Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:50, курсовая работа
Стратегическое планирование - одна из функций управления, кото¬рая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Назначение плана стратегического маркетинга - четкое и системное описание стратегического выбора, сделанного организацией для обеспечения долгосрочного развития, который должен последова¬тельно воплотиться в решения и программы действий.
Планирование необходимо для достижения следующих целей:
Важность и значение стратегического планирования заключаются в следующем:
план облегчает контроль за деятельностью организации и позволяет давать объективную интерпретацию расхождений между целями и результатами;
Задачи планирования каждая организация определяет самостоятельно и зависимости от вида ее деятельности.
1.2 Характеристика этапов стратегического маркетингового планирования
Рассматривая стратегию как совокупность интегрированных действий, предназначенных для обеспечения конкурентного преимущества, следует отметить, что не существует единого стандарта составления стратегического маркетингового плана в отношении его объема и степени детализации отдельных элементов. Однако в основу любого такого плана положены анализ рынка организации и его сегментов, анализ отрасли компании и ее конкурентов, а также перечень мероприятий, направленных на предложение потребительской ценности.
Периодичность составления и корректировки стратегического маркетингового плана зависит от организации и ее маркетинговой активности. Критерии выбора целевых рынков и позиционирования, как правило, не претерпевают серьезных изменений на протяжении года. Наиболее детализированы краткосрочные планы маркетинга, поскольку они подробно отражают номенклатуру товаров, объем их производства, цены, издержки, методы стимулирования сбыта и т. д.
Основные этапы разработки и реализации маркетингового плана:
1. Определение бизнеса. Формулирование миссии организации рассматривают как основу стратегии, так как она раскрывает истинные функции или цели бизнеса и устанавливает границы для усилий, определяя горизонты для роста. Изменения в определении бизнеса могут вызвать огромные перемены в стратегической направленности, приоритетах по распределению ресурсов, показателях деятельности.
Формулирование миссии детализирует статус организации, обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Миссия открывает глубинный смысл существования организации, тем самым позволяя ей отойти or ориентации на внутренние проблемы. Определяет направление, в котором движется организация, показывает, какое благо для общества она несет. Миссию можно рассматривать как идеологическую составляющую стратегического планирования.
Миссия организации, как правило, содержит:
Определение целей организации. Под целями организации понимают желательные и необходимые результаты деятельности, которые должны быть достигнуты к определенному времени и позволят последовательно преобразовать конкурентное преимущество в задачи и программы, требующие реализации.
Выбор основных целей - фундаментальная стратегическая проблема, так как цели служат критериями для принятия управленческих решений и вырабатываются для осуществления миссии организации. Цели являются точкой отсчета для выбора лучшей альтернативы.
Цели должны обладать рядом характеристик:
К основным показателям, которые могут отражаться в целях, можно отнести: рыночную позицию (рыночная доля отдельных подразделений; доля поступлений; общая рыночная доля и общий целевой сегмент); темпы роста: поступлений; продаж количества единиц продукции; степень удовлетворения потребностей потребителей (общая и по отдельным атрибутам); ориентация на новые продукты или новые рынки (обычно выражается в виде доли продаж новых предложений в течение определённого времени); подверженность риску (по доле продаж конкретных продуктов на конкретных рынках или конкретным потребителям); сокращение издержек; лимит дебиторской задолженности.
2. Анализ и оценка внешней среды. После установления миссии и определения целей начинается диагностический этап процесса стратегического маркетингового планирования. Каждое подразделение бизнеса сталкивается с действиями, оказываемыми на него окружающей средой, которое отличаются по многим факторам.
Ключевыми характеристиками являются различия между внешними факторами, которые менеджеры по маркетингу не могут непосредственно контролировать и которые представляют угрозу или возможности, и внутренними факторами, которые в значительной степени связаны с имеющимися у организации навыками и ресурсами.
Анализ и оценка внешней среды включают:
Таким образом, действия направлены на анализ внешних факторов по отношению к организации, что позволяет:
Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, зависят от многих факторов.
Организации, действующие на международном рынке, должны постоянно оценивать и контролировать изменения в этих областях.
Анализ конкурентоспособности (внутренних сильных и слабых сторон). Анализ конкурентоспособности (его называют также анализоми «сильных и слабых сторон») ориентирован на внутренние факторы, находящиеся в определенной степени под контролем организации.
Организация должна выяснить:
Всесторонний анализ необходимо обязательно проводить относительно наиболее опасных (приоритетных) конкурентов. Он должен включать все направления бизнеса, в том числе приведенные ниже функциональные области.
Результаты анализа содержат: описание характеристик емкости и потенциала рынка; прогнозы относительно темпов развития рынка; результаты анализа целевых рынков (их описание, приоритетность для организации); результаты анализа конкурентов (основные конкуренты организации - существующие и потенциальные), их сильные и слабые стороны, возможные действия; конкурентные преимущества организации на каждом целевом рынке.
4. Выбор стратегической ориентации. На этом этапе на основе проведенного анализа необходимо оценить альтернативные пути деятельности организации и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей. Стратегический подход предполагает, что организация определяет ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Как правило, рассматривают основные с стратегические альтернативы: ограниченный рост, динамичный рост, сокращение и сочетание этих вариантов.
Ограниченный рост. Его придерживается большинство организаций. Характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Стратегия ограниченного роста используется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация м целом удовлетворена своим положением.
Динамичный рост. Стратегия роста осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями.
Сокращение. Такую стратегию выбирают реже всего. В рамках альтернативы сокращения может быть несколько вариантов: ликвидация, «отсечение лишнего», сокращение и переориентация.
Сочетание. Этой стратегии, как правило, придерживаются крупные организации, активно действующие в нескольких отраслях. Она представляет собой сочетание любой из трех описанных стратегий.
На стратегический выбор влияют различные факторы, к которым можно отнести: риск, знание прошлых стратегий, фактор времени.
5. Реализация стратегического плана. После выбора основополагающей общей стратегии ее нужно реализовать, объединив с другими организационными функциями. Процесс маркетингового планирования предусматривает проведение необходимых оперативно-тактических мероприятий, назначение лиц, ответственных за их осуществление, определение сроков и мест реализации плана, а также способа реализации.
Механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров: тактики, политики, процедур и правил:
1.3 Документальное оформление стратегического плана маркетинга
С точки зрения формальной структуры планы маркетинга состоят из следующих разделов:
8. Контроль. Раздел характеризует процесс и методы контроля, которые необходимо осуществить для оценки уровня успешности выполнения плана.
1.4 Проблемы стратегического маркетингового планирования
Практика стратегического маркетингового планирования показывает, что идентификация стратегических проблем связана с условиями или давлением, оказываемыми на организацию. Они могут быть вызваны внутренними или внешними причинами либо их последствиями включают:
Стратегическое маркетинговое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в управлении.
К факторам, определяющим подходы к внедрению и использованию систем планирования маркетинга, относятся: особенности построения организации, масштаб операций, уровень диверсификации операций.
Тем не менее формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для деятельности предприятия. Цель, которой организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути развития, создать единство общей задачи организации.
Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск неправильных действий из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации.
Проблемы стратегического маркетингового планирования:
Если мы рассмотрим маркетинг в туризме как систему, то увидим, что она содержит в себе определенные составные части. Выделяя и рассматривая их во взаимосвязи и взаимодействии, можно очертить основные контуры реализации концепции маркетинга на туристском предприятии.
Рисунок 1:
Технология
реализации маркетинга на туристском
предприятии
Туристический
бизнес уникален в том смысле, что
персонал предприятия - это часть
туристического продукта. Гостеприимство,
доброжелательность - главное условие
для всех служащих, а не только специалистов
по непосредственному обслуживанию
клиентов. Маркетинг должен быть неотъемлемой
частью философии всей организации,
а функция маркетинга выполняется
всеми сотрудниками. Ключевой фактор
конкурентоспособности турфирмы - это
меры (мероприятия) по мобилизации творческой
активности коллектива. Важным фактором
высококачественного
Туристский
рынок - это институт или механизм,
который сводит вместе покупателей
(предъявителей спроса) и продавцов
(поставщиков) туристских услуг. В отличие
от обычных товарных рынков туристский
рынок не несет в себе движения
товаров от продавцов к покупателям.
Напротив, сами покупатели перемещаются
к месту назначения, чтобы получить
зарезервированные услуги. Белорусский
рынок международного туризма охватывает
совокупный спрос резидентов на путешествия
внутри страны и за рубеж, а также
спрос нерезидентов на туристские услуги
внутри страны, поддержанные соответствующим
предложением со стороны профессиональных
организаторов туризма и
Помимо сегментации рынка и выбора маркетинговой стратегии, необходимо учитывать, что туристические услуги имеют свой жизненный цикл, состоящий из нескольких фаз:
Необходимо
тщательно анализировать и
Предлагается в новый печатный каталог включить цены на часть основных гостиниц и тарифы на дополнительные услуги с уже начисленными комиссионными для агентств, чтобы менеджеры турагентств, могли смело показывать каталог клиенту. Печатный каталог фирмы из просто информативного должен превратиться в рекламно-информативный. Целесообразно использовать вставки рекламного характера внутри каталога или предварять информативную часть каталога рекламными листовками. Также необходимо в начале каталога давать информацию о том, чем новое издание отличается от старого.
2.2 Совершенствование рекламной деятельности
Как известно, в практике медиа планирования различают четыре схемы охвата для существующих товаров - услуг. Учитывая ярко выраженный сезонный характер турбизнеса предполагается использовать схему охвата сезонного опережения. Т. е. как мы знаем, один из пиков сезонности: майские праздники. Значит, рекламу следует давать уже в конце марта - начале апреля.
Анализ показал, что основные клиенты турфирмы - корпоративные клиенты. Поэтому необходимо: во-первых, завести базу данных корпоративных клиентов, а во-вторых организовать клуб корпоративных клиентов.
База данных позволит анализировать потребности и структуру клиентов и, соответственно, облегчит общение с ними.
Из заявки, анкеты мы можем получить следующие данные:
Создание клуба корпоративных клиентов подразумевает выпуск клубных карточек, которые дают право на получение скидки постоянным корпоративным клиентам. Помимо чисто финансовых льгот пластиковая карточка имеет имиджевый эффект, и само её наличие стимулирует клиента посещать именно турфирму "ЭлегияСтрой". При работе с корпоративными клиентами необходимо учитывать сезонность объема потребления тур услуг. Поэтому прекрасной темой для продвижения услуг могут стать различные акции. Например, акция "Новогодние поздравления", которая предусматривает телефонные поздравления всех организаций с наступающим Новым годом и Рождеством.
Турагентсткая сеть, которая на сегодняшний день существует, весьма не устойчива, т.к нет четкой политики и технологии работы с агентствами. Многое было сделано, для того, чтобы найти агентства, привлечь их внимание, но почти ничего для того, чтобы удержать их и обеспечить долгосрочное сотрудничество.
Региональными агентами турфирмы могут стать: региональные туристические фирмы; местные представительства.
Наиболее важная составляющая в цене турпутевки - цена на размещение в гостинице. На фирме следует ввести более гибкую систему ценообразования на услуги:
Мероприятия
по совершенствованию
Организация отдыха - это труд во благо человека. Фирма стремится, чтобы каждый, воспользовавшийся их услугами, остался не просто довольным, но и счастливым. А, как известно, чем больше счастливых людей, тем больше радости и желания жить и трудиться, и они не останавливаются на достигнутом, а продолжают искать новые формы и методы работы.
В
результате проделанного анализа маркетинговой
деятельности туристической фирмы
ЧУП "ЭлегияСтрой» можно сделать
выводы, что для того чтобы использовать
маркетинг как верного
Реализация концепции маркетинга на туристической фирме нуждается в разработке соответствующей службы маркетинга. В организационной структуре туристических фирм служба маркетинга является звеном, которое координирует деятельность всех других структурных подразделов.
В
зависимости от характера и масштабов
деятельности туристического предприятия
организационная структура
При
организации маркетинговой
Поскольку
современная концепция
Информация о работе Особенности системы маркетинговых коммуникаций в сфере услуг