавно появилась новая тенденция, когда прибывшие из-за рубежа наши граждане спустя некоторое время снова собираются работать за пределами страны и это несмотря на то, что в сфере трудовой миграции имеются серьезные проблемы, начиная от правовой и социальной незащищенности мигрантов, криминализации их среды жизнедеятельности в стране пребывания, бытовой неустроенности и кончая торговлей людьми, которая является современной формой рабства и включает в себя ряд серьезных нарушений прав человека, в том числе принудительный труд, сексуальная и трудовая эксплуатация, насилие и жестокое обращение. И, несмотря на это, наши граждане повторно выезжают за границу в поисках хорошо оплачиваемой работы, потому что в Кыргызстане так и не созданы условия для полной занятости рабочей силы с достойной оплатой труда.
Большие сложности имеются и в сфере внутренней занятости. Она является нерациональной и непродуктивной, с низкой заработной платой, во многом отсутствуют социальные гарантии, не обеспечивается охрана труда, большой удельный вес приходится на временные и случайные работы. Поэтому в стране так распространены «работающие бедняки», ведь уровень заработной платы в Кыргызстане ниже, чем в других странах СНГ, исключение составляет только Таджикистан.
Для преодоления негативных тенденций возникает необходимость в проведении органами государственной власти более активной политики в социально-трудовой сфере, для чего используют различные механизмы государственного регулирования и стимулирования. В последние годы приоритетным направлением такой политики становятся активные меры на рынке труда, основными из которых являются: трудоустройство, профессиональное обучение, повышение квалификации и переобучение, организация оплачиваемых общественных работ и содействие предпринимательству безработных посредством микрокредитования (табл. 1). Как правило, активными мерами государственной службы занятости на национальном рынке труда охватываются в среднем 50-60% оставшихся без работы граждан, признанных безработными в установленном законом порядке.
Таблица 1. Основные показатели работы государственной службы занятости на рынке труда Кыргызской Республики (человек)
| 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Зарегистрировано ищущих работу | 73536 | 78464 | 73174 | 79589 | 82535 |
Направлено на общественные работы | 19158 | 19932 | 20953 | 23374 | 26096 |
Направлено на профобучение | 5085 | 5150 | 6238 | 8382 | 8604 |
Трудоустроено | 37586 | 39292 | 40026 | 43873 | 44182 |
Получили микрокредиты | 1232 | 1548 | 1895 | 2120 | 2034 |
Состоят на учете на конец года | 104416 | 104536 | 102211 | 97438 | 98147 |
из них получают пособие по безработице | 4503 | 3410 | 1381 | 1407 | 1155 |
Источник: годовые отчеты Министерства труда, занятости и миграции КР
Главным показателем является вывод граждан из состояния безработицы через трудоустройство на имеющиеся рабочие места (постоянные или временные). Данный показатель вырос на 17,5% (с 37,6 тыс. человек до 44,2 тыс. человек). На столь значимый рост показателя трудоустройства оказало воздействие улучшение сбора вакансий в результате тесного сотрудничества службы занятости с работодателями. Если в 2009 г. было выявлено 63,1 тыс. свободных рабочих мест, то уже в 2010 г. – 69,6 тыс. мест. Однако, каждая десятая вакансия не была востребована безработными гражданами из-за низкого размера заработной платы, которая порой ниже размера минимального потребительского бюджета, а также несоответствия собственных профессиональных навыков требованиям работодателей.
Сложившаяся ситуация в социально-трудовой сфере свидетельствует о том, что многие вопросы особенно в сфере занятости, оплате труда, бедности, уровне жизни населения, так и остались нерешенными, поэтому сложившиеся к настоящему времени относительный социальный мир и общественная стабильность нельзя считать устойчивыми. Существует такое понятие, как «усталость металла». По аналогии с ним можно говорить об усталости общества, так как хроническая социальная неустроенность разъедает общественный организм, угрожая общественной стабильности.
Преодоление этой социальной напряженности, сохранение и закрепление общественной стабильности является важнейшей задачей предстоящего периода. Решение этой задачи возможно только на путях последовательного решения имеющихся социальных проблем. Первостепенная роль решения социальных проблем в обеспечении экономического роста и сохранении социального мира и общественной стабильности подтверждает неразрывность социальной и общеэкономической политики.
Литература:
1. Койчуев Т. Послемартовский Кыргызстан: идеология, политика, экономика. – Б.: ЦЭС при ПКР, 2006.
2. Экономическая безопасность: производство, финансы, банки // Под ред. В.К. Сенчагова. - М.: Финстатинформ, 1998.
3. Экономическая безопасность: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Богомолова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
Место работы: БГУ им. К.Карасаева
Кафедра экономических программ и управления,
Тел. Мамытова А.С.: 42-52-94 (раб.)
Информация о работе Решение трудовых проблем как условие достижения общественной стабильности