Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 10:47, курсовая работа
Основной целью исследования является разработка предложений по совершенствованию системы ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в современных условиях.
В соответствии с этой целью были определены конкретные задачи исследования:
- изучить теоретические основы маркетинговой деятельности;
- дать оценку современного состояния рынка сельскохозяйственной продукции;
- разработать маркетинговые решения по товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политике.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Понятие и сущность маркетинговой деятельности 5
1.2. Методология оценки конкурентоспособности предприятия 9
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ 14
2.1. Характеристика предприятия 14
2.2. Маркетинговые исследования 15
2.3. Оценка рыночной конъюнктуры 19
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВЫХ РЕШЕНИЙ 24
3.1. Решение по товарной политике 24
3.2. Разработка решений по ценовой политике 27
3.3. Разработка решений по сбытовой политике 28
3.4. Разработка решений по коммуникационной политике 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
В начале 90-х годов система ценообразования в сельском хозяйстве имела существенные недостатки и диспропорции. Для расчетов с каждым хозяйством фактически применялись индивидуальные цены, так как при их формировании действовал уравнительно-затратный принцип, по существу, цены следовали за ростом затрат. Такие цены на практике выполняли в основном расчетные функции, не отражая общественно-необходимых затрат и не способствуя их снижению. Негативная сторона этого обстоятельства состоит в том, что цены не выполняли свою главную регулирующую функцию по оказанию воздействия на сбалансированность спроса и предложения. Кроме того, закупочные, оптовые, розничные цены проектировались и действовали вне всякой связи друг с другом. Перекосы в ценах, совместно с другими недостатками привели к глубоким диспропорциям в экономике сельского хозяйства и его отраслей.
В настоящее время
складываются новые подходы к ценообразовани
В настоящее время проблема создания адекватного ценового механизма в сельском хозяйстве является мало исследованной. Сложность ситуации состоит также в том, что новая система ценообразования требует осуществления государственной политики по использованию ценового механизма в косвенном (в отличие от планового) регулировании рыночных отношений для стабилизации экономики. Этот комплекс проблем пока не получил должного освещения в экономической литературе.
В условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение для всех хозяйствующих субъектов. Она является основным источником информации, необходимой для принятия решений производственного и финансового характера. В силу этого проблемы рыночного механизма формирования цен, а также ценовой политики государства представляют большой практический интерес для всех участников рынка.
Основной целью исследования
является разработка предложений по
совершенствованию системы
В соответствии с этой целью были определены конкретные задачи исследования:
- изучить теоретические
основы маркетинговой
- дать оценку современного состояния рынка сельскохозяйственной продукции;
- разработать маркетинговые решения по товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политике.
Объект исследования – государственное сельскохозяйственное предприятие «Россия».
Предмет исследования - теоретические и практические аспекты системы ценообразования на продукцию сельского хозяйства.
В зависимости от решения конкретных задач применялись следующие методы: экономико-статистический, монографический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический, социологический и метод экспертных оценок.
Маркетинг – это единый комплекс организации производства и сбыта товара (услуги), направленный на выявление и удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей с целью получения прибыли [5, с.74].
Маркетинг является своеобразной философией производства, которая постоянно подчинена рынку, политическим, экономическим и социальным воздействиям. При правильном «понимании окружающей среды», умении быстро реагировать на рыночные изменения, умение принимать гибкость в решении стратегических и тактических задач маркетинг может стать фундаментом для долгосрочной и прибыльной деятельности любой фирмы.
Рис. 1. Составляющие маркетинговой деятельности [8, с.112]
В самой сущности маркетинга заложены определенные понятия: потребность (нужда), запрос (спрос), товар и обмен. Исходной составляющей природы человека является нужда: нужда в пище, одежде, тепле, безопасности и прочее, т. е. нужда– это ощущение человеком нехватки чего-либо. А вот нужда, принявшая специфическую форму под воздействием уровня культуры и личности индивида, называется потребностью. Потребности безграничны, и поэтому человек выбирает только те, которые позволяют ему его финансовые возможности. Мир товаров и услуг призван удовлетворять человеческие потребности [19, с.132].
Потребность, подкрепленная покупательской способностью, называется спросом. Спрос – величина изменяемая. На него влияют такие факторы, как уровень цен, уровень доходов, мода и многие другие.
Товар – это то, что может удовлетворить потребность (нужду) и предлагается рынку с целью продажи.
Обмен – это акт получения чего-либо взамен на что-либо.
Коммерческий обмен двух сторон ценностями есть сделка.
Одной из основ деятельности любого предприятия, работающего на принципах маркетинга, является девиз: «производить только то, что нужно рынку, что будет востребовано покупателем». Главной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей, что является сущностью данной науки. Отсюда вытекают основные принципы, которые включают [13, с.74]:
1) достижение конечного
оправданного результата
2) завладение в долговременном
периоде определенной долей
3) эффективная реализация товара;
4) выбор эффективной
маркетинговой стратегии и
5) создание товаров рыночной новизны, позволяющих фирме быть рентабельной;
6) постоянно проводить
исследования рынка с целью
изучения спроса для
7) использовать комплексный подход к увязке поставленных целей с имеющимися ресурсами и возможностями фирмы;
8) поиск новых путей
фирмы для повышения
9) повышение качества продукции;
10) сокращение издержек;
11) организовать поставку
продукции фирмы в таком
12) отслеживать научно-
13) добиваться преимуществ в борьбе с конкурентами.
Опыт и практика маркетинга четко обозначили, что применение только каких-то составляющих (изучение товара или изучение потребителей) не дает нужного результата. Лишь комплексный подход дает результат предприятию – позволяет выйти на рынок со своим товаром и быть прибыльным.
Маркетинг – это общественная наука, поэтому затрагивает великое множество людей. В силу ряда причин (образование, социальное положение, религиозные убеждения и многое другое) отношение к данной дисциплине неоднозначно, порождая противоречия. С одной стороны, маркетинг – неотъемлемая часть жизни товара, с другой стороны – несет негативное восприятие: создание ненужных потребностей, развивает в человеке алчность, «атакует» рекламой со всех сторон [4, с.98].
Итак, основными целями маркетинга являются следующие [7, с.152].
1. Максимизация возможно высокого уровня потребления – фирмы пытаются увеличить свои продажи, максимизировать прибыль с помощью различных способов и методов (вводят моду на свою продукцию, намечают стратегию роста продаж и др.).
2. Максимизация потребительской удовлетворенности, т. е. цель маркетинга – выявить существующие потребности и предложить максимально возможный ассортимент однородного товара. Но так как уровень потребительской удовлетворенности очень трудно измерить, то и оценить маркетинговую деятельность по этому направлению сложно.
3. Максимизация выбора. Данная цель вытекает и как бы является продолжением предыдущей. Трудность в реализации данной цели заключается в том, чтобы не создать на рынке марочного изобилия и мнимого выбора. Да и некоторые потребители при избытке определенных товарных категориях испытывают чувство беспокойства и растерянности.
4. Максимизация качества жизни. Многие склонны считать, что наличие ассортимента товаров благоприятно влияет на его качество, количество, доступность, стоимость, т. е. товар «совершенствуется», а следовательно, потребитель может максимально удовлетворить свои потребности, повысить качество жизни. Сторонники этого взгляда признают, что повышение качества жизни – цель благородная, но в то же время это качество трудно измерить, потому порой рождаются противоречия.
Задачи маркетинга [11, с.125]:
1) исследование, анализ, оценка потребностей реальных и потенциальных покупателей;
2) помощь маркетинга в разработке нового товара (услуги);
3) обеспечение сервисного обслуживания;
4) маркетинговые коммуникации;
5) исследование, анализ,
оценка и прогнозирование
6) исследование деятельности конкурентов;
7) сбыт товара (услуги);
8) формирование ассортиментной политики;
9) формирование и реализация ценовой политики фирмы;
10) формирование стратегии поведения фирмы.
Целью разработки и построения модели конкурентоспособности предприятия является правильное определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретное предприятие [2, с.34].
Инструментарием для разработки и построения модели может служить применение математического моделирования, позволяющего выявить особенности функционирования экономического объекта, и на основе этого предсказывать будущее поведение объекта при изменении каких-либо параметров. Для любого экономического субъекта возможность прогнозирования ситуации означает, прежде всего, получение лучших результатов или избежание потерь. В модели все взаимосвязи переменных могут быть оценены количественно, что позволяет получить более качественный и надежный прогноз.
На вопрос о том какую
палитру показателей, характеризующих
конкурентоспособность
При построении экономической
модели для рассматриваемой
Категории конкурентоспособности
фирмы и конкурентоспособности
товара взаимосвязаны. В качестве основных
критериев
Вообще, все методы оценки
конкурентоспособности можно
Рис. 2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия [1, с. 136]
Аналитические методы оценки конкурентоспособности предприятия.
I. Рейтинговая оценка используется при сравнении предприятий отрасли или региона. В данном методе может быть использована документация следующего характера: результаты опроса менеджеров заказчика или данного предприятия; финансовая отчетность предприятий [18, с.60].
При составлении рейтинга можно использовать десятифакторную модель, структурированную по двум основным аспектам: эффективности хозяйственной деятельности (пять факторов) и финансовой стабильности (пять факторов). Итоговый балл для составления рейтинга отдельного предприятия выводится по формуле:
TM = Σ (Mi Bi) (1)
где ТМ – итоговый балл предприятия по результатам рейтинговой оценки;
Mi – балл (количественная оценка) предприятия по i-му показателю хозяйственной деятельности, включаемому в модель составления рейтинга;
Bi – вес i-го показателя, присвоенный ему при включении в модель проведения рейтинговой оценки;
Σ (Mi Bi) – сумма произведений баллов отдельных показателей и их весов.
В результате все предприятия ранжируются по сумме баллов.
II. Оценка конкурентоспособности на основе расчета рыночной доли. Доля рынка определяется как удельный вес розничного товарооборота в общем его объеме. Увеличение или уменьшение в интервале от 0 до 100% свидетельствует об уровне конкурентоспособности.
Информация о работе Политика ценообразования на с/х продукцию