Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:58, реферат
Процесс формирования и развития рыночных отношений в Республике Казахстан сопровождается усилением конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами, постоянным изменением внешней и внутренней маркетинговой среды, что требует совершенствования предпринимательской и маркетинговой деятельности по созданию, распределению и потреблению товаров и услуг.
РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГА В КАЗАХСТАНЕ
Процесс формирования и развития
рыночных отношений в Республике
Казахстан сопровождается усилением
конкурентной борьбы между хозяйствующими
субъектами, постоянным изменением внешней
и внутренней маркетинговой среды,
что требует совершенствования
предпринимательской и
В настоящее время
в Казахстане разработана и
реализуется индустриально-
Впервые термин «маркетинг» в Казахстане начал использоваться в начале 90-х годов. В 1992 году в учебных заведениях начали преподавать курс «Основы маркетинга», а в1994 году был осуществлен первый выпуск специалистов-маркетологов.
Для объединения усилий профессиональных маркетологов и специалистов, работающих в области маркетинга и формирования маркетинговой культуры в Казахстане в 2000 году создано общественное объединение "Казахстанская Ассоциация Маркетинга".
В последние годы все больше требуется специалистов по маркетингу, растут требования к маркетологам. По данным исследования, проведенного в 2002 году экспертами «Казахстанской ассоциации маркетинга», уже более половины предприятий имеют в своей структуре отделы маркетинга и специалистов по маркетингу. В 36,3% компаниях существует отдельно выделенная служба маркетинга, треть компаний (28,6%) в своем составе имеют специалистов с маркетинговой подготовкой. Более 20% предприятий распределили функции маркетинга по другим службам. Почти 11% фирм используют другие формы организации маркетинга на своем предприятии: в большинстве отдельно выделенных департаментах и службах маркетинга работает до 5 человек.
В 2002 году впервые в Казахстане
при «Департаменте малого бизнеса
Акимата города Алматы был создан
«Экспертный Совет по вопросам маркетинга».
Это все свидетельствует о
растущем интересе предпринимателей,
неправительственных и
Сейчас происходят значительные
изменения: большинство компаний не
только имеют в своей структуре
отдел маркетинга, но и руководители
предприятий приходят к пониманию
того, насколько важным становится
маркетинг в условиях возрастающей
конкуренции. К маркетингу начинают
подходить как к
В современных условиях обострения
конкурентной борьбы для выявления
перспектив развития бизнеса интенсивно
проводятся маркетинговые исследования.
Если в первой половине 90-х годов
профессиональные маркетинговые исследования
в Казахстане проводились только
западными, чаще всего - транснациональными
компаниями, а местным исследовательским
фирмам доверялись, как правило, лишь
полевые работы, то в настоящее
время ситуация коренным образом
изменилась. Экономический рост вызвал
значительный рост потребностей местного
бизнеса в маркетинговых
В 2002 году ведущие исследовательские
компании страны объединились в Казахстанскую
ассоциацию профессиональных исследователей
общественного мнения и рынка (КАПИОР).
В КАПИОР объединились практически
все казахстанские
Соотношение местных и
иностранных заказов в
В связи с насыщением казахстанского
рынка различными товарами возросла
актуальность позиционирования товара,
торговых марок. Для определения
стоимости торговых марок с 2006 года
ведется ежегодный листинг
В казахстанском маркетинге
большое внимание уделяется
За последние 15 лет сформировался и рынок PR. В 2001 году создана некоммерческая организация - Национальная Ассоциация по Связям с Общественностью (НАСО) Республики Казахстан. Учредителями НАСО выступили: компания «Актис Систем Азия», агентство «БРИФ Центральная Азия», Казахстанский Пресс-Клуб, Национальный Пресс-Клуб и агентство коммуникативного менеджмента «Ренессанс». Миссией НАСО является формирование и развитие в Казахстане профессионального прогрессивного и грамотного рынка PR-услуг и технологий.
Активно развивается рынок сетевой розничной торговли. Например, за период с 2001 по 2006 год в Алматы количество магазинов, работающих в сетевом формате, увеличилось в пять раз и составляет на сегодняшний день 163 единицы. Наиболее популярным в Алмате является сеть GROS, который обеспечивает 1/3 всех продаж сетевых предприятий. Обобщенные показатели сетевых предприятий торговли следующие:
- количество покупателей в день - 12077 человек;
- средний чек - 18 долл.;
- оборот в день - 226 тыс. долл.
Вместе с тем, существуют
и определенные проблемы, сдерживающие
развитие маркетинга в
Немаловажной является
проблема нехватки
В 2003 году роль отдела маркетинга в бизнес - процессах компании, по мнению топ - менеджеров, заключалась в таких видах деятельности, как увеличение продаж, развитие сети региональных представительств, создание и продвижение новых товаров, закуп, логистика, разработка и проведение промоакций, разработка дизайна торговых помещений, реклама, размещение в средствах массовой информации, связи с общественностью и прочее. Поэтому существует проблема отсутствия понимания роли маркетолога, а значит и маркетингового видения развития компании, так как складывалась ситуация: «продадим то, что произведем».
Не во всех предприятиях
существуют специальные службы маркетинга.
В то время как на крупных предприятиях
существуют целые маркетинговые
отделы, в малых и средних предприятиях
из-за ограниченности финансовых и
человеческих ресурсов не могут принять
в штат маркетолога, который будет
целенаправленно решать маркетинговые
задачи. Но эта ситуация меняется в
лучшую сторону, сейчас большинство
компаний не только имеют в своей
структуре отдел маркетинга, но и
руководители предприятий приходят
к пониманию того, насколько важным
становится маркетинг в условиях
возрастающей конкуренции. К маркетингу
начинают подходить как к
Казахстанская ассоциация маркетинга
и консалтинговая фирма «Market Consult
Group» провели опрос
Помимо внешних отраслевых
проблем специалисты отметили
внутренние: формирование имиджа
для марки, продукта, компании (50%
опрошенных); разработка новых продуктов,
расширения или улучшения
Но, несмотря на указанные проблемы, вследствие происходящих изменений на казахстанском рынке происходит интеграция процессов стратегического и оперативного планирования. Стратегические цели, сформулированные на долгосрочную перспективу, разбиваются на оперативные, ориентированные на краткосрочный период. Добиваясь оперативных целей, казахстанские предприятия шаг за шагом идут к намеченным стратегическим целям, при этом используются опыт и достижения ведущих мировых компаний в области маркетинга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
TNS Gallup Media Asia.
BISAM Central Asia
Маркетинг товаров и услуг, 2007, №1-4