Различия между крупным и малым бизнесом

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Между крупным и малым бизнесом имеются существенные различия. Это порождает проблему серьезного пересмотра основных принципов финансового менеджмента, успешно применяемых на крупных и средних фирмах, относительно малых предприятий, — иначе эти принципы в малом бизнесе просто не работают. Наиболее важные (и тесно связанные между собою!) различия состоят в доступе к ресурсам, в постановке целей, присущих рисках и в уровне ликвидности.

Файлы: 1 файл

Между крупным и малым бизнесом имеются существенные различия.docx

— 20.37 Кб (Скачать)

Между крупным и малым  бизнесом имеются существенные различия. Это порождает проблему серьезного пересмотра основных принципов финансового  менеджмента, успешно применяемых  на крупных и средних фирмах, относительно малых предприятий, — иначе эти  принципы в малом бизнесе просто не работают. Наиболее важные (и тесно  связанные между собою!) различия состоят в доступе к ресурсам, в постановке целей, присущих рисках и в уровне ликвидности.

  • Доступ на финансовый и денежный рынки для малых предприятий чрезвычайно затруднителен: эмиссия акций в большинстве случаев невозможна из-за организационно-правовой формы предприятия, получить кредит не удается из-за его дороговизны, а также вследствие рискованного финансового положения предприятия и отсутствия кредитной истории. В таких условиях малому бизнесу остается рассчитывать лишь на талант руководителя, его ловкость и изобретательность в привлечении достаточного для деятельности объема денежных средств.
  • Малое предприятие обычно не ставит перед собой цель максимизировать курс акций, показатель капитализации (суммарную курсовую стоимость акций) и уровень дивиденда. Стоимость малого бизнеса публично не оценивается финансовым рынком, и ее очень трудно определить, но в принципе владельцы малых предприятий чрезвычайно заинтересованы в максимизации рыночной стоимости своих предприятий. При этом некоторые надеяться рано или поздно выпустить акции и выйти на  их биржевую котировку, другие хотят подороже продать свой бизнес крупной компании. Весьма нередка и противоположная, сугубо личная мотивация деятельности: «Хочу быть сам себе господином». При подобной мотивации собственник обычно избегает пополнения капитала предприятия взносами новых потенциальных совладельцев, даже если на то есть и экономическая целесообразность, и все необходимые финансовые и юридические предпосылки.

• В малом бизнесе иной набор, иной уровень и иная иерархия рисков, чем в крупных компаниях. Благосостояние и даже судьба собственника небольшой фирмы напрямую зависит от ее успеха или неуспеха. Возможности диверсификации портфеля личных инвестиций для владельца небольшого бизнеса также ограничены горизонтом собственного пред приятия: любые накопления тут же идут в дело. Таким образом, собственник малого предприятия подвергается гораздо большему риску, чем держатель акций акционерного общества, который может в любой момент сбросить акции и/или диверсифицировать свой портфель.

Вообще для малых предприятий  на первых стадиях существования  характерно сочетание наибольшего   риска с наименьшей доходностью, что значительно затрудняет частное финансирование (инвестиции хозяйствующих субъектов частного сектора, физических лиц). Именно поэтому на этих стадиях необходима помощь малому бизнесу со стороны заинтересованных в его развитии общественных организаций и государства.

Предприятия малого бизнеса  имеют, как правило, пониженный, по сравнению  с крупными предприятиями, уровень  ликвидности.

Более низкий уровень ликвидности  малых предприятий обусловлен следующими обстоятельствами:

  • в малом бизнесе относительно меньше денег вкладывается в запасы и дебиторскую задолженность (об этом говорят и более высокие показатели оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности);
  • у предприятий малого бизнеса относительно выше текущие обязательства  (83,70%  суммарной  задолженности  против 62,99% у крупных предприятий).

Ликвидность, как правило, является самым слабым звеном финансового  состояния малой фирмы. Именно поэтому важнейшей целью финансового менеджмента малого бизнеса является грамотное управление оборотным капиталом: за пасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными обязательствами. Это приносит предприятию достаточное количество ликвидных средств и обеспечивает его платежеспособность..

Необходимость эффективного управления оборотным капиталом  диктуется, кроме того, и затрудненностью  доступа на рынки капиталов для  малых предприятий: раз средств  мало, их тем более надо использовать так, чтобы каждый рубль приносил максимум экономического эффекта.

Многие опытные и добившиеся успеха предприниматели считают  рациональное управление оборотным  капиталом (т.е. тактику финансового  менеджмента)..

Следует также иметь ввиду, что в пониженном уровне ликвидности ,находит выражение повышенная склонность очень многих владельцев и руководителей малых предприятий к риску: для многих  рискнуть десятком миллионов легче, чем десятком миллиардов.  Тем более, что принимается решение не в соответствии с бюрократической процедурой крупной корпорации, а единолично.

О повышенном уровне предпринимательского риска свидетельствует очень  большая изменчивость прибыли, величина которой может в различные  периоды отклоняться от средней на 22% в ту или иную сторону. У крупных предприятий этот показатель составляет  всего 7%. Как правило, повышенную вариацию финансовых результатов дает ограниченность возможностей диверсификации портфеля инвестиций. Зачастую предприятие, вынужденное «складывать все яйца в одну корзину», подвергает себя огромному риску получить не просто убыток, а убыток, который невозможно компенсировать за счет других своих проектов, потому что этих других проектов просто нет. В то же время о повышенном уровне финансового риска свидетельствует более выраженная ориентация на заемное финансирование (обязательства составляют у малых предприятий 49% пассивов против 38,06% у крупных фирм) в сочетании с явственно просматривающейся тенденцией к преобладанию краткосрочного кредита. Причем руководители малых предприятий обычно набирают деньги в долг не из прихоти или болезненного пристрастия к риску, а вынужденно, стараясь, во что бы то ни стало избежать гибели своего бизнеса.

При оценке финансовой устойчивости малого предприятия главным инструментом финансового анализа является коэффициентный метод. Однако его применению для реалистичной оценки положения малой фирмы препятствует недостаточная уверенность в адекватности представленных в отчетности данных. Проблема достоверности данных бухгалтерского  учета и отчетности неразрывно связана с проблемами культуры и этики деловых отношений, а также проблемами налогообложения. При этом всегда следует помнить, что небрежная, неграмотная бухгалтерия и отчетность безошибочно указывают на плохой финансовый менеджмент, поскольку невозможно принимать рациональные финансовые решения на основе искаженных данных либо вообще при отсутствии таковых. К сожалению, в обратную сторону, впрочем, это правило не работает, т.е. отличная бухгалтерия и достоверная отчетность сами по себе еще не являются гарантированным свидетельством высокого профессионализма финансового менеджмента на предприятии.

 

 

 


Информация о работе Различия между крупным и малым бизнесом