Решение трудовых проблем как условие достижения общественной стабильности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Потребность в безопасности является одной из важнейших составляющих в системе базовых потребностей человека и государства. Социально-трудовая сфера является главной сферой, в которой решается задача экономического обеспечения общественной безопасности. Во всех странах именно недостаточное экономическое обеспечение достойного уровня жизни населения вызывает социальную конфликтность, нарушение общественного спокойствия в форме забастовок и демонстраций, в ряде случаев серьезно угрожающих внутриполитической безопасности.

Файлы: 1 файл

мамытов_савина.doc

— 70.00 Кб (Скачать)


8

 

УДК 330.8:331 (04)

Решение трудовых проблем как условие достижения общественной стабильности

Эмгек көйгөйлөрүн чечүү - коомдук туруктуулукту жогорулатуунун шарты катарында.

Solution of labor problem as a condition of achievements of social stability

 

Савина С.Е., д.э.н., профессор БГУ им. К.Карасаева

Мамытов А.С., старший преподаватель БГУ им. К.Карасаева

В статье рассматривается состояние cоциально-трудовых проблем и их влияние на обеспечение общественной безопасности в стране.

Макалада саясий эмгек көйгөйлөрүнүн абалы жана анын өлкөдөгү коомдук  коопсуздукту камсыздандырууда таасири каралат.

The article considers the state of social - problem labor and their effect on the provision of public safety in the country.

Ключевые слова: социально-трудовая сфера, уровень жизни, трудовые доходы,  занятость, безработица, социальные конфликты.

Негизги сөздөр: социалдык эмгек катмары, жашоонун деңгээли, эмгек кирешелер, эмгек менен камсыз болуу, жумушсуздук, социалдык конфликттер.

keywords; Social and Labor Issues, Living, earned income, employment, unemployment, social conflict.

 

Потребность в безопасности является одной из важнейших составляющих в системе базовых потребностей человека и государства. Социально-трудовая сфера является главной сферой, в которой решается задача экономического обеспечения общественной безопасности. Во всех странах именно недостаточное экономическое обеспечение достойного уровня жизни населения вызывает социальную конфликтность, нарушение общественного спокойствия в форме забастовок и демонстраций, в ряде случаев серьезно угрожающих внутриполитической безопасности.

В Кыргызской Республике сложившаяся к настоящему времени ситуация в социально-трудовой сфере свидетельствует о том, что по многим параметрам достигнуты или превышены пороговые величины безопасности, что ведет к воспроизводству порочного круга бедности не только для взрослого населения, но и для детей. Рост социальной напряженности в обществе зависит от ряда факторов, среди которых можно выделить следующие.

Во-первых, это ползучая инфляция. Индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в экономике. Этот индекс измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базовом периоде. Если посмотреть в разрезе товаров, то в среднем наибольшие темпы инфляции характерны для группы «пищевых продуктов и безалкогольных напитков». Значительно усложняет жизнь населению тот факт, что цены на продовольственные товары растут довольно синхронно с тарифами на услуги. Так, в структуре потребительских расходов домашних хозяйств больше половины приходится на питание, причем начиная с 2005 г. просматривается тенденция постепенного увеличения доли этих расходов. Вторая существенная статья расходов – это покупка одежды и обуви, на третьем месте - покупка топлива, оплата услуг общественного транспорта и услуг ЖКХ. На саморазвитие человека как личности не остается практически ничего, хотя постоянно говорится с высоких трибун о необходимости беречь и приумножать человеческий капитал страны, как необходимое условие ее конкурентоспособности.

Во-вторых, рост коммерциализации здравоохранения и образования. Так, рост уровня расходов на оплату услуг здравоохранения и образования (включая и теневой компонент) приводит к постепенной недоступности для многих граждан не только качественных услуг этих секторов экономики, но и самих услуг (особенно в сельской местности). Так, в течение 10 лет происходит снижение обеспеченности населения врачами (с 29 человек в 2000 г. до 24 человек в 2010 г. в расчете на 10 тыс. населения). Приведем для сравнения: в 2010 г. этот показатель в среднем по СНГ составил 37,7 чел., в России – 43,1, в Казахстане – 37,5 чел. При этом постепенно стираются региональные различия в обеспеченности, но это не то обстоятельство, которое может радовать. Если в 2000 г. лучше всех обстояло дело в Иссык-Кульской (25,9 чел.) и Нарынской (23,4 чел.) областях, то в 2010 г. их показатели упали до уровня аутсайдеров (соответственно 15,5 чел. и 14,8 чел.). В 2010 г. самые низкие показатели обеспеченности в Джалал-Абадской (13,7 чел.) и Таласской (13,7 чел.) областях, но если южная область и в 2000 г. находилась на отстающих позициях, то стремительное падение в Таласской области требует своего глубокого анализа и срочного принятия мер.

В-третьих, в Кыргызстане не сложился массовый средний класс. Однако в развитых странах он является сердцевиной социальной структуры общества, а «… не олигархи, когда собственные интересы ставятся выше национальных интересов, и не бедный слой, когда задавленным нуждой людям не до понимания общих интересов, - а именно средний слой, который живет достойно, состоятельно и в сознании которого гармонично сплавлены народные и личные интересы» - указывает академик Т. Койчуев 1.

Все это позволяет нам сделать вывод, что материально-имущественное положение, выражаемое, прежде всего, в уровне среднедушевых денежных доходов, является главным признаком принадлежности людей к среднему классу. По нашим расчетам, в Кыргызстане признаком принадлежности к среднему классу в ценовых условиях 2009 года может служить среднедушевой денежный доход в диапазоне 10-20 тыс. сомов в месяц. Это достаточно широкий диапазон, но он вытекает как из широты самого понятия «средний класс», так и очень сильной ценовой дифференциации не только между регионами страны, но и между районами и отдельными населенными пунктами

При проведении экономических реформ необходимо исходить из социально-общественных аспектов безопасности. В стране наблюдается большой разрыв между богатым меньшинством и бедным большинством. На повестке дня стоит задача, по крайней мере, недопущения дальнейшего разрыва и поляризации нашего общества. Как полемически заостренно подчеркивается в публикациях на эту тематику, «подавляющую часть населения не интересует ситуация на фондовом рынке — это не их мир. Миллионы живущих на селе и в небольших городах оказались «инопланетянами» по отношению к 10-20% людей, живущих в созданной в результате реформ экономике». Однако лимит доверия населения почти исчерпан, поэтому нарастают протестные настроения. Принимаемые в настоящее время государством меры только сглаживают ситуацию, снижают накал напряженности в обществе, но пока не устраняют основные причины, угрожающие экономической безопасности

В-четвертых, это проблема занятости населения и снижения безработицы. Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства, поэтому показатели занятости и безработицы включаются в перечень показателей, характеризующих состояние социально-экономической стабильности в обществе. Однако анализ состояния рынка труда Кыргызской Республики позволяет сделать вывод, что в республике наблюдается высокий уровень безработицы, которая носит застойный характер. К основным проблемам, затрудняющим повышение уровня занятости и снижения безработицы относятся: низкий уровень частных инвестиций, отсутствие гражданского контроля, низкая эффективность государственного управления в вопросах обеспечения занятости населения, правовой нигилизм работодателей, слабая социальная защищенность работников, ощутимый недостаток в стране экономически эффективных рабочих мест и наличие неблагоприятной среды для развития предпринимательства.

В то же время следует сказать, что существуют и объективные обстоятельства, обусловленные действием долгосрочных факторов развития, которые необходимо учитывать при разработке и реализации политики занятости населения. В частности, на ближайшую перспективу прогнозируется увеличение населения в трудоспособном возрасте, как результат высокой рождаемости и демографического взрыва в 80-х годах прошлого века. Поэтому молодежь, которая будет вступать в репродуктивный возраст, станет дополнительной рабочей силой, выходящей на рынок труда. Соответственно рост численности населения в трудоспособном возрасте будет превышать число занятого населения, в результате чего на долгое время сохранится диспропорция в спросе и предложении рабочей силы на рынке труда.

Несмотря на тенденцию к общему снижению уровня бедности в республике, масштабы бедности населения по-прежнему высоки. Это в совокупности с высоким уровнем безработицы являются основными факторами, способствующими институционализации широкомасштабных миграционных процессов, росту внешней миграции и интенсификации внутриреспубликанских перемещений. При этом большая часть мигрантов выезжает в трудоспособном возрасте.

Сравнительно недавно появилась новая тенденция, когда прибывшие из-за рубежа наши граждане спустя некоторое время снова собираются работать за пределами страны и это несмотря на то, что в сфере трудовой миграции имеются серьезные проблемы, начиная от правовой и социальной незащищенности мигрантов, криминализации их среды жизнедеятельности в стране пребывания, бытовой неустроенности и кончая торговлей людьми, которая является современной формой рабства и включает в себя ряд серьезных нарушений прав человека, в том числе принудительный труд, сексуальная и трудовая эксплуатация, насилие и жестокое обращение. И, несмотря на это, наши граждане повторно выезжают за границу в поисках хорошо оплачиваемой работы, потому что в Кыргызстане так и не созданы условия для полной занятости рабочей силы с достойной оплатой труда.

Большие сложности имеются и в сфере внутренней занятости. Она является нерациональной и непродуктивной, с низкой заработной платой, во многом отсутствуют социальные гарантии, не обеспечивается охрана труда, большой удельный вес приходится на временные и случайные работы. Поэтому в стране так распространены «работающие бедняки», ведь уровень заработной  платы в Кыргызстане ниже, чем в других странах СНГ, исключение составляет только Таджикистан.

Для преодоления негативных тенденций возникает необходимость в проведении органами государственной власти более активной политики в социально-трудовой сфере, для чего используют различные механизмы государственного регулирования и стимулирования. В последние годы приоритетным направлением такой политики становятся активные меры на рынке труда, основными из которых являются: трудоустройство, профессиональное обучение, повышение квалификации и переобучение, организация оплачиваемых общественных работ и содействие предпринимательству безработных посредством микрокредитования (табл. 1). Как правило, активными мерами государственной службы занятости на национальном рынке труда охватываются в среднем 50-60% оставшихся без работы граждан, признанных безработными в установленном законом порядке.

Таблица 1. Основные показатели работы государственной службы занятости на рынке труда Кыргызской Республики (человек)

 

2006

2007

2008

2009

2010

Зарегистрировано ищущих работу

73536

78464

73174

79589

82535

Направлено на общественные работы

19158

19932

20953

23374

26096

Направлено на профобучение

5085

5150

6238

8382

8604

Трудоустроено

37586

39292

40026

43873

44182

Получили микрокредиты

1232

1548

1895

2120

2034

Состоят на учете на конец года

104416

104536

102211

97438

98147

из них получают пособие по безработице

4503

3410

1381

1407

1155

  Источник: годовые отчеты Министерства труда, занятости и миграции КР

 

Главным показателем является вывод граждан из состояния безработицы через трудоустройство на имеющиеся рабочие места (постоянные или временные). Данный показатель вырос на 17,5% (с 37,6 тыс. человек до 44,2 тыс. человек). На столь значимый рост показателя трудоустройства оказало воздействие улучшение сбора вакансий в результате тесного сотрудничества службы занятости с работодателями. Если в 2009 г. было выявлено 63,1 тыс. свободных рабочих мест, то уже в 2010 г. – 69,6 тыс. мест. Однако, каждая десятая вакансия не была востребована безработными гражданами из-за низкого размера заработной платы, которая порой ниже размера минимального потребительского бюджета, а также несоответствия собственных профессиональных навыков требованиям работодателей.

Сложившаяся ситуация в социально-трудовой сфере свидетельствует о том, что многие вопросы особенно в сфере занятости, оплате труда, бедности, уровне жизни населения,  так и остались нерешенными, поэтому сложившиеся к настоящему времени относительный социальный мир и общественная стабильность нельзя считать устойчивыми. Существует такое понятие, как «усталость металла». По аналогии с ним можно говорить об усталости общества, так как хроническая социальная неустроенность разъедает общественный организм, угрожая общественной стабильности.

Преодоление этой социальной напряженности, сохранение и закрепление общественной стабильности является важнейшей задачей предстоящего периода. Решение этой задачи возможно только на путях последовательного решения имеющихся социальных проблем. Первостепенная роль решения социальных проблем в обеспечении экономического роста и сохранении социального мира и общественной стабильности подтверждает неразрывность социальной и общеэкономической политики.

 

 

 

 

Литература:

1. Койчуев Т. Послемартовский Кыргызстан: идеология, политика, экономика. – Б.: ЦЭС при ПКР, 2006.

2. Экономическая безопасность: производство, финансы, банки // Под ред. В.К. Сенчагова. - М.: Финстатинформ, 1998.

3. Экономическая безопасность: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Богомолова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

 

Место работы: БГУ им. К.Карасаева

Кафедра экономических программ и управления,

Тел. Мамытова А.С.: 42-52-94 (раб.)



Информация о работе Решение трудовых проблем как условие достижения общественной стабильности