Подготовка эмпирических данных к обработке и анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:01, реферат

Краткое описание

Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу…………………3
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных…………………………………………………………5
3. Структура и основные требования отчета о социологическом исследовании……………………………………………………………………..12
4. Проективные методы………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………………...19

Файлы: 1 файл

к.р. исследование.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

 

Если просто соединить между собой точки, соответствующие абсолютным или относительным частотам (ось ординат) для середин интервалов, мы получим так называемый полигон распределения. Эта операция, разумеется, будет иметь какой-то смысл лишь для количественных переменных, которые мы в принципе можем представить себе как непрерывные.

На рисунке 15 изображен полигон распределения для экспертных оценок телегеничности политического лидера (50 экспертов оценивали политика в процентах по отношению к некоторому абсолютному эталону телегеничности).

 

 

Еще один популярный способ графического представления, обычно используемый для качественных данных (т. е. для номинальных или ординальных измерений),- это круговая диаграмма. Каждый сектор круговой диаграммы представляет дискретную категорию переменной. Величина сектора пропорциональна частоте категории для данной выборки.

На рисунке 16 приведена круговая диаграмма, иллюстрирующая распределение подростков, страдающих вялотекущей формой шизофрении, по возрасту на момент начала («дебюта») заболевания.

3.  Структура и основные требования отчета о социологическом исследовании

Итоги анализа полученной информации отражаются, как правило, в отчете о проведенном социологическом исследовании, который содержит в себе информацию, интересующую заказчика (исследователя), научные выводы, рекомендации. Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем индукции, постепенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается ответ на главную гипотезу.

Как правило, первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социальной проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников исследования, сроки проведения работы и т.п.). Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и др.) Последующие разделы включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.

Разделы отчета при необходимости могут быть разбиты на параграфы. Каждый раздел или даже параграф целесообразно завершать выводами. Заключение отчета лучше давать в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах. Отчет может быть изложен на двух-трех сотнях страниц. Это зависит от объема материала, целей и задач исследования.

Приложение к отчету содержит все методологические и методические документы исследования: программу, план, инструментарий, инструкции и т.п. Кроме того, в приложение чаще всего вносят таблицы, графики, индивидуальные мнения, ответы на открытые вопросы, которые не вошли в отчет. Это необходимо делать потому, что данные документы, ответы могут быть использованы при подготовке программы нового исследования.

 

4. Проективные методы

Проективные методы - это совокупность  исследовательских процедур, позволяющих получать научно обоснованные данные  о тех установках  или мотивах, информация  о    которых при применении прямых исследовательских процедур подвергается определенным искажениям. Данные искажения могут носить со стороны респондентов как осознанный, так и неосознанный характер.

В научной литературе выделяют несколько типов причин, влияющих на искажения информации при использовании традиционных методов.

1. Неосознанность респондентом своих истинных мотивов и установок. Такая ситуация возникает, когда мотивы  настолько сложны, а установки настолько противоречивы, что некоторые респонденты  не в состоянии их осознать, поэтому они трактуют их в упрощенных, стереотипных, почерпнутых из массовой информации терминах. Сложные семейные конфликты,  противоречивые отношения между людьми, неоднозначное отношение  к тем или иным событиям нередко искажаются неосознанно в процессе  интервьюирования или анкетирования респондентов.

2. Стремление респондентов к рациональному логичному поведению. Искажение информации происходит здесь, прежде всего потому, что в реальности люди руководствуются эмоциональными, нередко противоречивыми мотивами, формируя свое отношение к людям или событиям под влиянием  комплекса  эмоционально окрашенных и далеко не всегда логичных факторов. В то же время  в процессе рефлексии своей мотивации они под влиянием высокой ценности  рационального и логичного поведения искажают свои истинные мотивы и установки.

3. Несоответствие между нормами и ценностями, существующими в обществе, и реальными установками и мотивами респондентов. Стремясь показать, что их мотивы, мнения, установки вполне соответствуют соц. нормам  и ценностям, респонденты часто вполне сознательно, отвечая на вопросы интервью  и анкет, дают искаженную информацию.

4. Причины, связанные с глубинной ценностной системой респондентов, ориентированных на определенный стиль  предоставления информации о людях или событиях. В одних субкультурах  (в т. ч. семейных) считается неудобным или недостойным отзываться отрицательно о каком-либо человеке,  особенно в его присутствии, упоминать об определенных сторонах его внутренней жизни, привычках и т. д. В других субкультурах, напротив, принято концентрировать внимание на негативных сторонах поведения и характера людей. Все это приводит к определенному искажению при описании реальных мотивов и установок. Для устранения причин искажения информации разрабатывается совокупность методик, суть которых состоит в стремлении спроектировать истинные мотивы и установки на специально сконструированные стимулы,  процедуры, представляемые в ситуациях, требующих переключения внимания респондентов, неопределенности, игры и т. д.

Можно выделить четыре основных подхода  к проектам реального сознания на специально сконструированные стимулы:

1. Ассоциация,  основанная на предположении, что быстрый ответ на предоставляемый стимул (слово, часть предложения, картинка) будет менее сдержан и поэтому сможет лучше обнаружить скрытые установки и мотивы. Респонденту предлагают назвать слово или фразу, первыми пришедшие на ум. Внимание респондента переключается на скорость решения поставленной перед ним задачи,  а иногда – на оригинальность ответа.

2. Фантазия, включаемая для формирования свободных ассоциаций, связанных с предъявляемыми респонденту неопределенными стимулами (неясная картинка, загадочная история  и т. д.). Предполагается, что, рассказывая историю или интерпретируя рисунок, респондент будет неосознанно проецировать установки и мотивы, и это даст возможность более глубоко исследовать структуру его личности.

3. Концептуализация:  респонденту предлагают двусмысленный или неопределенный стимул и создают ситуацию, при которой его реакция  на стимул должна иметь какое-то одно, достаточно ясное значение.  Выбор этого значения определяется его мотивами и установками, и на основании такого выбора их можно более глубоко изучить.

4. Классификация:  представление об установках или мотивах респондента можно получить на основании отнесения определенных понятий, событий, явлений к тому или иному классу,  позитивно или негативно окрашенному, социально одобряемому или отвергаемому и т. д.

Данные подходы реализуются в целом ряде конкретных процедур. Перечислим основные из них:

1. Тест  на завершение предложений. Респонденту предлагают ряд незаконченных предложений (иногда состоящих из единственного слова), просят быстро, не задумываясь, завершить их первыми словами, которые приходят ему на ум. Неопределенность и необычность ситуации, необходимость быстрой реакции нередко помогают преодолеть причины, влияющие на искажение информации.

2. Метод  карикатур. Респонденту показывают рисунок, представляющий собой шарж или карикатуру. Обычно предлагается несколько рисунков, на которых изображена последовательность некоторых действий, диалог  между двумя или несколькими людьми, наблюдение  человеком какого-то события. Ко рту говорящих или оценивающих события людей пририсованы специальные “шары”, оставленные пустыми. Респонденту предлагают написать в “шаре”, что, по его мнению, произносит каждый из нарисованных персонажей.

3. Метод интерпретации картин. Процедура  состоит в формировании свободных фантазий респондентов по поводу картин весьма неопределенного содержания.

4. Метод дидактических историй. Испытуемым предлагается ряд коротких историй, имеющих дидактический характер и предполагающих возможность двух или нескольких противоположных типов отношения к описываемым событиям. Ожидается, что рассказ поможет стать респонденту участником описываемых событий или, по крайней мере, более конкретно осуществлять выбор, чем в случае необходимости ответов на вопросы закрытого типа.

5. Метод псевдофактуальных вопросов. Респондентам задают внешне нейтральные вопросы, как правило,  фактического характера, о поступках и ситуациях, связанных с их жизнью  или с жизнью др. людей.

6. Игровые методы – совокупность игр, построенных для выяснения установок и мотивов. В процессе игры снимаются внешние барьеры, что позволяет получать более адекватную информацию.

 

 

 

 

Заключение

Социологию называют наукой о социально типичных явлениях. Это единственная наука, которая точно знает о том, что думает и чего хочет среднестатистический человек. Действительно, при помощи количественных распределенных ответов в анкете и последующего анализа, социология выявляет типичное мнение большой группы людей. В данной контрольной работе были рассмотрены понятие и основы анализа эмпирических данных.Методы, применяемые социологами для анализа данных, многообразны. Выбор конкретного метода зависит, в первую очередь, от характера исследовательских гипотез, т. е. от того, на какие вопросы мы хотим получить ответ. Если целью является описание одной характеристики выборки в определенный момент времени, разумно ограничиться одномерным анализом, т. е. описанием распределения наблюдений. Разнообразные техники многомерного анализа позволяют одновременно исследовать взаимоотношения двух и более переменных и в той или иной форме проверять гипотезы о причинных связях между ними. В реальном исследовании каждое уточнение исходных гипотез или выдвижение новой гипотезы в ходе анализа результатов приводит к необходимости выбора новой техники анализа данных. Так, если изначальная модель взаимоотношения двух переменных (скажем, профессии и дохода) не позволяет выявить определенную закономерность в собранных данных, исследователь выбирает одну из статистических техник, позволяющих контролировать влияние какой-то третьей переменной, например пола, на интересующее его отношение.

Помимо характера исследовательских гипотез на выбор методов статистического анализа влияет и природа полученных социологом данных. Для того чтобы охарактеризовать распределение в выборке такого номинального признака, как «пол», мы не можем воспользоваться его среднеарифметическим значением и, следовательно, нам потребуются какие-то другие приемы компактного и точного представления полученной информации.

Применение проективных методов исследований установок и мотивов требует высокой квалификации исследователей для их разработки и особенно интерпретации данных. Полученная информация трудно поддается измерению и количественным оценкам.  Далеко не для всех установок и мотивов удается разработать данные процедуры. Все это делает весьма ограниченным применение данных методик в социологических исследованиях. Нередко они применяются как иллюстративный материал или как средство проверки обоснованности данных, получаемых применением прямых методов. Использование проективных процедур без должной квалификации может привести к получению научно не обоснованной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Кравченко А.И., социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования.- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.

3. Социология: Учебник для вузов/ под. Ред. Проф. Лавриненко В.Н. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

4. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2007.

5. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования  личности. М., 1980;

 

2

 



Информация о работе Подготовка эмпирических данных к обработке и анализ