Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:34, реферат
Основная задача предприятия - удовлетворение нужд и потребностей потребителя. Если в условиях экономики, основанной на конкуренции, компании не удается удовлетворить желания покупателей, она обречена на исчезновение с «карты» бизнеса. Напротив, производители, продукция которых соответствует или превосходит требования потребителей, получают наилучшие возможности для роста и процветания.
1.1. Понятие потребительской удовлетворенности.
Основная
задача предприятия - удовлетворение нужд
и потребностей потребителя. Если в
условиях экономики, основанной на конкуренции,
компании не удается удовлетворить
желания покупателей, она обречена
на исчезновение с «карты» бизнеса.
Напротив, производители, продукция
которых соответствует или
Понятие «удовлетворенность потребителей» представляет собой комплекс из большого числа компонентов, различных для разных предприятий и потребителей. Для управления этим комплексом сначала следует выявить его конкретные составляющие и лишь затем прилагать усилия к поддержанию их на должном уровне. Удовлетворенность связана с субъективным восприятием того, насколько поставщик товара отвечает потребностям или ожиданиям конкретного потребителя. При этом отражение качества товара в сознании потребителя может подтверждаться или не подтверждаться реальностью. В последнем случае потребители ощущают неудовлетворенность.
В то же время общепризнанна связь между удовлетворенностью потребителей и прибыльностью предприятия. Залог успеха компании на рынке - это удовлетворенные потребители, сохраняющие приверженность компании. Без точного измерения удовлетворенности потребителей менеджеры не могут принимать эффективных решений о том, что именно требуется улучшить в продукции и обслуживании.
В основе управления удовлетворенностью потребителей лежит известный принцип «Если можешь измерить - значит, можешь и управлять».
Исследование потребителей в любой из сфер деятельности имеет не только исключительное значение с точки зрения успешной организации деятельности предприятия в соответствии с маркетинговой концепцией, но и обладает огромной чисто практической ценностью.
Внимательное отношение к потребителю, понимание его желаний и настроений - основной принцип деятельности любой фирмы в современных условиях. «Подобное внимание к потребителям оборачивается повторными заказами, прирастанием круга постоянных клиентов и наилучшей формой рекламы - из уст в уста, от одних потребителей к другим. Платить за такую рекламу уже никому не нужно».
Формирование
правильного понимания
-
предоставление потребителю
- поведение потребителей может быть изучено с помощью маркетинговых исследований. Это осуществляется путем моделирования покупательского поведения, исследования мотивов и факторов, характеризующих потребности клиентов и способы их удовлетворения.
-
поведение потребителей
-
поведение потребителей
Удовлетворенность
потребителей - это сознание потребителей,
и оно может подтверждаться или не подтверждаться
реальной ситуацией.
1.2. Направления оценки потребительской удовлетворенности.
И в процессе, и после потребления приобретенного товара или использования услуги потребитель может быть удовлетворен или неудовлетворен (разочарован) своим выбором.
Удовлетворение – ощущение довольства или разочарования, возникающее у человека, сравнивающего свои предварительные ожидания и реальные характеристики приобретенного товара.
Из данного определения следует, что удовлетворение потребителя — функция как ожидаемых, так и реальных характеристик продукта. Если последние оказались ниже предварительных ожиданий, потребитель ощущает разочарование. Когда характеристики продукта совпадают с ожиданиями, он удовлетворен. Если же свойства товара превосходят ожидания, то потребители приходят в состояние глубокого удовлетворения или наслаждения.
Для успешной деятельности и развития организации необходимо точно представлять потребности своего клиента и степень его удовлетворенности. Профессиональная помощь наших специалистов позволят расставить приоритеты в усилиях, направленных на повышение удовлетворенности клиентов.
Оценка удовлетворенности потребителей основывается на исследовании 2 важных факторах:
Первый – это понимание персоналом организаций, ориентированных на потребителя, взаимосвязи между удовлетворенностью и постоянством потребителей с одной стороны, и прибылью – с другой. Работники таких организаций знают, каким образом использовать изучение рынка для того, чтобы добиться конкурентного преимущества. Однако они отдают себе отчет в том, что не существует простой модели менеджмента или же исследовательской методики, которая бы дала четкий и однозначный ответ на вопрос: что движет удовлетворенностью потребителя и постоянством потребителя?
Второй – это те средства бизнеса, которые помогают организации в полной мере понять проблемы, касающиеся восприятия, отношения и поведения своих потребителей. Некоторые из этих инструментов находятся внутри компании, а остальные – в профессиональных агентствах, занимающихся изучением рынка. Эти две группы специалистов должны объединить свои усилия, чтобы помочь компаниям, ориентированным на потребителя, в полной мере понять свой потенциал. Для того чтобы достичь этой цели, исследователи рынка должны стать «правой рукой» бизнеса, а не просто «поставщиками информации». Поэтому исследователи рынка должны быть готовы расширять свои знания по другим дисциплинам бизнеса – от финансов до технологических процессов, от маркетинга до стратегического планирования и от отношений между служащими до обслуживания потребителей.
Технология
оценки удовлетворенности потребителей
может использоваться как самостоятельно,
так и как часть более
При проведении оценки измеряются следующие показатели:
Общая
удовлетворенность продуктом
Удовлетворенность атрибутами продукта или услуги (пример возможных атрибутов – цена, широта ассортимента, скорость предоставления, удобство покупки и т.д.);
Атрибуты продукта или услуги формируются либо по результатам ранее проведенных исследований (например, качественных), либо экспертным путем.
Метод можно расширить, включив в исследование не только оценку удовлетворенности различными атрибутами продукта или услуги, но и оценку важности для потребителя того или иного атрибута.
Существуют
следующие варианты проведения оценки
удовлетворенности
Разово. Разовая оценка удовлетворенности потребителей применяется для сравнения продукта или услуги заказчика с продуктами или услугами основных конкурентов.
Периодически (раз в три-шесть-двенадцать месяцев). Периодическая оценка удовлетворенности потребителей применяется как для сравнения продукта или услуги заказчика с продуктами или услугами конкурентов, так и для оценки динамики изменений в удовлетворенности, произошедших после проведения маркетинговых акций, внедрения, изменений и т.д.
В случае проведения периодического исследования, оценка удовлетворенности потребителей проводится на сравнимых по составу (условия отбора, пол, возраст и т.д.) и размеру потребительских аудиторий.
Методика оценки удовлетворенности продуктом или услугой дает возможность:
Оценить,
общую удовлетворенность
Выявить
«узкие» места продукта или услуги
(т.е. те атрибуты, удовлетворенность
которыми недостаточна).
Кроме того, оценка удовлетворенности
потребителей продуктом или услугой, помимо
перечисленного выше, дает возможность:
Оценить,
важность, которую потребители
Определить
стратегические направления работы
с атрибутами продукта или услуги.
1.3 Методы исследования потребительской удовлетворенности.
Для
исследования потребительской
Самоотчет - метод, когда людей просто спрашивают об их чувствах по отношению к объекту. Самоотчет является самым простым из методов измерения отношения, поэтому он чаще всего используется в маркетинговых исследованиях. В рамках применения этого метода используются разнообразные шкалы. Наиболее эффективными из них являются шкала Лайкерта и семантический дифференциал.
Модель SERVQUAL, предложенная в 1985 году Парасураманом, Берри и Цайтамл. Она помогает комплексно оценить качество клиентского сервиса, это сокращение от service quality, т. е. сервис и качество. И представляет собой анкету, которая была разработана на основе обобщения данных, собранных по пяти различным видам услуг, включающую 22 пары вопросов со шкалой Лайкерта.
Метод Кано - применяется для выработки стратегии организации и решения задач обеспечения удовлетворенности потребителей. Цель метода: определение и распределение всего диапазона потребностей (требований) потребителей по приоритетам, разделение требований потребителей по составляющим профиля качества. Модель Кано отражает восприятие качества потребителем и способствует его пониманию, так как показывает взаимосвязь между качеством продукции и параметрами этого качества. Н. Кано в своей теории привлекательного качества выделяет три составляющие профиля качества:
Достоинства
метода: данный метод помогает определить
взаимосвязи между обновлением
продукции, динамикой рынков и уровнем
удовлетворенности
Можно
провести более углубленный анализ
степени удовлетворенности